Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






А) Честолюбие






Различная интенсивность намерения закончить задание на вели­чине коэффициента ЗН/33 не отражается. Об этом свидетельствуют ре­зультаты IV серии опытов, когда инструкция предписывала испытуемо­му закончить все задания. Общее наблюдение за поведением испытуемых также не обнаружило какой бы то ни было непосредственной связи меж­ду интенсивностью намерения и силой сохраняющегося напряжения.

С другой стороны, поведение испытуемых отчетливо показывает, насколько сильно на весь ход процесса влияет включенность или невклю­ченность в него истинных потребностей человека.

Здесь имеются как индивидуальные различия между отдельными испытуемыми, так и различия, характерные для отдельных заданий.

Мы уже обсуждали в главе IV, что испытуемые побуждаются к вы­полнению заданий различными мотивами. Те из них, кого подстегивало


ЗН/33 у честолюбивых испытуемых


Таблица 9


 

Испытуемые ЗН 33 ЗН/33
Md.      
St.     3, 3
J.      
В.     2, 7
Nr.     2, 5
Ptz.     2, 5
R.     1, 75
Gl.     1, 5
Kir.     1, 5
Среднее арифметическое 6, 9   2, 75

Зейгарник Б.В. Запоминание законченных и незаконченных действий 233

«честолюбие», продемонстрировали особенно высокое преимущество неза­конченных действий при запоминании: их ЗН/33 = 2, 75 (табл. 9) вместо среднего значения 1-й серии 1, 9 (табл. 1).

Этот же мотив становится причиной того, что определенная группа заданий также обладает особенно высоким ЗН/33. <...>

Резюме

Обобщая, мы можем констатировать следующее.

Незаконченные действия запоминаются лучше — в среднем, почти в два раза, — чем законченные.

При этом решающее значение в наших опытах принадлежало не эмоциональной окраске или значимости задания, и не шоковому эффек­ту от его прерывания. Главным можно считать существование в момент опроса квазипотребности, возникшей при образовании намерения или в процессе работы.

Этой квазипотребности соответствует напряжение, которое действу­ет не только в направлении осуществления исходного намерения (закон­чить задание), но и влияет на воспроизведение.

То, насколько сильно эта квазипотребность проявляется при воспро­изведении, зависит от структуры и интенсивности напряжения, а так­же от типа и силы стремления к воспроизведению, возникающего в мо­мент опроса. А именно, поскольку стремление к воспроизведению направ­лено в ту же сторону, что и квазипотребность, то, если оно достаточно сильно, оно может полностью замаскировать воздействие квазипотреб­ности. Это происходит в том случае, когда испытуемый воспринимает оп­рос как имеющую самостоятельное значение «проверку памяти», и не происходит, когда он просто свободно рассказывает экспериментатору о заданиях опыта.

Решающее значение для сохранения квазипотребности имеет не внешняя законченность или незаконченность работы, но внутренняя не­завершенность действия. (Те задания, результатами выполнения которых испытуемый остался недоволен, и те, которые допускали несколько раз­ных решений, хорошо запоминались и в качестве «законченных». То же относится и к интересным заданиям.) Аналогично обстоит дело и с не­законченными заданиями: внешне незавершенные действия, у которых, однако, потребность в завершении удовлетворена или исчезла, запоми­нались плохо (частично завершенные, «разрушенные» и вызвавшие отказ задания обладают низким ЗН).

В тех случаях, когда за квазипотребностями стоят явно выражен­ные истинные потребности человека, когда задействована центральная «я-сфера» личности, то напряжения потребностного типа оказываются более сильными. (У честолюбивых испытуемых, как и в случае возбуждающих


234 Тема 12. Психология мотивации

честолюбие заданий, перевес незаконченных заданий при перечислении особенно велик.)

Разница в запоминании законченных и прерванных действий вы­ражена для действий с «четким концом» гораздо сильнее, чем в случае «продолжающихся» действий. Это связано с тем, в какой мере структуры действия способствуют образованию особых самостоятельных напряжен­ных систем.

Напряженные системы воздействуют на воспроизведение только тогда, когда они достаточно отделены друг от друга. Если отдельные дей­ствия не обладают для испытуемого своим собственным лицом, то весь опыт в целом соответствует лишь единственной напряженной системе. (У испытуемых, которым уже в самом начале опыта перечислили все экспериментальные задания, а также у тех, кто воспринимал отдельные задания как несущественные «занятия», никакого преимущества незакон­ченных действий не было.)

Далее, для возникновения напряженной системы необходима еще и достаточная упругость динамического поля в целом. В случае «текучес­ти» (при усталости) целостного психического поля или слишком боль­ших колебаний напряжения в нем (например, при сильном возбуждении), образования напряжений не происходит. При изменении ситуации («рас­шатывание» или пересечение нескольких ситуаций) уже возникшие на­пряженные системы разряжаются.

Похоже, что интенсивность и прочность такого рода напряжений по-требностного типа у разных людей различна и является весьма постоян­ной характеристикой каждого индивида.

Преимущество незаконченных действий при запоминании тем силь­нее, чем непосредственнее выражаются потребности данного человека, чем меньше он может отказаться от их удовлетворения, и чем более ес­тественно и «по-детски» он воспринимает весь опыт.


Уровень притязаний и мотивация достижения

К. Левин,

Т. Дембо,

Л. Фестингер,

Р. Сире

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ1

Почти любой комплекс психологических проблем, особенно в обла­сти мотивации и личности, с необходимостью включает проблемы цели и целенаправленного поведения. Значимость проблемы цели поведения осо­бенно велика применительно к культуре с таким сильным элементом соперничества, как наша. До последнего времени, однако, было мало по­пыток изучения феномена цели как такового и влияния достижения или недостижения цели на поведение индивида. Концепция «уровня притя­заний» Дембо <...> прояснила возможность изучения целевых уровней. Хоппе <...> провел первый эксперимент, направленный на анализ фено­мена уровня притязаний. К настоящему времени накопилось достаточно большое количество экспериментальных результатов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.