Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение. Это длинное обсуждение подготовило нас к тому, чтобы дать опре­деление личностной диспозиции






Это длинное обсуждение подготовило нас к тому, чтобы дать опре­деление личностной диспозиции. Оно весьма похоже на наше определе­ние черты. Внимательный читатель отметит, что каждая часть определе­ния черты получила разъяснение.


382 Тема 13. Строение личности

Личностная диспозиция — это обобщенная нейропсихическая струк­тура (специфическая для индивида), способная делать многие стимулы функционально эквивалентными и инициировать и направлять устойчи­вые (эквивалентные) формы адаптивного и стилистического поведения.

Резюме

<...> Мы пытались выявить уровень анализа, наиболее полезный для исследования человеческой личности. Это уровень «черт», который в дей­ствительности наиболее широко признан как психологами, так и нашими обыденными речевыми привычками. Тем не менее, мы нашли необходи­мым выделить на этом уровне два направления рассмотрения организа­ции черт.

Общими чертами называют сложно организованные комплексы, рас­сматриваемые как общие (или сравнимые) в популяции людей. Вследствие принадлежности людей к общему виду и к общей культуре мы можем (с полным основанием) искать у них совершенно однородные категории по­ведения. Все сравнительные исследования личности, вся дифференциаль­ная психология, большинство попыток измерений осуществляются на осно­ве таких «общих черт».

Личностные диспозиции — это единицы того же порядка сложнос­ти, но они рассматриваются как «членение самой природы». Иными слова­ми, это нейропсихические единицы, которые мы фактически обнаружива­ем у различных людей. Иногда (весьма редко) человек оказывается столь типичным представителем своей культуры и своего вида, что может быть адекватно охарактеризован с помощью общих черт. Более вероятно, что его кардинальные, центральные и вторичные диспозиции будут в высокой сте­пени окрашены его индивидуальностью. Тот способ, каким организована его жизнь, может не соответствовать сколько-нибудь хорошо никакой ана­литической схеме общих черт. Термин личностная диспозиция (который может быть передан также как индивидуальная черта или морфогенети-ческая черта) привлекает внимание к любым обобщенным чертам, которые фактически присутствуют в нейропсихической системе отдельного человека.

Оба понятия используются на своем месте. Для целей сравнитель­ных исследований (а таково большинство исследований личности) доста­точно общих черт. Для детального исследования конкретного индивида должны быть определены личностные диспозиции.

Черты или диспозиции не поддаются прямому наблюдению, мы можем лишь прийти к заключению об их существовании. Конкретные действия — это всегда продукт многих детерминирующих факторов, не только устойчивых тенденций, но и напряжений, возникающих в данный момент в личности или в ситуации. Только повторяющиеся действия, обладающие одной и той же значимостью (эквивалентность реакций) и


Олпорт Г. [Теория черт] 383

являющиеся результатом определенного круга стимулов, имеющих одну и ту же личностную значимость (эквивалентность стимулов), приводят к необходимости заключения о наличии черт и личностных диспозиций. Эти тенденции не находятся все время в активном состоянии, но они продолжают существовать даже в латентной форме и обладают относи­тельно низким порогом возбуждения.

Одно дело допустить, что черты и диспозиции — наиболее приемле­мые единицы для исследования, другое — установить их точный характер у какого-либо конкретного человека. Для того чтобы избежать проекции своего собственного характера и многих других источников ошибок, иссле­дователь должен использовать весь имеющий отношение к делу эмпири­ческий инструментарий своей науки в обосновании своих заключений. Черты и диспозиции нельзя вызвать как духов; их надо обнаружить.

При обозначении этих организованных единиц возникает множество ошибок, одна из которых — смешивание социальных суждений с объектив­ными фактами. Если мы будем избегать терминов, выражающих похвалу и осуждение, то сможем составить психологический словарь «безоценоч­ных» названий черт. Как ни прискорбно, но свойства человеческой лично­сти могут быть описаны только с помощью обыденной речи, поскольку она одна обладает достаточной тонкостью и общепринятой понятностью.

Некоторые черты и диспозиции явно имеют мотивирующую силу, особенно те, которые обычно известны как интересы, амбиции, чувства, ком­плексы, ценности. Другие менее динамичны и обладают возможностью ско­рее управлять поведением (стилизовать его), чем инициировать. Иногда единицы, поначалу лишь направляющие, приобретают впоследствии движу­щую силу, а те единицы, которые вначале побуждали движение, могут стать просто направляющими. Стареющий спортсмен может утратить рвение, но все еще сохранять интерес к спорту.

Черты и диспозиции стабилизируют поведение, но они никогда не бы­вают ни полностью согласованными, ни независимыми друг от друга. Эффек­тивное приспособление к окружающему миру требует гибкости: в различ­ных ситуациях должны приводиться в действие различные детерминирую­щие тенденции. Конкретная личность может выглядеть противоречивой и конфликтной (как без устали повторяют романисты и клиницисты).

Наш взгляд на личностные диспозиции не отрицает важности со­циального взаимодействия в формировании человеческого поведения. [Ранее] мы отдали должное эффектам ситуации, социальной роли, куль­туры. Но мы считаем, что конкретный человек обладает широким набо­ром привычек и диспозиций, которые могут быть активированы в раз­ной степени и в различных комбинациях в зависимости от социальных и средовых требований текущего момента.

Черты и диспозиции — это modus Vivendi. Их значимость — след­ствие той роли, которую они играют в успешном приспособлении человека к его миру и в овладении им.


Л. Хьелл, Д. Зиглер

ПОДХОД К ЛИЧНОСТИ С ПОЗИЦИИ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА1

В отличие от идеографического изучения черт по Олпорту, суще­ственно иное направление в психологии черт личности открывается бла­годаря статистическому методу, известному как факторный анализ. Те­оретики, использующие факторный анализ, полагают, что основопола­гающие аспекты личности являются общими для всех; т.е. основные элементы, из которых формируется структура личности, универсальны. Сторонники применения факторного анализа для изучения черт счита­ют также, что люди обладают стойкой предрасположенностью реагиро­вать определенным образом и что основные параметры личности имеют иерархически упорядоченную структуру. Ключевая особенность данного подхода к изучению личности состоит в количественном измерении черт личности. Выдающимися представителями этого количественного науч­ного метода являются Рэймонд Кеттел и Ганс Айзенк. Данный раздел главы посвящен их вкладу в персонологию. Однако сначала мы сдела­ем небольшое отступление, чтобы рассмотреть процедуру проведения факторного анализа согласованных структур личности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.