Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава V. Интенсивность напряжения потребностного типа. Взаимосвязь квазипотребности с истинной потребностью






Прерывание на разных стадиях работы

Зависит ли преимущество незаконченных заданий при запоминании от того, осуществляется ли их прерывание в начале, середине или конце действия?

Как правило, мы прерывали действие в «момент наибольшего кон­такта испытуемого с заданием». Обычно этот момент наступает ближе к концу работы. Однако временами мы прерывали действия и на более ранних стадиях. Сопоставление нескольких действий, часть из которых прерывалась вскоре после начала работы, а часть — в середине или бли­же к концу (однако до реального завершения действия), приведено в табл. 8. Оказалось, что задания второй группы запоминались лучше, чем те, которые были прерваны вскоре после начала. Для заданий, прерван­ных в начале работы, ЗН = 65 %, для прерванных в середине или в кон­це ее — ЗН = 90 %.

Разный эффект прерывания работы в ее начале и в конце обнару­живается и в повседневной жизни. Например, человек пишет письмо, кто-

Таблица 8

Сравнение результатов прерывания действия в середине или ближе к концу работы с прерыванием в начале


Н


ЗН


ЗН/Н,


 


Прерывание в середине и в конце Прерывание в начале работы


38 45


33 29


90 65


Зейгарник Б.В. Запоминание законченных и незаконченных действий 231

то неожиданно заходит в комнату и прерывает его. Если человек только что начал писать письмо, то это прерывание не так неприятно, как тогда, когда ему остается написать последние несколько строчек. Во втором случае потребность закончить письмо гораздо сильнее. Какие силы здесь задействованы? Почему почти законченное задание беспокоит нас гораз­до сильнее, чем только что начатое?

Возможны разные объяснения. Нередко интенсивность действия ближе к концу увеличивается. Бегуны на соревнованиях, если только речь не идет об очень коротких дистанциях, как правило, сначала эконо­мят свои силы. Однако при приближении к финишу такая экономия теряет смысл и их бег становится мощным и безудержным. Точно так же и у ряда действий, использовавшихся в наших опытах, например, при отгадывании загадки, ближе к концу психический процесс становился, похоже, более интенсивным, хотя у многих заданий эта разница внешне была и незаметной.

И вполне может быть, что прерывание более интенсивного процес­са оказывает более сильное воздействие.

Но почему прерывание в момент более интенсивного процесса дол­жно создавать более сильное напряжение? Если более интенсивный про­цесс понимать лишь как более быстрый процесс, тогда понятно, почему особенно сильное противодействие, например в форме сопротивления, воз­никает в момент его прерывания. Однако не вполне ясно, почему более сильное напряжение потребности должно все еще существовать и по про­шествии некоторого времени. Ведь в любом случае после прерывания этот процесс прекратился, и испытуемый занялся чем-то другим.

Таким образом, надо объяснить, почему при прерывании действия в стадии его завершения сохраняется более интенсивное остаточное на­пряжение, чем при прерывании его в начале, несмотря на то, что в пос­леднем случае человек израсходовал меньше энергии. По-видимому, здесь должен играть роль еще один фактор: присущая действию с чет­ким концом цель, например отгадывание загадки, выполняет для испы­туемого функцию притягивающей его позитивной побудительности.

Согласно К.Левину, сила такого рода побудителей зависит, помимо прочих условий, еще и от их «удаленности». (Само собой разумеется, что здесь имеется в виду не физическая, а психологическая удаленность по­будителя.) Целями заданий в наших опытах обычно являются побудите­ли, сила которых увеличивается при приближении к ним. По мере того, как испытуемый придвигается все ближе к цели, общее напряжение уве­личивается. К концу действия вся ситуация как бы уплотняется. Иначе говоря, конечность действия, его обсуждавшееся выше отличие от продол­жающегося действия делается еще более выраженным.

Теперь становится понятнее, почему интенсивность сохраняющего­ся после прерывания напряжения будет больше, если прервать действие незадолго до его конца. С этим хорошо согласуется и то обстоятельство,



Тема 12, Психология мотивации


что напряжение ослабевает, как только побудитель (цель действия) уда­ляется от испытуемого. В этом может быть причина того, что «разруше­ние» работы при прерывании влечет за собой, как мы видели выше, столь поразительно слабое запоминание (ЗН). Ведь в этом случае испытуемый оказывается отброшенным от уже достигнутой точки вблизи цели назад, к самому началу работы.

К тому же результату ведет и еще одно соображение. К концу ра­боты испытуемый обычно в большей степени находится «внутри» нее, чем в самом начале. Он погружен в работу всей своей личностью. И работа оказывается в более глубоком смысле «его работой», так что за ней сто­ит не только квазипотребность, образовавшаяся в результате исходного намерения, но и истинные потребности данного человека.

2. Истинные потребности, стоящие за напряжениями потребностного типа






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.