Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема I. Предмет, задачи и методы инженерной психологии и эргономики. Человек в мире техники: предмет, задачи, история становления инженерной психологии в России и за рубежом






Человек в мире техники: предмет, задачи, история становления инженерной психологии в России и за рубежом. Инженерная психология и психология труда. Общие и специальные проблемы инженерной психологии и эргономики. Инженерная психология и технические дисциплины. Системный подход в инженерной психологии. Инженерная психология как наука об информационном взаимодействии человека и техники. Методы инженерной психологии: экспериментальные методы, профессиографические методы, моделирование трудовой деятельности, математические методы.

Система «Человек-машина-среда» (СЧМ), основные компоненты этой системы. Опосредованный характер деятельности человека в автоматизированных системах управления: управляемый объект, средства отображения информации и органы управления как элементы системы управления. Понятие человека-оператора. Классификация СЧМ. Виды операторской деятельности. Понятие пользователя.

Проблема определения показателей качества СЧМ и эффективности деятельности человека.

Распределение функций между человеком и техникой в СЧМ. Представления о роли и месте оператора в управлении и обслуживании СЧМ, инженерно-психологические принципы распределения функций. Человек в информационном обществе: основные проблемы распределения функций между человеком и компьютером.

 

 

Тема 2. Психологический анализ деятельности операторского типа.

Основные психологические составляющие деятельности оператора: мотивы, цели, задачи, прогнозирование хода событий, действия обратной связи. Задача как системообразующий фактор профессиональной деятельности. Значение вектора «мотив-цель» для организации системы психических процессов и состояний. Понятия образа-цели, оперативного образа, концептуальной модели.

Прием информации оператором: характеристики зрительного, слухового и других анализаторов, взаимодействие анализаторов с точки зрения эффективности деятельности человека в человеко-машинной системе. Хранение и переработка информации человеком. Особенности оперативной памяти и оперативного мышления. Значение когнитивной, концептуальной модели, оперативного образа в регулировании деятельности оператора.

Принятие решений в деятельности оператора. Психологические особенности принятия решения на разных уровнях.

Управляющие действия оператора. Связь восприятия и движения. Основные факторы, влияющие на эффективность деятельности оператора.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.