Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 12






Психология мотивации

Основные проблемы психологии мотивации. Потребнос­ти как основа мотивационных процессов. Виды потребностей и их эволюция. Физиология и психология потребностей. Виды мотивов и основные критерии их классификации. Строение потребностно-мотивационной сферы и проблема ее уровней. Общее представление о базовой мотивации и механизмах ее преобразования. Различие стратегий выделения первичных источников побуждения. Мотивация и деятельность. Постоян­ная и ситуативная мотивация. Факторы, определяющие актуа­лизацию и побуждающую силу мотивов. Уровень притязаний и его исследование. Мотивация достижения и модель приня­тия риска. Оптимум мотивации и продуктивность деятельно­сти. Проблема внешней и внутренней мотивации. Мотивация и личность. Соподчинение мотивов, его роль в становлении и развитии личности. Мотивационные конфликты, их исследо­вание и возможные способы разрешения. Защитные механиз­мы личности в классическом психоанализе и гештальттерапии.

Вопросы к семинарским занятиям:

О Общее представление о мотивации.

© Проблема базовой мотивации. Различные стратегии ее выделения. Развитие мотивации.

© Примеры исследований базовой мотивации отдельных видов дея­тельности.

О Ситуативная мотивация. Ее исследования в школе К. Левина.

© Уровень притязаний и мотивация достижения.

© Оптимум мотивации. Закон Йеркса—Додсона. Проблема внешней и внутренней мотивации.

© Мотивация и личность. Защитные механизмы личности.

2 Зак. 1662


О Общее представление о мотивации

Ж. Нюпен ЯВЛЕНИЕ МОТИВАЦИИ1

А) Очевидно, что в схеме «стимул — реакция», в соответствии с кото­рой в экспериментальной психологии описывается поведение организма, проблеме мотивации отводится скромное место. Напротив, в обыденной жизни принято считать, что поведение человека направляется и определя­ется планом и стремлением реализовать этот план или достичь какого-нибудь объекта-цели. Эта вторая схема соответствует, вероятно, также и психической реальности и имеет поэтому научное значение. В то время, как первая схема берет в качестве модели элементарную рефлекторную реак­цию, объектом второй является сложное человеческое поведение. Можно заметить, однако, что усилие или стремление достичь какой-то цели выра­жается во множестве действий, в той или иной степени подчиненных этой цели. Действительно, не следует забывать, что то, что в классических опы­тах по выработке условных реакций, как и в психологии поведения вооб­ще, принято называть стимулом (безусловным), для животного в реальной жизни представляет собой конечную цель длительной поисковой активно­сти. В лабораторных условиях экспериментатор рассматривает пищу как стимул, действующий на вкусовой орган животного, и изучает вызываемую им физиологическую секрецию, но для того, кто наблюдает поведение жи­вотного в естественных условиях, пища представляет собой объект-цель продолжительной мотивированной деятельности. Различные значения, ко­торые можно, таким образом, придавать термину «стимул», делают пробле­му мотивации еще более сложной. Наша задача упростится, если помимо схемы образования условных связей и теории «стимул—реакция» читатель будет помнить о том, что поведение — это еще и поиск отсутствующих или еще не существующих ситуаций или предметов. На этом и основывается, по сути дела, точка зрения той группы психологов, для которых мотивация является ключом к объяснению и пониманию поведения человека.

1 Экспериментальная психология / Ред.-сост. П.Фресс, Ж.Пиаже. М.: Прогресс, 1975. Вып. 5. С. 18—20.


НюттенЖ. Явление мотивации 19

Б) Какие же аспекты поведения связаны с мотивацией? Ответ на этот вопрос можно сформулировать следующим образом. Организм или индивид характеризуют предпочтительные или избирательные отноше­ния к окружающим объектам или ситуациям. При наличии определен­ного числа объектов некоторые из них оказываются желаемыми или предпочитаемыми, тогда как другие отвергаются; при отсутствии неко­торых объектов или ситуаций ощущается потребность в них, их ищут и добиваются, другие же объекты и ситуации вызывают у индивида опа­сение. Такая ориентация выражается в том, что данное поведение будет продолжаться до тех пор, пока не будет достигнут объект, относящийся к строго определенной категории; этот объект явится, таким образом, за­вершением — временным или окончательным — деятельности субъек­та. Именно такая избирательная ориентация на предпочитаемый или ис­комый объект придает поведению характерную для него направленность и организацию. Иногда необходимый организму объект неизвестен само­му индивиду, в других случаях врожденные или приобретенные поведен­ческие связи направляют его непосредственно к желаемому объекту. Следует добавить, что для человека более или менее продолжительный поиск отсутствующего или еще не существующего объекта-цели имеет важное значение. Его познавательные способности и воображение позво­ляют ему воссоздавать отсутствующие объекты посредством предвосхи­щения или компенсации. Поэтому в некоторых исследованиях мотива­ции человека большое значение придается изучению продуктов вообра­жения. <...>

Такая активная длительная и избирательная направленность пове­дения составляет сущность явления, определяемого как мотивация; кон­кретная форма этого явления зависит от типа поведения (например, врож­денное или приобретенное) и уровня развития организма. Эта концепция предполагает, что мотивация является одновременно источником актив­ности и направленности поведения; точнее, согласно этой концепции, по­ведение понимается как направленная активность. Эти два аспекта — динамический аспект и аспект направленности — часто отделяются друг от друга при изучении мотивации, в чем нам представится возможность убедиться при рассмотрении связи между общей активностью организма и процессом научения, с одной стороны, и мотивацией — с другой.

В) Для того чтобы лучше очертить сферу мотивации, иногда вслед за Вудвортсом1 различают «механизмы» поведения и факторы, от которых зависит приведение их в действие. Первая проблема — это проблема как осуществляется поведение, вторая — почему человек или животное посту­пает или действует так или иначе. Изучение мотивации относится именно ко второй проблеме. В этой связи говорят о мотивах, побуждениях, импуль­сах, тенденциях и потребностях, а некоторые авторы прибегают к поня-

1 См.: Woodworth R.S. Dinamic psychology. N.Y.: Columbia Univ. Press, 1918. P. 36—37.


20 Тема 12. Психология мотивации

тиям напряжения, силы и даже энергии. Конечно, неправильно было бы употреблять два последних термина в том смысле, какой они имеют в ме­ханике или физике. В психологии часто вообще не различают эти два по­нятия — сила и энергия. Старая физикалистская концепция, оправдываю­щая, по мнению некоторых психологов, употребление этих терминов при изучении поведения, утверждает, что психология, как и физика, ставит сво­ей целью объяснить переход от стадии покоя к стадии действия или от одной формы «движения» к другой (сила); в результате часто говорят о некоей способности производить работу (энергия). Именно по этой причине возражения, иногда очень убедительные, против употребления в психологии этих терминов1 не достигнут свой цели, пока психологи будут убеждены в тождественности этих выражений.

1 См.: London I.D. Psychologists misuse of the auxilliary concepts of physics and mathematics // Psychol. Rev. 1944. 51. P. 266-291; Wiener N. Some maxims for biologists and psychologists // Dialectica. 1950. 4. P. 186-191.


Р. Стагнер, Т. Карвозский

МОТИВАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ1

Поведение человека динамично. Мы действуем в результате давле­ния потребностей и импульсов. Поиски пищи, безопасности, следование высоким идеалам служат примерами мотивационной природы любой зна­чимой деятельности человека. Динамичен и его сознательный опыт. Моти­вы влияют на то, что именно мы видим, и что при этом чувствуем, на раз­витие наших идей и на мнения, которых мы придерживаемся. Решение проблем, сновидения и творческое воображение также отвечают каким-то потребностям. Полное понимание мотивации человека необходимо для по­лучения ясной картины психических процессов, как наших собственных, так и происходящих в других, окружающих нас людях.

Мобилизация энергии является в своей основе процессом химическим, метаболическим или физиологическим. Его нельзя наблюдать непосред­ственно. Но в случаях, когда человек прилагает неимоверные усилия, чтобы выбраться из горящего здания или, несмотря на усталость, заставляет себя бороться с врагом, мобилизация энергии, необходимая для достижения цели, становится очевидной. То же явление, хотя и не в столь драматичной степе­ни, мы обнаруживаем в попытках студента успешно учиться, и в честолюби­вом движении бизнесмена к вершинам престижа, богатства и власти.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.