Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология награды и уровень возбуждения






Многие ученые придерживались мнения, что все или, по крайней мере, большинство мотивов могут рассматриваться как поиск некоторого оптимального уровня возбуждения либо общей стимуляции. Однако од­ним из первых препятствий на данном пути стал вопрос о том, каков этот оптимальный уровень.

Основоположники данной концепции считали, что оптимальным уровнем, к которому стремится организм, является уровень нулевой. Одна-

1 См.: Jessor P. Risk behavior in adolescence: A psychosocial framework for understanding and action // Developmental Review. 1992. Vol. 12. P. 374-390; Cole M., Cole S.R. The Development of Children. N.Y.: Freeman, 1996.


Глейтман Г., фридлундА., РайсбергД. Мотивация 105

ко факты говорят о том, что это не так, поскольку некоторые виды раз­дражителей мы, несомненно, активно ищем сами, такие, например, как вкус сладкого, сексуальные заигрывания, спортивные тренировки или захва­тывающие дух аттракционы. Эти действия не имеют смысла, если стре­мишься снизить свой уровень возбуждения или избежать стимуляции.

Такой поиск стимуляции можно наблюдать даже у крыс, которые предпочитают пить искусственно подслащенную воду вместо обычной, хотя подсластитель не содержит калорий и не утоляет голода1. Подоб­ные выводы можно сделать и в отношении деятельности, движимой лю­бопытством, или «работы ради работы». Обезьянки потратят много вре­мени на щеколду, прикрепленную к деревянному щиту, для того чтобы выяснить, как она открывается, даже если это не даст им абсолютно ни­чего <...>.

Похоже, сам процесс решения задачи уже является для них награ­дой. В этом отношении обезьянки действуют точно так же, как и люди, которые покупают складные мозаики-загадки, решают кроссворды и анаг­раммы в газетах и другим бесконечным множеством способов увеличи­вают стимуляцию вместо того, чтобы постараться снизить ее.

Эти факты говорят о том, что оптимальный уровень возбуждения, вероятно, находится выше нуля. Если мы находимся выше этого уровня, мы пытаемся снизить стимуляцию. Но если мы находимся ниже него, мы стремимся к поиску стимуляции.

Каков же этот оптимальный уровень? Несомненно, он меняется от мотива к мотиву. Оптимальный уровень голода, вероятно, очень низок, ибо мы очень недолго можем переносить голод, не испытывая желания по­есть. Сексуальный оптимум, очевидно, выше, поскольку большинство жи­вотных довольно разборчивы в выборе своих партнеров, даже находясь в состоянии сексуального возбуждения <...>. Между людьми также, веро­ятно, имеются различия: по некоторым данным, одни люди постоянно «охотятся» за стимуляцией, разыскивая дополнительные раздражители, тогда как другие предпочитают спокойную жизнь2.

Наркотики и наркомания

Обычно люди находят проторенные дороги для достижения опти­мального уровня возбуждения: едят, когда чувствуют голод; спят, если устали; ищут интересных людей или неожиданных ситуаций, чтобы раз­веять скуку. К сожалению, иногда поиск стимуляции может привести к радикальным изменениям уровня возбуждения с помощью употребления наркотиков.

1 См.: Sheffield F.D., Roby Т.В. Reward value of a non-nutritive sweet taste // Journal of
Comparative and Physiological Psychology. 1950. Vol. 43. P. 471-481.

2 См.: Zuckerman M. Sensation Seeking: Beyond the Optimum Level of Arousal. Hillsdale,
N.J.: Erlbaum, 1979.


106 Тема 12. Психология мотивации

Наркотики, изменяющие уровень возбуждения. Для изменения уровня возбуждения используются две большие группы наркотиков: транквилизаторы, снижающие возбуждение, и стимуляторы, которые повышают его.

К транквилизаторам относятся различные седативные вещества (на­пример, барбитураты), алкоголь и опиаты (опиум, героин и морфий)1. Общий эффект выражается в снижении активности всех нейронов ЦНС. Это мо­жет показаться удивительным, так как все мы видели шумных и агрессив­ных пьяных, — вряд ли они кажутся сонными и подавленными. Однако это несоответствие разъяснится, если мы поймем, что гипервозбужденность пьяного — это пример растормаживания. После одной-двух порций спир­тного деятельность тормозящих синапсов головного мозга подавляется, однако при таких (относительно низких) дозах функции возбуждающих синапсов еще не нарушены. Вследствие этого обычные рамки поведения расширяются, и человек может вести себя несвойственным ему образом, ис­пытывать эйфорию и отсутствие сексуальных и агрессивных ограничи­телей. Но если он продолжает пить, действие алкоголя распространяется на все мозговые центры. Теперь расторможенное возбуждение уступает место общему замедлению функций. Внимание и память будут становиться более расплывчатыми, движения — неловкими, а речь — смазанной, до тех пор пока человек не упадет и не потеряет сознание.

Действие стимуляторов, таких, как амфетамины и кокаин, — совершен­но иное. Эти наркотики вызывают сильное сердцебиение, высокое кровяное давление, бессонницу, пониженный аппетит и, вероятно, в результате внутрен­ней стимуляции — спокойное внешнее поведение. Это последнее открытие привело к широкому применению небольших доз стимуляторов из группы амфетаминов (например, декседрина, цилерта и риталина) при лечении лю­дей, страдающих гиперактивностью или расстройством внимания2.

Кроме того, стимуляторы повышают настроение. При употреблении, в частности, кокаина, подъем настроения может быть чрезвычайно силь­ным — возникает эйфорический «улет», или «кайф», дополненный ощу­щением огромной энергии и завышенной самооценкой. Все это привело к тому, что врачи в начале века (включая Зигмунда Фрейда) превозно­сили кокаин как волшебное лекарство, которое пробуждает у человека неограниченную энергию, чувство радости и эйфории без неблагоприят­ных побочных эффектов. К несчастью, это далеко от истины, так как за начальную эйфорию приходится платить высокую цену: амфетамины и кокаин часто вызывали зависимость, которая становилась единственным

1 Говоря точнее, опыты принадлежат к отдельному классу. В отличие от алкоголя и
успокоительных, они действуют как анальгетики (т.е. болеутоляющие) и влияют на от­
дельные опиатные рецепторы. К тому же один из них - героин - при внутривенном
введении способен вызвать необыкновенно сильную эйфорию, «улет», иногда схожий с
сильным сексуальным возбуждением.

2 См.: Andreasen N.C., Black D.W. Introductory Textbook of Psychiatry. Washington,
D.C.: American Psychiatric Press, 1996.


Глейтман Г., Фридлунл А, РайсбергД. Мотивация 107

смыслом жизни для человека, употребляющего эти стимуляторы. Кроме того, постоянное употребление этих наркотиков может привести к не­адекватным состояниям, напоминающим некоторые виды шизофрении, с манией преследования, иррациональными страхами и галлюцинациями1. Некоторые из препаратов этих наркотиков дают токсичные эффекты — метамфетамин, например, является мощным нейротоксином, который способен уничтожать нейроны.

Толерантность и отмена. Многие препараты — не только амфетами­ны и кокаин — могут вызывать зависимость. Вообще, синдром зависимос­ти характеризуется двумя важными симптомами. Во-первых, у человека развивается повышенная толерантность к наркотику, и поэтому ему требу­ются все возрастающие дозы, чтобы достичь прежнего эффекта. Во-вторых, когда наркотик отсутствует, больной страдает от абстинентного синдрома. В общих чертах симптомы этого синдрома противоположны тому действию, которое оказывает наркотик. Так, героин вызывает спокойствие, эйфорию и избавление от боли. Героиновые наркоманы при отсутствии своего нар­котика, напротив, чрезвычайно раздражительны, тревожны, беспокойны и страдают бессонницей. Таким же свойством обладают стимуляторы: кока­ин и амфетамины вызывают подъем настроения, всплеск энергии; отсутст­вие этих препаратов приводит к катастрофической депрессии в сочетании с полным физическим истощением. Это касается многих физиологических симптомов, производимых наркотиками: для опиатов характерным след­ствием являются выраженные запоры (в течение многих столетий опиаты применялись при лечении диареи и дизентерии). И когда прием наркотика прекращается, наркоман начинает страдать острым расстройством ЖКТ и связанными с ним желудочно-кишечными симптомами2.

Теория процесса противодействия в мотивации

Чем можно объяснить такое явление, как наркомания? Некоторые предположения выдвигает теория процесса противодействия, дающая об­щее представление о широком круге приобретаемых нами мотивов3. Базо­вая посылка данной теории опирается на принцип гомеостаза и гласит, что нервная система обладает свойством противодействия любому отклонению от нормы. Так, организм, испытывающий сильный холод, стремится полу­чить тепло; при перегревании он ищет возможность охлаждения. То же

1 См.: Slegel R.K. Changing patterns of cocaine use: longitudinal observations,
consequences, and treatment // Cocaine: Pharmacology, Effects, and treatment of Abuse /
J. Grabowski (Ed.). 1984. P. 92-110.

2 См.: Julien R.M. A Primer of Drug Action. N.Y.: Freeman, 1985; Volpicelli J.
Psychoactive substance use disorders // D.L. Rosenhan, M.E.P. Seligman. Abnormal Psychology.
N.Y.: Norton, 1989.

3 Термин «процесс противодействия» первоначально применялся в области цветного
зрения, где он обозначал нервные процессы, идущие в разных направлениях <...>.


108 Тема 12. Психология мотивации

самое относится к степени возбуждения или к степени удовольствия и боли. Если имеет место чрезмерный сдвиг в сторону радости и экстаза, в силу вступает процесс противодействия, который стремится восстановить нейт­ральное настроение. И наоборот: если начальный сдвиг наблюдался в сто­рону ужаса и отвращения, процесс противодействия будет направлен в по­зитивную сторону, чтобы вернуть человека в состояние равновесия.

Следующее положение данной теории заключается в том, что в каж­дом из этих случаев эффективность такого процесса противодействия возрастает по мере его развития. Так, при первом испуге человеку тре­буется некоторое время, чтобы восстановить душевное равновесие, но по мере повторения пугающей ситуации равновесие восстанавливается все быстрее и быстрее1.

Этот «эффект повторения» может объяснить развитие толерантности, абстинентный синдром и, как следствие, порочный круг наркомании. Со­гласно этой теории, реакция на прием наркотика дает начало процессу, идущему в обратном направлении, т.е. — восстанавливающему первона­чальное состояние организма. Чем чаще человек принимает наркотик, тем сильнее становится этот процесс противодействия. В результате повышает­ся толерантность благодаря тому, что процесс противодействия теперь стал настолько мощным, что может быстро и полностью устранить действие нар­котика. Поэтому требуется все большая доза наркотика для преодоления этого процесса противодействия и получения желанного «кайфа». А что происходит, когда наркотик отсутствует? Очевидно, что отсутствует и нарко­тический эффект, но остается процесс противодействия, сила которого уве­личивалась с каждой дозой. Этот процесс погружает наркомана в состояние, обратное тому, которое оказывал отсутствующий наркотик, и это является причиной его мучений во время абстинентного синдрома, выражающихся в симптомах, прямо противоположных действию наркотика2.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.