Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос №2. Подготовка кадров для ОВД






 

Современный этап развития правоохранительных органов в качестве ключевого направления выделяет научно-обоснованную кадровую политику, приоритетом которой является подготовка специалиста XXI века, владеющего новейшими технологиями человеческой инженерии, находящегося на острие сложнейших социальных отношений, от которых часто зависит жизнь и судьба многих россиян.

Актуальность этой проблемы определяется следующими факторами.

Социально-психологическими:

· дальнейшее усилие роли нравственных начал деятельности правоохранительных органов, обусловленных гуманизацией права, повышением интереса к человеческой личности;

· экстремальность условий, нормативность общения сотрудников ОВД с гражданами требуют огромного напряжения, ответственности и навыков в установлении диалога с населением;

· сложившееся противоречие между возрастающей ролью правоохранительных органов в условиях трансформации к рынку и содержанием государственной политики в отношении сотрудников ОВД, их слабой защищенностью, недостаточной материально-бытовой обеспеченностью, что приводит к снижению жизненного тонуса и оптимистического настроения сотрудников.

 

Психолого-педагогическими:

· недостаточное развитие системы информационно-пропагандистского воздействия, что снижает роль воспитания в формировании профессиональных навыков и организаторских умений сотрудников;

· педагогический разрыв между стремлением дойти в процессе воспитания до каждого и неумением решить данную задачу.

В формировании кадрового потенциала для милиции имели место серьезные проблемы, вызванные объективными и субъективными причинами в ходе реформ:

· политическая и экономическая нестабильность, постоянная недофинансированность структур МВД;

· большие физические, моральные и психо-эмоциональные нагрузки на работников органов внутренних дел, резко усилившееся воздействие на них со стороны противоправных элементов;

· необходимость повышения авторитета органов внутренних дел в обществе;

· выросшая активность различных политических партий и движений, стремящихся оказать влияние на сотрудников органов внутренних дел;

· социальная напряженность в органах внутренних дел, характеризующаяся стремлением части сотрудников к изменению своего социального положения путем перехода в различные «частно-охранные» структуры и в «гражданские» секторы общественного производства.

В годы перестройки кадровая политика во многом предопределялась субъективным фактором. Министр внутренних дел (1982-1986 гг.) Федорчук В.В., осуществляя борьбу в органах со взяточничеством, коррупцией, злоупотреблениями, сокрытием преступлений от учета, уволил 160 тысяч сотрудников (многих по доносу, анонимке). Среди них были опытные оперативники. Чтобы восполнить уволенных Федорчуком и его заместителем 25 тысяч человек за год, нужно было работать 6 лет всем учебным заведениям МВД и никого не увольнять.1 Такой подход создавал дополнительные трудности в комплектовании и подготовке кадров.

Совет министров СССР, поддерживая инициативу Министерства внутренних дел СССР, провел в 1989 г. ряд мероприятий, направленных на преодоление недостатков, накопившихся в сфере материального обеспечения и социального развития органов внутренних дел. Одно из них касалось улучшения материального обеспечения рядового и младшего начальствующего состава. Приказом МВД СССР №265 от 23 октября 1989 г. предусматривались новые условия денежного содержания, которые позволяли создать более гибкую систему оплаты труда в зависимости от характера работы, ее объема и качества, впервые вводилась оплата за классность, устранялась уравниловка, участковым инспекторам милиции была повышена не только зарплата, но и звания.

По мере углубления проводимых реформ становилось очевидным, что кадровая работа – одно из наиболее ответственных и многогранных направлений деятельности МВД России, требующее комплексного решения управленческих, экономических, социальных, правовых, нравственных, технологических и иных задач. Эти обстоятельства обусловили постоянное внимание к кадровой политике в милиции со стороны государственных органов, их контроль, помощь и поддержку. Важнейшие законы, указы Президента, постановления и решения Правительства, касающиеся работы органов внутренних дел, в значительной части были посвящены дальнейшему совершенствованию эффективности деятельности милиции, правовой и социальной защищенности личного состава. Среди этих документов необходимо выделить законы РФ «О милиции», «Об основах государственной службы Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах по совершенствованию работы с кадрами в системе государственной службы и реализации Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, ведомственные нормативные акты. В этих документах нашли свое отражение не только конституционные принципы работы с кадрами, но и основы социально-правовой защищенности сотрудников органов внутренних дел, призванные нейтрализовать тенденции резкого снижения престижа службы.

С 1990 года качественно новыми характеристиками общественной жизни стали организованность и повышенная активность в осуществлении преступных акций, сулящих максимальную наживу, уголовный терроризм, вооруженность, жестокость. В этих условиях сотрудники всех уровней системы вынуждены были находиться в повышенной боевой готовности, участвовать в пресечении противоправных действий. Объем нагрузок на сотрудников основных служб в два-три раза превысил допустимые нормативы, сводя зачастую на нет усилия по наведению порядка и обеспечению безопасности граждан. Мобилизация милиции на решение ее кадровых и технических ресурсов для решения сверхсложных задач шла на фоне разрыва, который проявился между уровнем материальной обеспеченности, степенью социально-правовой защищенности и стремительно возросшими нагрузками на личный состав. Это объективно не могло не привести к оттоку значительной части профессионалов, ощутимому размыванию кадрового потенциала. Уже к 1992 году сложилось беспрецедентное по своему критическому состоянию положение, когда возможности решать оперативно-служебные задачи имевшимися людскими ресурсами, по существу, исчерпали себя. Расширенная коллегия правительства выделила МВД 50 тысяч единиц.2 Источники пополнения – сокращающаяся армия и гражданские вузы. Для их подготовки были созданы курсы при средних и высших школах милиции. Шесть месяцев проходили юридическую подготовку новички, имеющие высшее образование.

Однако негативные тенденции в работе с кадрами продолжали нарастать.

Во-первых, ежегодно увеличивалось количество совершаемых сотрудниками ОВД преступлений должностной и общественной направленности. В сравнении с 1991 годом в 1997 году доля общеуголовных преступлений, совершенных сотрудниками ОВД увеличилось почти в 2 раза. Было привлечено к ответственности почти 14 тысяч сотрудников. Эта опасная тенденция порождалась комплексом управленческих, организаторских и воспитательных просчетов.3 Для борьбы с «чужими среди своих» в МВД в 1995 году была создана новая структура – служба собственной безопасности (ССБ). Цель ее – своевременно выявлять, принципиально бороться и очищать ряды сотрудников на основе норм права. В 1996 году была проведена долгосрочная операция «чистые руки», которая позволила завершить немало дел в отношении крупных чиновников в погонах.

Во-вторых, получила развитие тенденция дезинтеграции правоохранительных сил, когда в ущерб служебным и профессиональным интересам превалировали политические интересы, отстаивание идей национального и территориального суверенитета. Нарушилась сложившаяся система межрегиональной ротации кадров. Не единичными стали случаи нарушения принципов открытости и справедливости в решении кадровых вопросов.

В-третьих, престиж авторитета сотрудника в обществе стал падать. В 1993 году по итогам опроса, лишь третья часть населения положительно оценивала результаты деятельности органов внутренних дел.4 Усилилось отчуждение общества от правоохранительной системы, что главным образом сказывалось в нарушениях сотрудниками этических норм, в пренебрежении требованиями Закона, Присяги, в неуважении прав граждан, в усилении сращивания с предпринимательскими структурами и в коррумпированности. Целенаправленно со стороны средств массовой информации создавался образ беспомощной милиции, скоординировано обрушиваясь на МВД с резкой критикой по каждому удобному и неудобному поводу. Среди населения формировались панические настроения, элементы страха, недоверия милиции.

Повышению ответственности у сотрудников за выполнение служебного долга способствовало принятие Кодекса Чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом министра внутренних дел РФ 19 ноября 1993 года.

Была повышена персональная ответственность руководящего звена. Руководствуясь Указом Президента России «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы», с 1995 по 1998 годы по отрицательным мотивам было освобождено 27 руководителей номенклатуры Министерства. В 1997 года была проведена внеочередная аттестация начальников горрайлинорганов, которая явилась своеобразным экзаменов на зрелость.5 Повышению авторитета милиции, укреплению связи с общественностью способствовал такой тактический шаг, как организация «Телефонов доверия». Такой диалог – мост в будущее, он доступен, мобилен, востребован. Способность к взаимодействию милиции с общественностью во многом продемонстрировал ход операции " Вихрь – антитеррор», контртеррористическая операция на Кавказе.

Вместе с тем руководству МВД не удалось решить проблему материального вознаграждения сотрудников их тяжелейшего труда. Так, в августе 1993 года к Президенту и Председателю Правительства России поступило совместное обращение от Министерства обороны, МВД, МБ и председателя Федерации профсоюзов рабочих служащих вооруженных сил. В нем сообщалось, что из-за недофинансирования силовых структур и оборонных предприятий создалась угроза стабильности обстановки в армии и флоте, в войсках и органах МВД, предзабастовочная обстановка на заводах. Долг государства по этим сферам к 27 августа 1993 года достиг 2300 миллиард рублей. Разрушенная экономика под видом демократизации не позволяла государству оплатить труд людей, обеспечивающих его национальную безопасность.6

В-четвертых, депопуляция населения России, которая все четче стала обозначаться во второй половине 90-х годов, создавала условия, когда требования, предъявляемые к характеристикам кандидатов на службу в органы ВД (включая и общеобразовательный уровень), резко снижались. Осуществлялся отбор вместо набора, а как следствие - ежегодный рост случаев самоубийства среди сотрудников (от 200 до 400 человек).7

В этих условиях была создана психологическая служба министерства. Повышению жизненного тонуса, оптимистичного настроя личного состава способствовали практические психологи. Особая роль службы в психологическом сопровождении личного состава при несении службы в экстремальных условиях и чрезвычайных ситуациях с последующей реабилитацией. Работа этой службы положительно зарекомендовала себя на Северном Кавказе в условиях ведения контртеррористической операции. Отработан и жестко реализуется комплекс психофизиологического отбора и подготовки командируемых в этот регион, а также порядок их реабилитации по возвращению в места постоянной дислокации.

В-пятых, падение общей культуры, нравственных традиций и рост социальной напряженности в обществе оказывали негативное воздействие на личный состав сотрудников, формируя у них потерю уверенности в целесообразности и необходимости своего труда для общества, создавая в коллективах нездоровую обстановку. Снижение уровня воспитательной работы в органах внутренних дел приводило к росту правового нигилизма, бездуховности сотрудников ОВД.

Руководство МВД неоднократно делало шаги для того, чтобы приблизить творческие союзы к милиции, возобновили деятельность студии художников в МВД во главе с большим мастером А.А. Бичуковым, расширили деятельность Центрального музея МВД, университета культуры в Академии МВД. С министром культуры РСФСР Ю.С. Мелентьевым была утверждена целевая программа совместных действий. В числе печатных изданий МВД появилась газета со звучным и символичным названием «Щит и меч». Она начала выходить в конце 1989 года как российская правовая общественно-политическая газета. Совместно с другими изданиями МВД журнал «Милиция», которому в 1997 году исполнилось 75 лет, «Пожарное дело», отметившее в 1994 году 100-летие, воспитывали молодежь, сотрудников ОВД и популяризировали нелегкий труд защитников правопорядка. По инициативе МВД были рождены новые киносериалы, документальные ленты. Среди них «Убойная сила», «Улицы разбитых фонарей» и другие. Особое звучание сотрудничества с творческой интеллигенцией приобрело в период подготовки празднования 200-летия МВД.

Отток квалифицированных сотрудников приводил к снижению результатов оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности. Если в мае 1991 года из МВД РСФСР было уволено 10 тысяч, в июле – 11 тысяч, то в сентябре – 15 тысяч работников.8 1991-1992 года были самыми критическими в борьбе за сохранение профессионального ядра в МВД. Отток из органов опережал приток.9

За 1985-1995 годы на должности министра внутренних дел СССР и России работало 9 человек (от Федорчука В.В. до Куликова А.С.). Эдакая министерская чехарда (в среднем министр у руководства министерства находился чуть больше года) привела к тяжелейшим последствиям не только для правоохранительной системы, но и страны в целом.

Сложившиеся негативные тенденции – это итог дезорганизации кадровых процессов, нарушивших десятилетиями сложившуюся систему межрегиональной ротации кадров, обмена кадрами по вертикали, сбалансированности национального состава руководителей, подготовки резерва. Из практики стали исчезать элементы соревновательности между подразделениями, службами, сотрудниками. Когда было принижено значение морального поощрения личного состава.

Стало очевидным, что в этих условиях фактически исчерпала себя политика экстенсивного формирования органов внутренних дел, связанная с количественными показателями комплектования в ущерб качественным. Экстенсивное наращивание кадрового аппарата основных служб, каковым оно было на протяжении последнего десятилетия, давало все менее ощутимый эффект, выражавшийся в увеличении числа выявленных преступлений. Привычные подходы к решению кадровых проблем стали давать сбои. Поэтому на повестку дня встал вопрос коренного совершенствования работы с кадрами. Правовой основой, учитывающей данные объективные закономерности, явились концептуальные основы совершенствования работы с кадрами, вошедшие самостоятельным разделом в Концепцию развития системы МВД России до 2005 года. Программными документами министерства, определяющими осуществление кадровой политики, стали Директива №1 (1996 г.), приказы №426 (1996 г.), №170 (1998 г.), №977 (1999 г.), №955 (2000 г.). На их основе будет создаваться вертикаль в воспитательном процессе. Требование министра внутренних дел России сегодня – рассматривать воспитательную работу как важнейшую составную часть государственной кадровой политики.

Сформулирована и ее главная цель – формирование всесторонне развитой, профессионально подготовленной, морально и психологически устойчивой личности сотрудника, обладающего качествами, которые обусловлены потребностями и особенностями оперативно-служебной деятельности.

Воспитательные аппараты призваны довести до сознания каждого сотрудника идеи и принципы государственной идеологии, обеспечение ее реализации в процессе осуществления оперативно-служебной деятельности. Важным направлением в реализации этой задачи является организация с сотрудниками информационно-пропагандистской работы. События на Северном Кавказе показали, насколько актуальна информационная защита личного состава.

На сегодняшний день около 50% личного состава ОВД моложе 30 лет, а 58% служат в системе МВД менее 5 лет.10 Учитывая резкое омоложение кадрового состава, воспитательные аппараты уделяют внимание повышению профессиональной подготовке сотрудников.

Каждый 4-й не выполняет нормативы по стрельбе, каждый 7-й проявил нерешительность и медлительность в применении оружия11, более 50% трагедий – из-за утраты бдительности. Президентом РФ поставлена задача: сократить боевые потери, которые зачастую – результат непрофессионализма. Достаточно вспомнить расстрелы наших ОМОНов в Чечне. Необходимо учить воевать, не допускать разгильдяйства! Не теряют свою актуальность такие принципы, как «Обучая – воспитывай», личный пример, строгий контроль, сочетание их с заботой о подчиненных.

Как никогда актуальна задача обеспечения соответствия уровня подготовки российских милиционеров мировым стандартам. В 1992-1993 гг. было открыто семь вузов, четыре средних школы милиции.12 Усилилась ранняя профориентация молодежи. В каждой области РФ были созданы классы, где учащиеся изучали юридические дисциплины, занимаются физической подготовкой. Были созданы два колледжа по типу суворовских училищ (Москве и Новочеркасске). Перестали ограничивать прием девушек. С течением времени работа по расширению образовательной базы постоянно наращивалась. Образовательная система МВД стала включать в себя в 1997 году две Академии, 24 института и высших учебных заведений, Суворовское училище. Престижное юридическое образование могли получать 40 тысяч человек, решивших связать свою судьбу с милицейской службой.13 Для российского МВД сегодня особенно остро стоит вопрос гибкого реагирования системы подготовки на реалии милицейской службы. Так на базе Ставропольского филиала Краснодарского юридического института МВД России и Учебного центра ГУВД Ставропольского края создается научно-исследовательская лаборатория (центр) по изучению проблем религиозного экстремизма, ваххабизма и терроризма. Цель – вооружить сотрудников милиции жизненно необходимыми знаниями для успешной работы (особенно в Кавказском регионе). В Волгоградской академии МВД РФ создается центр по совершенствованию деятельности органов внутренних дел и подготовке для них кадров с учетом передового отечественного и зарубежного опыта.14

Учитывая, что в МВД сегодня каждый второй сотрудник - офицер, ставится задача усиления борьбы за имидж служителя закона. Укрепление дисциплины и законности среди личного состава – основа роста доверия милиции у населения страны. А развитие разнообразного сотрудничества с гражданами – это непременное условие улучшения криминогенной ситуации в обществе, качественного повышения эффективности работы милиции. В связи с этим разрабатываются новые критерии оценки оперативно-служебной деятельности, исключающие фальсификацию и нарушения учетно-регистрационной дисциплины.

Изменение существующих критериев оценки деятельности органов внутренних дел будет способствовать отражению результатов деятельности ОВД не только в цифровых показателях, но и реальных результатах охраны правопорядка.

Приоритетное значение должно придаваться не ведомственной характеристике результатов того или иного подразделения, а оценке со стороны населения, органов государственной власти. По данным социологических опросов 54% опрошенных считают, что деятельность милиции должна оцениваться обществом, а не с помощью узковедомственных показателей.15 Поэтому мониторинг работы аппаратов внутренних дел постоянно должны осуществлять как милицейские специалисты, так и независимые эксперты. Такая стратегия отношений с общественностью будет вменяться в обязанность всем подразделениям МВД России.

Участие общественности в оценке деятельности МВД придаст новый импульс взаимодействию милиции и общественности, повышению авторитета среди граждан деятельности сотрудников. Опросы общественного мнения свидетельствуют, что сегодня лишь около 40% граждан положительно относятся к представителям правоохранительных органов и готовы обратиться к ним за помощью.16

В то же время разработка новых форм взаимодействия милиции и общественности должно строиться и с учетом как передового отечественного, так и зарубежного опыта. Речь идет, прежде всего, не об автоматическом перенесении, скажем, американского опыта на российскую почву, а о том, что наиболее прогрессивные формы должны быть надлежащим образом адаптированы к российским условиям.

Но нельзя забывать, что качественное оказание милицейских услуг гражданам невозможно без достаточного материально-технического потенциала и достойного денежного содержания сотрудников.

Основными направлениями организации воспитательной работы с сотрудниками органов внутренних дел в современных условиях являются:

· обеспечение становления и закрепления на службе молодых сотрудников милиции;

· наращивание системы профессионально-психологической подготовки каждого члена милицейского коллектива, развитие у них таких необходимых качеств, как воля, внимание, овладение навыками саморегуляции;

· воссоздание эффективной системы пропаганды и контрпропаганды, активизация общественно-государственной подготовки;

· воссоздание ведомственной нормативно-правовой базы культурно-массовой работы, стержнем которой должно стать духовно-нравственное и культурное воспитание служителя Закона;

· совершенствование социального положения сотрудников их правовой защиты;

· формирование навыков воспитательной работы, культуры управленческих решений у каждого руководителя. Значительным потенциалом в активизации этой работы должна стать подготовка к празднованию 200-летия МВД России.

Таким образом, к стратегической задаче кадровой политики следует отнести формирование высокопрофессионального, стабильного, сбалансированного нравственно и психологически устойчивого кадрового корпуса органов внутренних дел, наиболее полно соответствующего социально-политическим, экономическим, криминогенным и другим условиям, способного эффективно действовать.

Тактические задачи кадровой политики заключаются:

1. В совершенствовании управления кадровыми процессами и прежде всего определение ключевых критерий оценки кадровой работы – общественного мнения населения, т. е. тех, кого мы защищаем.

2. В совершенствовании комплектования:

· Развитие контрактной системы, конкурсного отбора кандидатов на службу;

· Профессиональная ориентация молодежи;

· Формирование оперативных кадровых резервов.

3. В повышении профессиональной подготовки:

· Реорганизация системы образовательных учреждений для подготовки кадрового ядра;

· Кардинальное повышение эффективности первоначальной подготовки.

4. Оперативные задачи кадровой политики:

· Совершенствование правовой базы прохождения службы, отвечающей требованиям современных условий;

· Улучшение материального обеспечения сотрудников милиции.

Именно такие модели дают возможность увязать показатели кадровой обеспеченности и «качества» кадров с показателями, характеризующими эффективность деятельности органов внутренних дел в сфере охраны общественного порядка и борьбы с преступностью.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.