Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лк. Интегральная оценка перспективности интродукции древесных растений по П.И. Лапину






Перечень изучаемых вопросов:

1) Показатели интегральной оценки и их характеристика;

2) Шкалы оценки перспективности интродукции взрослых и молодых деревьев.

 

 

В 1973 г. Лапиным была предложена методика интегральной оценки жизнеспособности интродуцированных растений, выраженной числовым показателем. Методика пригодна для тех районов, где зимостойкость в интродукции растений является решающим фактором.

Для оценки приняты семь показателей, которые характеризуют состояние растений и могут быть определены путем визуальных наблюдений за сезонным развитием опытных растений. Для каждого показателя опытным путем подобрана своя числовая оценка (балл). Интегральный числовой показатель жизнеспособности выражается суммой баллов по всем семи показателям. Наиболее высокая оценка – 100 баллов.

1 – СТЕПЕНЬ ЕЖЕГОДНОГО ВЫЗРЕВАНИЯ ПОБЕГОВ (определяется визуально по одревеснению, окраске и времени окончания роста побегов). Для балльной оценки показателя применяется шкала:

I – однолетние побеги вызревают полностью, на 100% длины – 20 баллов;

II – однолетние побеги вызревают не полностью, на 75% длины – 15 баллов;

III – однолетние побеги вызревают не полностью, на 50% длины – 10 баллов;

IV – однолетние побеги вызревают не полностью, на 25% длины – 5 баллов;

V – однолетние побеги не вызревают – 1 балл.

2 – ЗИМОСТОЙКОСТЬ

I балл зимостойкости – 25 баллов;

II балл зимостойкости – 20 баллов;

III балл зимостойкости – 15 баллов;

IV балл зимостойкости – 10 баллов;

V балл зимостойкости – 5 баллов;

VI балл зимостойкости – 3 балла;

VII балл зимостойкости – 1 балл.

3 – СОХРАНЕНИЕ ГАБИТУСА (способность растений сохранять присущую им в природе форму роста). Оценка производится по трехступенчатой шкале:

I – растения сохраняют присущую им в природе жизненную форму (дерево, куст, полукуст и т.д.) – 10 баллов;

II – растения ежегодно более или менее обмерзают, но восстанавливают надземную часть в следующий вегетационный период до прежней высоты и объема – 5 баллов;

III – растения не сохраняют присущую им в природе форму роста по причине обмерзания до уровня снегового покрова или корневой шейки – 1 балл.

4 – ПОБЕГООБРАЗОВАТЕЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ. Оценивается по трехступенчатой шкале:

I – высокая побегообразовательная способность – 5 баллов. Новые побеги образуются на большей части прошлогодних. Побеги активно образуются при посадке на пень, при обрезке и сильном обмерзании;

II – средняя побегообразовательная способнасть – 3 балла. Новые побеги образуются в меньшем количестве (в среднем 3–5 штук), но вполне достаточном для сохранения и дальнейшего развития свойственной растению жизненной формы. Возможна временная утрата типичного габитуса растения.

III – низкая побегообразовательная способность – 1 балл. Новые побеги единичны или образуются в небольшом количестве. При обмерзании утрачивается типичная форма и габитус растения.

5 – РЕГУЛЯРНОСТЬ ПРИРОСТА ПОБЕГОВ В ВЫСОТУ.

I – наличие ежегодного прироста – 5 баллов;

II – отсутствие ежегодного прироста – 2 балла.

6 – СПОСОБНОСТЬ К ГЕНЕРАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ. Применяется следующая система оценки:

I – семена вызревают– 25 баллов;

II – растения цветут, но плоды или семена не вызревают – 20 баллов;

III – растения цветут но плоды не завязываются – 15 баллов;

IV – растения не цветут – 1 балл.

7 – ДОСТУПНЫЕ СПОСОБЫ РАЗМНОЖЕНИЯ.

I – размножение растений самосевом – 10 баллов;

II – возможность размножения растений семенами местной репродукции при помощи искусственного посева – 7 баллов;

III – естественное вегетативное размножение (корневые отпрыски, отводки) – 5 баллов;

IV – искусственное вегетативное размножение – 3 балла (черенкование, прививка).

 

Окончательная оценка перспективности интродуцентов, достигших стадии плодоношения (взрослых растений), выполняется по соответствующей шкале (Таблица 1).

 

Таблица 1

Шкала окончательной оценки перспективности интродукции растений,






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.