Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Познание как философская проблема. Критика эмпиризма, рационализма и агностицизма






Теория познания является один из фундаментальных разделов философии. Без ее рассмотрения немыслима ни одна философская система. Она изучает: возможность и структуру самопознания материи (формы, ступени, уровни); структуру соотношения объективного и субъективного в мысленных отражениях действительности (истина, заблуждение); характер мысленных отражений (проверяемость и ценность).

Основные проблемы теории познания:

1. Выяснение природы самого познания, выявление основ и условий познавательного процесса. Иными словами, почему, ум человека ищет объяснений происходящего?

2. Определение конечного источника знаний, характеристика объектов познания. Эта проблема распадается на ряд вопросов: Откуда черпает познание свой исходный материал? Что такое объект познания? Какие бывают объекты познания? Под объектом познания понимается то, на что направлено познание. Можно выделить различные типы объектов познания: первичные (материальный мир), вторичные (духовный мир) и третичные (объекты созданные человеком для последующего изучения).

3. Проблема субъекта познания. Что такое субъект познания? Какую роль играет субъект в процессе взаимодействия с объектом? Субъект познания – это личность, социальная группа, общество в целом. Сформулируем ряд положений, касающихся особенностей субъектно-объектных отношений: основа отношений – практическая деятельность; субъект деятельности превращается в субъект познания, а объект деятельности – в объект познания.

4. Каковы содержание, формы, закономерности процесса познания? Как идет развитие знания? Есть ли закономерности данного процесса? Если да, то каковы они? Каковы противоречия процесса познания, как они решаются? Цель познания – знания. Знание – средство преобразования действительности. В теории познания выделяют, как правило, чувственное и рациональное познание, а также рассматривают интуицию как особый момент связи чувственного и рационального. Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств. Для него характерны: непосредственность; наглядность; воспроизведение свойств. Основные формы чувственного отражения: ощущения, восприятия, представления. Рациональное познание – более сложный, присущий человеку способ отражения действительности посредством мышления. Для него характерны: опора на результаты чувственного отражения; абстрактность и обобщенность возникающих образов; воспроизведение объектов на уровне сущностей. Основным формы рационального познания: понятия, суждения, умозаключения, законы, гипотезы, теории. Интуиция – (пристально смотрю) определяется как способность постижения истины путем ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств.

5. Оценка результатов познания. Что есть истина? Как соотносятся истина и заблуждение? Как добывается истина и каковы ее критерии?

Говоря об основных проблемах классической теории познания, нельзя не упомянуть и вопрос: познаваем ли мир в принципе? При попытке ответить на этот можно, обозначить три основные линии: оптимизм (да), скептицизм (не отрицают принципиальной возможности познаваемости мира, но выражают сомнение в достоверности знания) и агностицизм (нет). Если агностики отрицают познаваемость мира, то это не голое, ни на чем не основанное отрицание. Основная проблема, которая подводит к агностицизму, заключается в следующем: предмет в процессе его познания неизбежно преломляется сквозь призму наших органов чувств и мышления. Мы получаем о нем сведения лишь в том виде, какой он приобрел в результате такого преломления. Каковы же предметы на самом деле, мы не знаем, и знать не можем.

Теория познания иначе называется гносеологией, или эпистемологией. Таким образом, гносеология (теория познания) – это раздел философии, в котором изучаются: проблемы природы познания и его возможности; отношение знания к реальности; исследуются всеобщие предпосылки познания; выявляются условия его достоверности и истинности. Выборы различных путей решения этих задач обусловило появление рационализма и эмпиризма.

Рационализм философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей (Парменид, Декарт, Спиноза, Лейбнец). Обосновывая безусловную достоверность научного знания принципов и положений математики и естествознания, рационализм пытался решить вопрос: как знание, получаемое в процессе познавательной деятельности человека, приобретает объективный характер. Он утверждал, что научное знание, обладающее этими логическими свойствами, достижимо посредствам разума, который выступает его источником и вместе с тем критерием истинности. Обращение к разуму как единственному научному источнику знания привело рационализм к идеалистическим заключениям, что влекло за собой отрыв мышления от реального объекта познания.

Эмпиризм направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. Он выступал как: материалистический эмпиризм, утверждавший, что чувственный опыт отражает в познании объективно существующие вещи (Бэкон, Гоббс, Локк); субъективно-идеалистический эмпиризм признающий единственную реальность как субъективный опыт (Беркли, Юм); логический эмпиризм разделяет все осмысленные предположения на синтетические и аналитические. В противоположность рационализму в эмпиризме рациональная познавательная деятельность сводится к разного рода комбинациям того материала, который дается в опыте, и толкуется как ничего не прибавляющая к содержанию знания.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.