Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания для студентов






 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

 

Самостоятельная работа студента включает в себя следующее:

· Работа над лекционным курсом

· Подготовка к семинарским занятиям

· Чтение и конспектирование литературы по курсу

· Подготовка терминологического словаря

· Написание реферата

· Подготовка к зачету

 

Работа над лекционным курсом должна быть регулярной. Накануне лекции необходимо прочитать текст предыдущей лекции и желательно ознакомиться с указанной проблематикой по учебнику, тогда новая тема лекции будет легче восприниматься.

При изучении лекционного материала, подготовке к семинару необходимо вести записи всех непонятных вопросов для того, чтобы проконсультироваться с преподавателем непосредственно при встрече.

 

ПОДГОТОВКА К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

Работа на семинарских занятиях преследует несколько целей:

во-первых, овладение категориальным аппаратом философии толерантности;

во-вторых, углубленное изучение наиболее важных теоретических проблем курса;

в-третьих, приобретение студентами навыков научно-исследовательской работы;

в-четвертых, овладение основами ораторского мастерства.

В связи с этим для семинарских занятий предлагаются такие темы, которые закрепляют и расширяют материал лекционного курса, но, что очень существенно, не дублируют их, позволяют вплотную поработать с источниками - текстами работ философов разных направлений, и, в то же время, достаточно обеспечены учебными пособиями и литературой.

Некоторые частные вопросы предлагаемых тем могут быть представлены в виде докладов или сообщений (продолжительностью не более 10 минут) с последующим обсуждением. Недопустимо зачитывание подготовленного текста сообщения, поскольку задача выступающего - продемонстрировать понимание вопроса и умение выражать свои мысли, убедительно аргументировать собственную точку зрения. Разумеется, обсуждение докладов может быть плодотворным только в том случае, если все студенты достаточно глубоко изучили проблему в пределах основной и дополнительной литературы по плану каждого семинарского занятия.

Работа с источниками и современной философской литературой позволяет студенту приобщиться к сокровищнице человеческой мысли, выработать мировоззренческие ориентиры, овладеть методологией научного познания.

 

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар 1. Социокультурная толерантность и ее сущность(2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Толерантность и терпимость: к этимологии понятий.

2. Типология толерантности по Л.В.Скворцову: скрытая, парадоксальная, культурная, толерантность в сере научной ментальности.

3. Модели толерантности по В.А.Лекторскому: толерантность как безразличие, толерантность как невозможность взаимопонимания, Толерантность как снисхождение, толерантность как расширение собственного опыта и критический диалог.

 

ОЛ: 1-3 (обзорно)

ДЛ: 6, 8, 11, 15, 17, 29, 24, 25, 26, 27

 

 

. Семинар 2. Религиозная толерантность в современной цивилизации (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Типология современных стран по принципу религиозной толерантности/интолерантности:

  • страны «экклезиастического абсолютизма»;
  • страны «религиозной толерантности»;
  • страны «секулярного абсолютизма»;
  • страны «плюралистической свободы».

2. Религиозная и этническая толерантность: проблема взаимосвязи.

3. Социокультурный и религиозный синкретизм.

 

ОЛ: 1-3 (обзорно)

ДЛ: 4, 16, 28

Семинар 3.Толерантность в международных отношениях(2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Биполярный и многополярный мир. Современная и постсовременная толерантность..

2. Вызовы глобализации. Глобализация и американизация. Глобализация и модернизация. Антиглобализм и постмодернизм.

3. Радикализм и экстремизм. Источники международных конфликтов. Религиозный фундаментализм и политический терроризм.

4. Роль и место современной России в международных отношениях

 

ОЛ: 1-3 (обзорно)

ДЛ: 7, 10, 16, 28, 30, 31

Семинар 4. Культурологические аспекты толерантности(2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Толерантность культур в современном мегаполисе. Проблема «Другого»: культура мейнстрима и альтернативные культуры.

2. Субкультурные меньшинства и их права. Хиппи, панки, байкеры, готы, гопники. Субкультура секс-меньшинств.

3. Современное искусство: взаимодействие и взаимодополнительность разных направлений. Художественные практики XX-XXI вв. как «школа толерантности».

 

ОЛ: 1-3 (обзорно)

ДЛ: 1, 18, 19, 20, 22, 23

Семинар 5. Толерантность и гендерные взаимодействия(2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Гендерные стереотипы в патриархальной и патриархатной культуре. Факторы гендерной социализации. Проблема формирования, усвоения и развития в культуре повседневности гендерно-толерантного поведения.

2. Гендерные аспекты экономического, политического и правового развития.

3. Гендер в культуре. Исследование «политики репрезентаций» маскулинного и феминного.

 

ОЛ: 1-3 (обзорно)

ДЛ: 2, 3, 13, 14, 15, 21, 28

МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ И ИТОГОВЫХ АТТЕСТАЦИЙ

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

  1. А.А.Гусейнов о толерантности и ненасилии. Морально-этические доктрины Древней Индии: принцип ахимсы. Западно-христианская парадигма ненасилия: Новозаветное христианство и Нагорная проповедь.
  2. М.Б.Хомяков о рождении толерантности. Идеал абсолютной терпимости «греческого Просвещения». Инструментальная толерантность средневековой схоластики: Фома Аквинский. Развитие представления о толерантности в эпоху Ренессанса: Н.Кузанский, Д.Пико делла Мирандола, Э.Роттердамский. Эпоха Реформации: толерантность как добродетель христианина.
  3. Э.Ю.Соловьев: религиозные войны и борьба за терпимость. Толерантность и становление представления о «гуманитарных правах». Учение Д.Локка как философское завершение генезиса прав человека.
  4. Б.В.Емельянов: толерантность в русской философской традиции. Философия Всеединства В.Соловьева как православно-христианская версия теории толерантности. Философия ненасилия Л.Толстого. Полемика Л.Толстого и И.Ильина: «О сопротивлении злу силою».
  5. Современные подходы к толерантности в англоязычной философии: концепция Д.Ролза, Д.Грея, Дж.Кр. Лорсена и К.Нидермана. Концепция М.Уолцера.
  6. Концептуализация толерантности в современной российской философии: В.Е.Кемеров, А.В.Перцев, Т.Х.Керимов. В.Е.Кемеров: полисубектная социальность и проблема толерантности. А.В.Перцев: толерантность в философии понимания. Т.Х.Керимов: толеранонсть и проблема другого (социальная гетерология).
  7. Типология современных стран по принципу религиозной толерантности/интолерантности: (1) страны «экклезиастического абсолютизма»; (2) страны «религиозной толерантности»; (3) страны «секулярного абсолютизма»; (4) страны «плюралистической свободы».
  8. Религиозная и этническая толерантность: проблема взаимосвязи. Социокультурный и религиозный синкретизм. Л.М. Дробижева, Г.У. Солдатова: совпадение ценностей и норм народов с православной и мусульманской культурой. Основания толерантного сознания в исламских культурах: альтернатива фундаментализму и экстремизму.
  9. Биполярный и многополярный мир. Вызовы глобализации. Глобализация и американизация. Глобализация и модернизация. Антиглобализм и постмодернизм.

10. Многообразие культур и цивилизаций в современном мире. Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество: проблема сосуществования в современном мире. Посткапиталистические, постсоциалистические и развивающиеся страны. Постколониальный мир. Концепция «устойчивого развития». Идея конвергенции (Дж.Гэлбрейт) и «столкновения цивилизаций» (С.Хантингтон).

  1. Источники международных конфликтов. Религиозный фундаментализм и политический терроризм. Радикализм и экстремизм.
  2. Толерантность культур в современном мегаполисе. Проблема «Другого»: культура мейнстрима и альтернативные культуры.
  3. «Попкорн» как синоним массового голливудского кино. Андеграунд как протест против массовой культуры. Артхаус как независимое, авторское, малобюджетное кино. Гламур как проявление массовой культуры: развлекательная журналистика в «лакированном» варианте.
  4. Субкультурные меньшинства и их права. Хиппи: манифест вольнолюбия. Панки: философия анархомаргинальности. Киберпанк. Байкеры: стиль и образ жизни. Готы: имижд и идеология. Гопники: специфика психосоциального устройства. Гейкультура как субкультура секс-меньшинств.
  5. Современное искусство: взаимодействие и взаимодополнительность разных направлений. Художественные практики XX-XXI вв. как «школа толерантности». Видеоарт как массовая художественная практика. Граффити как отдельный жанр визуального творчества и часть культуры хип-хопа. Инсталляция как универсальный жанр современного искусства. Комиксы.
  6. Проблема «толерантного» и «тоталитарного» языка. Речевые практики как индикаторы толерантности и интолерантности в современном обществе. Литература и язык как важнейший ареал проявления гендерного конфликта в культуре.
  7. Восприятие концепта толерантности в наивном языковом сознании: соотнесение с понятиями терпимости, миролюбия, ненасилия, демократии и пр.
  8. Возможность отыскания корней толерантного сознания в различных культурах. Политические игры, социальная дистанция, несправедливость или восприятие одной культуры как превосходящей по самой своей природе все прочие как основания для интолерантности и экстремизма. Критика концепции «цивилизационных конфликтов» С.Хантингтона.
  9. Проблема межэтнической напряженности в мире и на постсоветском пространстве. Динамика развития межнациональных конфликтов. Особенности восприятия толерантности при контактах разных культур, влияние на это восприятие со стороны различных факторов (социально-политическая ситуация, уровень полиэтничности и др.)
  10. Проблема формирование «толерантного» сознания в процессе первичной и вторичной социализации. Принцип уважения прав другого: современные коннотации «золотого правила нравственности».
  11. Необходимость пересмотра внутришкольных отношений: «ученик-учитель», «родитель-ученик-учитель». Принципы толерантной педагогики в высшей школе: обучение как коммуникация.
  12. Педагогика толерантности как научение действиям в ситуации непонимания.
  13. Гендерные стереотипы в патриархальной и патриархатной культуре. Факторы гендерной социализации. Проблема формирования, усвоения и развития в культуре повседневности гендерно-толерантного поведения.
  14. Гендерные аспекты экономического, политического и правового развития.
  15. Гендер в культуре: кросс-культурные гендерные практики и табу. Исследование «политики репрезентаций», в том числе, маскулинного и феминного.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.