Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социального научения






БЕРКОВИТЦ (1962)


фрустрация-


^агрессивное поведение


 


       
 
 
   

эмоциональное возбуждение - —. ■» ч_ _. _ — _~ _ _ „» __ _ мотивация подкреплением

БАНДУРА (1973) негативные переживания— предвосхищаемые последствия


пусковые раздражители

зависимость Г) достижение, „ у отступление и разочарование —^ агрессия

—^ психосоматические реакции -—^ самоуспокоение " " ~" > конструктивное реийние

проблемы


Рис. 2. Схема различных теорий агрессии. Гипотетические конструкты заключены в рамку1

многокомпонентной, ориентированной на теорию привлекательности кон­цепцией поведения в духе притяжения (pull), представляет собой синтез традиций теории научения и когнитивных теорий мотивации. В первую очередь поведение определяется привлекательностью предвосхищаемых последствий действий. К числу таких решающих дело последствий от­носится не только подкрепление со стороны других людей, но и самопод­крепление, зависящее от соблюдения внутренне обязательных для лично­сти стандартов поведения. Поэтому при одних и тех же особенностях ситуации вместо агрессии может быть выбрано действие совершенно иного типа, например: подчинение, достижение, отступление, конструк­тивное решение проблемы и т.д.

Основные положения концепций Фрейда, Лоренца, Берковитца и Бан­дуры в виде несколько упрощенных схем представлены на рис. 2. Более


P. 54.


См.: Bandura A. Aggression: A Social Learning Analysis. Englewood Cliffs, 1973.


Хекхаузен X. [Исследования мотивов аффиляции...] 155

поздние теоретические подходы, базирующиеся на теории социального на­учения, в значительной мере объединяют их отказ от подчеркнутой просто­ты и строгости S—R-механизма за счет расширения роли когнитивных процессов в осмыслении ситуационной информации — тенденция эта вос­ходит к Хайдеру1. К этим процессам относятся атрибуция состояний эмо­ционального возбуждения, интерпретация намерений других людей, объяс­нение как своего, так и чужого действия диспозициональными или ситу­ационными факторами, обозначение поведения как агрессии2.

Наряду с Берковитцем и Бандурой среди авторов, сыгравших зна­чительную роль в разработке данного направления, следует назвать и Фешбаха3. <...>






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.