Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Истина - это объективное соответствие содержания мысли реальности, обоснованное достаточным доказательством этого соответствия.




Истинность означает свойство истины, состоящее в соответствии содержания форм человеческого познания объективной действительности. Понятие “истинность” непосредственно не соотносится ни с абсолютностью, ни с относительностью, ни с конкретностью истины, а только с её объективностью. Любое суждение изначально обладает или не обладает истинностью, в зависимости от того, соответствует или не соответствует оно реальности, но статус истины суждение может получить лишь благодаря достаточной обоснованности его истинности.

Для западной философии характерна позиция, изложенная К.Поппером, в соответствие с которой истина и правдоподобие отождествляются между собой. Эта позиция основана на соотнесении правдоподобного с системой “истинное – ложное”. Более правильным представляется соотнесение правдоподобного с системой “незнание – знание” и, следовательно, понимание его как степени истинности.

Следует различать абсолютную и относительную истину. Понятие “абсолютная истина” употребляется в двух главных значениях: 1) как полное, исчерпывающее знание обо всём во Вселенной (что является недостижимым, т.к. Вселенная бесконечна и находится в непрерывном изменении); 2) как вечная истина, т.е. такое знание, которое не может быть опровергнуто в будущем (например, дата какого-либо исторического события). Рассматривая диалектику абсолютной и относительной истины, мы будем иметь в виду первое из указанных значений. Под относительной истиной понимается неполное, ограниченное знание об объекте.

Диалектика абсолютной и относительной истины состоит в следующем: любая относительная истина содержит в себе частицу истины абсолютной; абсолютная истина складывается из истин относительных; познание в своём развитии непрерывно приближается к истине абсолютной, восходя по ступеням истин относительных, но никогда не достигает её.

Одной из важнейших характеристик истины является её конкретность, заключающаяся в том, что суждение может рассматриваться как истина только в границах доказанного. Например, ход экзаменов показал отсутствие знаний по философии у студента Иванова, на основании чего, суждение “студент Иванов не знает философии” будет истиной. Но свойство истинности оно сохранит лишь по отношению к данному, конкретному студенту. Если же мы распространим это суждение на всех студентов, носящих подобную фамилию, то из истины оно превратиться в заблуждение, т.к. будет опровергнуто знаниями других студентов-однофамильцев.

Следует различать понятия “истина” и “правда”; “заблуждение”, “ложь” и “ошибка”. Противоположностью истины является заблуждение, представляющее собой доказанное несоответствие содержания мысли реальности. Ложь, в отличие от заблуждения, обладает характеристикой осознанности, это сознательное искажение истины (одним из проявлений лжи является такой вид преступления как лжесвидетельствование, представляющий собой предоставление следственным органам и суду преднамеренно искаженной информации). Соответственно, правда, как противоположность лжи, является сознательным выражением истины. Понятие же “ошибка” применяется, главным образом, к каким-либо действиям, в том числе и познавательным.



Доказательство истинности связано с определёнными критериями. К их числу относят: логический, математический, лингвистический, прагматический, когерентный и другие критерии.

Для западной философии характерны поиски критериев истины в сфере сознания. Один из виднейших представителей герменевтики Х.Гадамер считает, что критерием истины является общепринятость, авторитетность. В отличие от герменевтики прагматизм признает, что критерием истины является практика, но он понимает практику как совокупность отдельных действий, полезных для отдельного субъекта в данный момент.

В отечественной материалистической философии также представлены различные подходы к пониманию критерия истины. М.Н.Руткевич считает, что практика является единственным критерием истины. Г.А.Курсанов признает наличие и других критериев истины (логического, лингвистического, критерия простоты, ясности), подчеркивая при этом их относительный характер и зависимость от критерия практики.

Подобное расхождение мнений этих видных философов порождается различием их интерпретаций понятия «практика». Данное понятие является весьма широким и имеет, по меньшей мере, два основных значения.



В соответствии с первым из них практика отождествляется с совокупностью всех видов деятельности человека по созданию материальной и духовной культуры. Подобное широкое понимание практики включает в себя и научные исследования. В этом значении понятие «практика» объединяет все научные критерии истины, поскольку она охватывает все виды деятельности, в том числе и теоретическую.

Второе, более узкое, значение понятия «практика» связывается с материальной деятельностью людей, которая противоположна теории. В этом смысле практика выступает как базисно определяющий критерий истины, конкретизирующийся в процессе познания в ряде дополнительных критериев, эффективное функционирование которых само обусловлено практикой. Это можно проиллюстрировать следующим примером. Инженер разработал принципиально новый проект железнодорожного моста. Как проверить, правильны ли его расчеты? Можно доказать это на практике, построив мост и проверив его качества. Но этот способ является слишком дорогим. Поэтому, в данном случае, будет использоваться математический критерий оценки правильности расчётов. Но сам математический критерий получает доказательную силу только потому, что в истории человечества его истинность уже миллионы раз была проверена и подтверждена на практике.

Выделяют следующие основные формы практики как критерия истины: производственную, социально-преобразующую, организационно-управленческую, общественно-политическую, семейно-бытовую, деятельность в сфере культуры, воспитания, образования, научно-экспериментальную деятельность (опыты, измерения, наблюдения и т.п.), правоохранительную деятельность и т.д.

Практика как критерий истины обладает двойственной характеристикой:

1) абсолютностью, состоящей в том, что практика является единственно самодостаточным, объективным критерием истины и она охватывает весь процесс человеческой жизнедеятельности;

2) относительностью, проявляющейся в одноразовых актах практического подтверждения истины; в ограниченности практики на каждом конкретном этапе познания; в неспособности практики полностью опровергнуть какое бы то ни было человеческое представление.

Данная неспособность порождается двумя главными факторами: бесконечностью материального мира и ограниченностью наших знаний о нём. Это порождает возможность доказательства только существования существующего, а доказательство несуществования несуществующего становится практически невозможным. Например, практически доказано существование атомов, электромагнитных полей, радиоволн и других явлений о существовании которых люди высказывали сомнение или вообще не имели никакой информации. Но практически доказать, что какое-либо человеческое заблуждение или суеверие не существует невозможно, поскольку для этого пришлось бы перебрать бесконечное количество различных вариантов существования. Так, люди убедились, что на горе Олимп нет мифологических богов, постепенно было доказано, что их нет также в других районах Греции и в других местах Земного шара, но всегда будет невозможно окончательно доказать их несуществование где-то в Космосе, или других измерениях пространства и времени.

Относительность критериев истины не является достаточным основанием для агностических утверждений, отрицающих возможности познания людьми явлений и процессов окружающего их мира. Существующие критерии истины позволяют отличать истину от заблуждения, веру от правдоподобного мнения.

 

Литература

Основная:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия:Учебник.- 4 изд., переработ. – М.: Изд-во «Проспект», 2008.

2. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: учебное пособие-5-е изд.- М.: Изд-во «Проспект», 2008.

3. Бачинин В.А. Философия. Энциклопедический словарь. – СПб.: 2006.

4. Ильин В.В. Философия: учебник. В 2 т. Ростов/н Д: Феникс, 2006.

5. Философия. Учебник для юридических вузов. - 4 изд., переработ – СПб.: СПбУ МВД России, 2010.

Дополнительная:

1. Философия. Учебник для вузов/ Под редакцией проф. В.Н.Лавриненко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

2. Философия. Учебник/ Под редакцией проф. О.А.Митрошенкова. М.: Гардарики, 2004.

3. Философия. Альбом структурно-логических схем.– СПб.: СПбУ МВД России, 2002.

4.Стрельник О.Н. Философия: учебное пособие.- М.: Юрайт-Издат,2008.

 

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал