Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия Аристотеля






Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля (384 – 322 до н.э.), воззрения которого, энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки и философии. Аристотель – ученик Платона, но по ряду принципиальных вопросов он расходился со своим учителем («Платон мне друг, но истина дороже!»).

Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Однако сама по себе материя, по Аристотелю, инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Под формой Аристотель разумел активный творческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной. Форма – это стимул и цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Для того чтобы из нее возникли разнообразные вещи, необходим гончар – бог. Форма и материя неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в возможности уже содержится в материи и путем естественного развития получает свою форму. Весь мир представляет собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом и расположенных в порядке все большего совершенства. Материя выступает как возможность и как своего рода субстрат сущего, а основным двигателем мира является бог, определяемый как форма всех форм, как вершина мироздания.

Аристотель рассматривал соотношения материи и формы, акта и потенции и т.д. При этом мыслитель усматривает причинную зависимость явлений сущего, т.е. смысловое начало всего сущего, а также иерархия его уровней – от материи как возможности к образованию единичных форм бытия и далее – от неорганических образований к миру растений, живых существ, разных видов животных и, наконец, к человеку, обществу. Своим анализом потенции и акта (или иначе категории философии возможности и действительности) Аристотель ввел в философию принцип развития, из которого вытекает понятие причинности, а тем самым он приходит к понятию о первой причине. Это так называемое космологическое доказательства бытия Божия. Бог есть первая причина движения, начало всех начал, т.е. причина, сама себя обусловливающая, ни от чего не зависящая: причина всех причин! Бог есть чистая форма и первая сущность. Аристотель считал, что душа, обладающая целеустремленностью, есть не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдаемого поведения. То, благодаря чему мы живем, ощущаем и размышляем, – это душа, так что она есть некий смысл и форма, а не материя, не субстрат. Телу присуще жизненное состояние, образующее его упорядоченность и гармонию – это и есть душа. Согласно Аристотелю, смерть тела освобождает душу для ее вечной жизни: душа вечна и бессмертна.

Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Разум же усматривает общее в единичном. Нельзя приобрести научное знание лишь с помощью ощущений и восприятии в силу преходящего и изменчивого характера всех вещей. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи. Детально и глубоко разработав теорию познания, Аристотель создал труд по логике тем самым, являясь основоположником логики. Анализируя категории и оперируя ими в анализе философских проблем, Аристотель сформулировал логические законы: закон тождества (понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений), закон противоречия («не противоречь сам себе») и закон исключенного третьего («А или не А истинно, третьего не дано»). Особо следует подчеркнуть разработку Аристотелем проблемы диалога, углубившую идеи Сократа.

Согласно Аристотелю, государство требует от гражданина определенных добродетелей, без которых человек не может осуществлять свои гражданские права и быть полезным обществу: добродетельно то, что служит интересам общества, что укрепляет социальный порядок. Он разделял добродетели на интеллектуальные (мудрость, разумная деятельность, благоразумие) и волевые, т.е. добродетели характера. Этические свойства не даются людям от природы, хотя они и не могут возникнуть независимо от нее. Аристотель считал естественным стремление людей к совместной жизни и к политическому общению. Человек – политическое существо, т.е. социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству». Первым результатом социальной жизни он считал образование семьи – муж и жена, родители и дети... Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. По мысли Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, так что в зависимости от перевеса того или иного из элементов устанавливается и соответствующая форма государственного строя». Он выделил три главных слоя граждан: очень зажиточных, крайне неимущих и средних, стоящих между теми и другими. Аристотель враждебно относился к первым двум социальным группам. В основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство. Аристотель подчеркивал, что отношение между бедными и богатыми – отношение не просто различия, а противоположности. Наилучшее государство – это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента, и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами. Аристотель советовал наблюдать за правящими лицами, чтобы они не превращали государственную должность в источник личного обогащения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.