Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рынок информации






Рынок в настоящее время является важным способом распространения информации.

Информационный рынок не является качественно однородным — он делится на рынок информации первичной, оригинальной и рынок тиражированной информации. Последний есть разновидность рынка материальных благ.

Первичная информация — это уникальный товар, имеющийся в одном экземпляре, доступный одному или нескольким, не связанным между собой, субъектам. Информацию можно произвести лишь однажды, то есть это единичный процесс, а тиражирование и распространение ее – другие процессы, схожие с производством однородных промышленных товаров.

Жизненный цикл информации как товара обычно значительно короче, чем у большинства материальных товаров. Временная ограниченность реализации информации обусловлена такими специфическими свойствами, как:

- уместностью информации лишь в конкретной ситуации;

- крайне субъективной ценностью;

- быстрым моральным устареванием.

Если информация произведена после того, как изменилась ситуация, породившая потребность в ней, она не сможет быть продана в силу утраты своего главного свойства — снижения неопределенности.

Рынок первичной информации – это особый рынок, где действуют законы, не характерные для процессов купли-продажи материальных благ. К его характерным чертам относятся следующие моменты:

- он максимально индивидуализирован;

- минимальное количество участников (чаще всего с одним покупателем и одним продавцом);

- конкуренция ограничена, во многих случаях отсутствует;

- цена не является главным регулятором спроса и предложения;

- неценовые факторы спроса, в первую очередь - риск, с которым сталкивается потенциальный покупатель, определяют цену и тем самым регулируют рынок.

Начало формирования рынка первичной информации как отдельного самостоятельного явления относится примерно к середине 50-х годов XX века.

К началу 90-х годов более или менее четко обозначились особые закономерности его функционирования и развития.

Информация может передаваться от субъекта к субъекту как в прямом контакте, например, путем речевого сообщения, так и бесконтактно, в виде зашифрованных данных на каком-либо материальном носителе. Объектом рыночных сделок преимущественно выступает зашифрованная информация, то есть информация, размещенная на специальном носителе.

Потребность в информации испытывают практически все люди, но спрос на нее предъявляют в основном только те платежеспособные лица и организации, которые чем-либо рискуют – деньгами, имуществом, репутацией, жизнью.

Риск – угроза потери чего-либо – есть главный фактор, определяющий спрос на информацию.

Спрос на информацию индивидуален, причем в гораздо более высокой степени, чем спрос на большинство физических товаров и услуг. Высокая индивидуальность спроса на информацию обусловлена ее весьма субъективной полезностью, а также разным отношением людей к риску.

По отношению к информации как к товару, не цена влияет на объем спроса, а, напротив, спрос воздействует на цену – уровень цены и степень риска находятся здесь в прямой зависимости.

В отличие от большинства обычных физических товаров и привычных услуг цена информации определяется в большей степени неценовыми факторами. По степени важности эти факторы можно разделить на две группы:

- первая группа факторов - риск, новизна, достоверность и полнота;

- вторая группа факторов - своевременность, конфиденциальность (наличие или отсутствие копий), приемлемая форма подачи.

Весомость отдельных факторов будет различной даже для одного и того же потребителя в различных ситуациях или в отдельные периоды времени, соответственно, и цена, которую он готов уплатить за данную информацию, будет разной.

Графики спроса на обычные товары и услуги и на первичную информацию в наиболее часто рассматриваемых координатах «объем спроса (Q) – цена (Р)» выглядят по-разному.

Первый график (рис. 8а) указывает на обратную зависимость между величиной спроса на некий товар и уровнем цены на него (чем ниже цена, тем большее количество единиц этого товара готов купить потребитель).

 

Рис. 8. Кривые спроса на обычные товары и на первичную информацию.

На втором графике (рис. 8б) изображен спрос на первичную информа­цию, которая не измеряется в привычных единицах. Для потребителя важна информация в " определенном объеме, то есть полная, позволяющая снять или уменьшить неопределенность ситуации, в которой оказался или может ока­заться данный потребитель. Линия спроса на первичную информацию (Du) сдвинута от начала координат по оси абсцисс на некоторую величину (X1), оз­начающую то минимальное количество информации, в котором нуждается покупатель и за которое он готов платить. Чем полнее, достовернее, важнее и конфиденциальнее информация, тем большую цену готов предложить за нее покупатель. Излом линии спроса в точке Z означает, что информация макси­мально полна и большего ее количества (Х2) в данной ситуации не требуется или не может быть. Уровень цены обусловлен действием ряда факторов, на­пример, степенью риска потребителя, и чем она выше, тем большую цену готов предложить покупатель. Цена в данном случае — величина зависимая.

Объем информации — относительное понятие: ее не может быть ни много, ни мало, она должна быть полной, снимать неопределенность ситуации и нейтрализовывать риск, которому подвергается покупатель. В противном случае данную информацию не купят.

После появления копий данной информации (тиражированная информа­ция) график спроса (Du) постепенно будет принимать отрицательный наклон. Если имеется возможность одну и ту же информацию продать одновременно нескольким покупателям, то снижение цены ведет к увеличению объема спро­са. Рынок тиражированной информации подчиняется закону спроса для мате­риальных товаров и обычных услуг.

В координатах «объем спроса (Q) — доход (I)» кривые спроса на инфор­мацию имеют конфигурацию, представленную на рис.9.

Рис. 9. Кривые зависимости между спросом и доходом.

На рис. б) даже относительно небольшое приращение дохода потребитель готов тратить на приобретение той или иной информации.

На рис. а) рост дохода не побуждает субъекта искать новые знания

Горизонтальная часть кривой спроса на информацию означает, что на не­котором достаточно высоком уровне дохода потребителя любая информация в принципе является для него доступной.

Спрос на информацию эластичен, однако не столько по цене и по доходу, сколько по степени риска. Чем выше риск потери чего-либо, тем выше спрос на информацию, и, следовательно, ниже эластичность спроса. Формула эла­стичности спроса на информацию по степени риска имеет вид:

где EDj - коэффициент эластичности спроса на информацию;

дQi - процентное изменение спроса на информацию;

дR - процентное изменение степени риска.

Предложение первичной информации в координатах «объем предложения (Q) — цена (Р)» представляет собой линию, параллельную оси ординат (рис. 10), где Х2 — необходимая потребителю информация, полная и достовер­ная, a Y1 — минимально возможная цена этой информации.

Рис. 10. Кривая предложения информации

Отклонение графика вправо невозможно, так как информация полна, вле­во и вниз — возможно незначительно, поскольку это может означать для по­требителя недостаточность информации, что не снимает для него проблему, ради разрешения которой он и выступает в роли покупателя информации.

Факторы, определяющие спрос, определяют также и предложение инфор­мации.

Первичная информация создается лишь однажды, а ее распространение — процесс, аналогичный процессам производства материальных благ, в которых существует прямая зависимость между объемом выпуска и ценой единицы продукции, но в этом случае речь уже пойдет о рынке тиражированной ин­формации.

Особенностью производства информации является существенное преобла­дание в структуре затрат доли живого труда. В большинстве случаев информа­ция создается в процессе интеллектуальной деятельности человека, а матери­альные и энергетические ресурсы играют вспомогательную роль. Лишь при тиражировании информации удельный вес материальных затрат может доми­нировать.

Характерной особенностью предложения и спроса на первичную инфор­мацию, или в целом информационного рынка является то, что такие факторы, как ценовые ожидания и налоговая политика оказывают минимальное влияние на поведение продавцов и покупателей информации, так как ее редко можно заготовить впрок и отложить приобретение до лучших времен.

Конкуренция среди продавцов информации идет по таким показателям, как скорость, достоверность, полнота, конфиденциальность, форма подачи. В резуль­тате цены на услуги продавцов информации могут снизиться, но незначительно, в силу уникальности и недолговечности предлагаемого товара, относительно ограниченного количества производителей и довольно узкой их специализации.

Возможности увеличения объемов производства информации за счет расширения ассортимента весьма незначительны по сравнению с производством матери­альных благ.

Цена предложения информации сдерживается часто таким субъективным моментом, как нежелание потребителя воспринимать новую информацию.

Таким образом, спрос на информацию порождается желанием субъекта снять или уменьшить риск или неопределенность той или иной ситуации. Спрос на информацию растет с возрастанием степени риска.

Предложение информации связано с тем, что продавцом движет желание извлечь доход посредством снятия или уменьшения беспокойства у потребителя. Предложение также имеет прямую зависимость от степени риска, которому подвержен потенциальный потребитель.

Графики спроса и предложения первичной информации в координатах «объем предложения (Su) и спроса (Du) - степень риска (R)» представлены на рис. 11.

Рис. 11. Зависимость спроса и предложения информации от степени риска.

Линия спроса на информацию (Du) сдвинута по оси X на некоторую вели­чину (Xi), означающую, что при незначительном риске потребитель не склонен тратить деньги на информацию. Когда риск становится ощутимым, спрос быстро нарастает.

Линия предложения информации (Su) начинается с большего значения степени риска (Х2), по сравнению с кривой спроса (Du). Это связано с тем, что производителя побуждает к производству лишь достаточно высокая величина спроса. Далее линия предложения более круто, чем линия спроса, устремляется вверх, а затем, сталкиваясь с ограниченностью спроса, принимает более поло­гий наклон.

Кривые спроса и предложения информации пересекаются в точках а и b, образуя на графике некое замкнутое поле, представляющее собой рынок ин­формации. Любая точка этого поля характеризует сбалансированность на рын­ке информации, уравновешенность интересов продавцов и покупателей ин­формации.

Диапазон возможных цен данной информации достаточно широк по причине отсутствия или слабости конкуренции.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.