Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Замещающее выполнение






Если источником преднамеренного действия является не сочетание между соответствующим случаем и выполнением, а наличие квазипот­ребности, вытекающей из намерения, то сами собой становятся понятны­ми основные аспекты проблемы замещающего выполнения намерения.

Истинным потребностям также присуще замещающее удовлетво­рение. Существует целый ряд различных видов замещающих действий, причем аналогичных для истинных и квазипотребностей. Различия этих разнообразных видов иногда поистине глубоки. Однако их нелегко оп­ределить понятийно, к тому же существуют разные переходные ступени и смешанные типы. Мы используем термин замещающее выполнение для всех этих видов, т.е. в довольно поверхностном значении, и в преде­лах данной работы вынуждены ограничиться лишь называнием некото­рых главных типов, не имея при этом возможности обстоятельно обсу­дить все возникающие при этом вопросы.

1. Измененное в соответствии с ситуацией, но содержательно экви­валентное, короче, «сообразное ситуации выполнение». Пример: вместо того, чтобы, согласно первоначальному намерению, самому опустить пись­мо в почтовый ящик, его отправляют через друга. Здесь, собственно го­воря, нет никакого замещающего осуществления. Лишь выполнение дей­ствия протекает иначе, чем было задумано первоначально. Мы видели, что этот случай считается по существу нормальным постольку, посколь­ку истинные потребности и квазипотребности обычно оставляют откры-


Левин К. Намерение, воля и потребность 191

тыми способы своего осуществления. Для теории квазипотребностей этот вид замещающего выполнения не представляет не только никакой труд­ности, но даже и особого своеобразия (хотя подобные случаи трудны для понимания, если исходить из теории сцепления): цель исходной потреб­ности на деле достигнута. В результате действия выполнения напряже­ние устранено (квазипотребность насыщена), а вместе с этим исчезает и побудительность. Как уже много раз указывалось, то же самое верно и для истинных потребностей.

2. Выполнение «pars pro toto1». Пример: вместо того, чтобы купить
какой-нибудь предмет, человек довольствуется тем, что идет по нужной
для этого улице или лишь отмечает намерение в записной книжке. Осу­
ществление действия идет «в направлении» первоначальной цели, затем,
по-видимому, тормозится. Однако динамические эффекты, столь типичные
в других случаях для незаконченных действий, здесь не выявляются.
Напротив, напряжение потребности еще до реального завершения дей­
ствия несоразмерно резко спадает. Окончательное выполнение намерения,
к примеру, забывается. (См. приведенный ниже пример с роялем.) Иног­
да здесь, по-видимому, появляется своеобразное переживание удовлетво­
ренности после частичного выполнения, смешанное с виной из-за отсут­
ствия окончательного выполнения.

В известном смысле ближе к первому типу, но, с другой стороны, ско­рее к третьему (к нему мы сейчас перейдем), стоят следующие случаи: во­зобновление незаконченной деятельности (записать стихи) не происходит, так как начато другое действие (рисунок, иллюстрирующий сюжет стихот­ворения), которое хотя и не ведет к той же самой цели, но проистекает из той же самой потребности и снимает соответствующее напряжение.

3. Ненастоящее выполнение, видимость, тень выполнения и родст­
венное ему суррогатное выполнение. Пример: поскольку не удается на­
бросить кольцо на определенную бутылочку, то его набрасывают на ту,
которую легче достать или на более близкий крюк (из опытов нашей со­
трудницы Т.Дембо). Здесь нет действия в направлении действительной
цели; к настоящей цели не приближаются ни на шаг, но осуществляемое
действие в каком-то отношении сходно с тем, которое намеревались осу­
ществить, принадлежит к идентичному типу. В результате сразу воз­
никает известное удовлетворение. Но обычно оно непродолжительно и
снова уступает свое место первоначальной потребности. Подобного рода
случаи относительно легко могут быть вызваны экспериментально, на­
пример, в варианте отклоняющихся действий при выполнении трудных
задач. <...>

«Суррогатные удовлетворения» часто наступают и при потребнос­тях, связанных с влечениями и центральными волевыми целями, если действия, ведущие к действительному удовлетворению, наталкиваются на

Часть вместо целого (лат.).


192 Тема 12. Психология мотивации

трудности; в таких случаях «довольствуются малым» и умеряют свои притязания. При этом могут иметь место все промежуточные ступени, начиная от почти полноценного удовлетворения и кончая простой види­мостью или тенью удовлетворения. Там, где человек хотел бы приказы­вать, но в действительности не имеет возможности распоряжаться, он нередко согласен быть простым соучастником, «хоть быть при этом». Мальчик, не смеющий дать сигнала к отправлению поезда, по крайней мере кричит начальнику станции: «Поезд отправляется». Воспитанник детского дома вместо действительного желания вырваться из своего за­ведения страстно желает приобрести чемодан. Студент, не имеющий воз­можности из-за недостатка денег приобрести рояль, начинает коллекци­онировать каталоги роялей.

В случаях, подобных последнему примеру, действия могут значи­тельно обособиться и породить подлинные «суррогатные потребности». (Здесь стоило бы обсудить понятие «сублимации».)

4. Скрытое мнимое выполнение. В приведенном выше примере набрасывания колец на бутылки место второй замещающей бутылки может занять игрушечный медвежонок или что-нибудь другое в этом роде. Сам тип действия может тоже внешне так сильно видоизмениться, что его с трудом можно узнать. Такое действие может появиться, напри­мер, тогда, когда ситуация требует скрыть замещающее действие, скажем, когда человек стесняется.

Кроме величины напряжения, связанного с данной потребностью, важна и общая степень удовлетворенности или неудовлетворенности испытуемого. Это показали упомянутые выше опыты с забыванием: под­пись легче забывается, если испытуемый находится в состоянии особой удовлетворенности своими предшествовавшими достижениями.

Таким образом, и в этом пункте обнаруживается параллелизм с истинными потребностями, для которых важно не только состояние на­пряжения данной конкретной потребности, но и общее состояние насы­щенности, пресыщенности или ненасыщенности потребностей данного ин­дивида. (Вообще пресыщенный, «сытый буржуа» в конечном счете с тру­дом восприимчив к каким бы то ни было побудителям.)

(г) Реальная связь между квазипотребностью и истинной потребностью






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.