Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Игры и упражнения






«Соберем куклу на прогулку»,

«Помогаем маме стирать»,

«Я хозяйка»,

«Поможем Петрушке убрать игрушки»,

«Накроем стол»,

«Причешем куклу»,

«Парикмахер» и др.

Важными достижениями ребенка на третьем этапе обучения являются следую­щие:

— адекватно общается и взаимодейству­ет с педагогом, с близкими взрослыми и др.;

— играет рядом со сверстником; умеет откликаться на свое имя, называемое по-разному;

— узнает знакомых взрослых, проявля­ет эмоции радости при встрече с другим ре­бенком, использует адекватные способы об­ращения к нему, пользуется разными спо­собами усвоения общественного опыта (совместные действия, указательный жест; знаки вежливого обращения «пока», «при­вет», просьбы «дай», «на», действие обо­значения — «это», выделения себя — «Я» и



своих желаний— «Я хочу» и других, под­ражание);

— в продуктивных видах деятельности охотно подражает действиям взрослого;

— адекватно ведет себя в обычной ситу­ации, соблюдает режим дня;

— владеет навыками опрятности и само­обслуживания (умеет одеваться и разде­ваться, умываться, причесываться с по­мощью взрослого или самостоятельно, просится на горшок и др.).

На четвертом этапе продолжается рабо­та по закреплению у детей адекватных спо­собов общения и взаимодействий bo сверст­никами и взрослыми.

Важно сформировать предпосылки к продуктивным видам деятельности: в леп­ке, в рисовании детей учат передавать фор­мы простых предметов (по подражанию и речевой инструкции); закрепляют проявле­ния опрятности, самостоятельности при выполнении социально-бытовых и куль­турно-гигиенических навыков.

Основными задачами на четвертом эта­пе обучения являются следующие:

— расширять средства общения ребенка от предметно-действенных до речевых;

— закреплять умение по-разному назы­вать себя по имени;

— закреплять осознанное зрительное восприятие своей внешности, своего пола («Я — мальчик», «Я — девочка»);

— продолжать формировать потреб­ность в общении со взрослым в предмет­но-игровой и других видах деятельности;

— учить обращать внимание ребенка на проявления выраженных эмоциональных состояний близких взрослых и сверстников;

— закреплять способы взаимодействия со сверстником;

— закреплять представления о близких людях и знакомых;

— формировать игровые действия с иг­рушками;

— продолжать закреплять интерес ребен­ка к продуктивным видам деятельности;

— учить обращаться к помощи взросло­го, используя разные способы усвоения об­щественного опыта;

— продолжать формировать навыки со­циального поведения в быту^ и обществен-


ных местах (на приеме у врача, в магазине, в зоопарке и др.);

— продолжать закреплять социально-бы­
товые и культурно-гигиенические навыки,
а также более сложные навыки самообслу­
живания: умение аккуратно есть, пользо­
ваться салфеткой во время еды и др.; засти­
лать постель; накрывать на стол; самостоя­
тельно умываться, причесываться и т. д.

Рассмотрим содержание коррекционно-педагогической работы на данном этапе обучения.

Формирование положительных форм об­щения и эмоционально окрашенного взаи­модействия ребенка с близким взрослым продолжается в совместной предметно-игровой деятельности.

Чему учить ребенка:

— одновременно использовать вербаль­ные и невербальные средства общения;

— положительно реагировать на сов­местную предметно-игровую деятельность;

— при затруднениях просить о помощи, использовать жесты и речь;

— проявлять активность и исполнитель­ность в играх со взрослым.

Как учить:

— демонстрировать образец действия и произносить краткую инструкцию, ласко­вым обращением к ребенку побуждать его к активным самостоятельным действи­ям, использовать тактильно-эмоциональные средства выражения чувств друг к другу;

— использовать в совместных играх предметно-действенные и речевые средства общения;

— вовлекать родителей в ход занятия.
Игры и упражнения

Фрагменты игр, подчиненных опреде­ленному сюжету, например, «Доктор», «Повар», «Водитель», «Строим дом» и др.;

подвижные игры с использованием спор­тивного оборудования: «Кольцеброс» (на­низывание или бросание колец);

«Труба» (поочередное проползание на­встречу друг другу);

«Попади в кольцо» (бросание мяча);

«Ворота» (поочередное забрасывание мя­ча в ворота);

«Дорожка», «Батут» и др.;

упражнения на закрепление эмоцио­нальных и деловых способов общения и



взаимодействия ребенка с родителями: ре­бенок смотрит в глаза взрослому, обращает­ся к нему: «Мама, дай», «Спасибо, мама», вместе со взрослым играет с игрушками, готовит кукле обед; кормит куклу; играет в лото «Парные картинки» и т. д.

Коррекционная работа по формирова­нию у ребенка образа «Я» выстраивается с использованием подражательных умений ребенка, а также при обучении его действо­вать по образцу и речевой инструкции.

Чему учить ребенка:

— выделять части тела и уметь показы­вать их на другом человеке или кукле, осоз­нанно указывать на части своего тела и ли­ца, обозначать движением или словом их назначение;

— понимать их функциональное назна­чение;

— выражать собственные потребности, желания, умения соответствующими жес­тами и словами, выразительными движе­ниями («Я умею», «Я не умею»);

— фиксировать свое эмоциональное со­стояние в словах («Мне больно», «Мне весе­ло», «Я плачу»), связывая его с конкретной ситуацией;

— произносить свое имя, обозначать се­бя жестом, указывать на себя после выпол­ненных действий в ответ на вопрос, напри­мер: «Кто нарисовал дорожку?», «Кто бу­дет играть в мяч?», «У кого красивое платье?», «Кто построил башню?» и др.;

— называть свой пол («Я— мальчик», «Я — девочка»).

Как учить:

— с использованием подражательных умений ребенка, обучением его действовать по образцу и речевой инструкции;

— одновременным напоминанием образ­цов обозначения своего «Я» словом и жес­том1;

—при помощи слов, действий2, место­имений: моя, мой (моя куртка, мои вещи,


мой мяч); мое, твои, мне и др. («Я пришла за тобой. Что ты делала? Где твои вещи? Возьми свою куртку. Вот моя рука, давай свою руку. Дай мне пакет. Ты молодец. Ты умеешь одеваться, молодец!»).

Игры и упражнения

«Посмотри в зеркало»,

* Угадай, кто это?»,

«Оденемся на прогулку»,

«Порядок» и др.

Формирование представлений об окру­жающих людях

Чему учить ребенка:

— играть совместно со взрослыми и свер­стниками;

— проявлять эмоционально-действен­ное участие в общении с близкими взрослы­ми и сверстниками (жалеть, радоваться, подержать за руку, помочь поднять и др.);

— жестовому взаимодействию со сверст­ником, подражательным действиям; узна­вать его имя и выражать чувства радости к нему;

— узнавать близких взрослых на фото­графиях, называть их имена;

— закреплять социальную позицию в семье («сын», «дочка»);

— узнавать людей на картинке, указы­вать жестом, называть словом или показы­вать по просьбе взрослого.

Как учить:

— в альбоме рассматривать свои фото­графии: Миша сидит, Миша ест, Миша играет, он на прогулке, с мамой на море, с папой ремонтирует скамейку, с бабушкой поливает цветы и др.; фотографии родите­лей, при этом комментировать — это мама, это бабушка, это Никита;

— акцентировать внимание ребенка на том, что у близких взрослых есть имена, а также отчества;

— включать ребенка в малые группы по 2—3 человека для проведения занятий (по­знавательных, музыкальных, физкультур-


 


1 Педагог закрепляет у детей сформированные ранее представления о себе, развивает процессы за­поминания, связанные с представлениями ребенка о своей внешности. Так, взрослый в ходе игры на­поминает образец обозначения своего «Я», а при затруднениях указывает на ребенка жестом (рукой в грудь).


2 На этом этапе у ребенка формируют представ­ления о своих желаниях и потребностях: «Я хочу пить», «Я устала, я хочу спать», «Я не хочу пить», «Я хочу смотреть мультфильм», «Мне надо вы­мыть руки», «Я не хочу читать эту сказку. Читай мне другую сказку».



ных, занятий по рисованию, конструирова­нию, лепке)1;

— обращать внимание на эмоциональ­ные состояния других детей и проявлять жестовое, действенное и словесное выраже­ния своего отношения к сверстнику: по­мочь подняться, посмотреть в глаза, погла­дить по голове, сказать «не плачь»; про­говаривать разные желания (от себя, от других людей): «Я хочу играть с куклой», «Никита хочет играть с тобой в мяч. Он приглашает тебя играть», «Никита хочет пить, дай ему чашку с водой», «Тетя уста­ла, она хочет спать», «Мама хочет отдох­нуть»;

— побуждать словом и совместными дей­ствиями переносить освоенные навыки взаимодействия с другими детьми на его отношения с близкими взрослыми и педа­гогом.

Игры и упражнения

«Кати мяч»,

«Сделаем бусы»,

«Пройдем по дорожке»,

«Прятки»,

«Лети, шарик» (дети вместе с педагогом по очереди подбрасывают шарик либо вверх, либо друг другу, не давая при этом ему упасть),

«Пускаем пузыри» (дети учатся соблю­дать очередность при надувании мыльных пузырей),

«Катаемся на качелях»,

«Надуем шарики»,

игры на тему семьи: «Дом», «Дочки-ма­тери»;

сюжетные игры: «Куклы пришли в гос­ти», «Угощаем зверушек» (зайчика мор­ковкой, ежика яблочком, белку шишкой), «Купаем кукол» (наливаем воду в тазик, раздеваем куклу), «Одеваем куклу на про­гулку» и т. д.

Детям предлагаются подвижные игры, в которых они исполняют определенные

1 В целях закрепления у ребенка навыков взаи­модействия со сверстником педагог включает в со­держание коррекционной работы помимо предмет­но-игровых действий сюжетные игры, в которых дети осваивают игровые действия в определенной ситуации, учатся соблюдать равные позиции парт­нерства. При этом важно, чтобы игра вызывала у детей живой интерес.


роли: «У медведя во бору», «Лиса и зай­цы», «Гуси-гуси» и др.

На четвертом этапе формирование у ре­бенка представлений об окружающем предметном мире тесно связано с совер­шенствованием зрительного, слухового, тактильного вЪсприятия предметов.

Чему учить ребенка:

— играть по подражанию действиям взрослого, включаться в небольшую сю­жетную игру;

— учитывать свойства предметов;

— использовать в играх предметы-замес­тители: кормить кукол ложкой — палоч­кой, укладывать куклу спать на кровать — кирпич (из строителя), расплачиваться в «магазине» деньгами — бумажками и др.;

— совершать самостоятельно или с по­мощью взрослого цепочку игровых дейст­вий.

Как учить:

— путем совершенствования зритель­ного, слухового, тактильного восприятия предметов, мышления и речи;

— использовать совместные действия, жестовую инструкцию, демонстрировать ребенку образец действий и речи2;

— подводить итог последовательности выполненных игровых действий.

Игры и упражнения

Игры, в которых ставится задача выбора предмета с опорой на форму, или цвет, или величину:

«Такой — не такой»,

«Что катится»,

«Найди пару»,

«Почтовый ящик» и др.;

подвижные игры, связанные с поиском похожего предмета или его пары;

игры, в которых нужно найти объемной фигуре плоскостную пару или ее контур;

задания на узнавание знакомых форм, величины и цвета в одном предмете; поиск предметов по названию их свойств; запо­минание, связанное с представлениями об

2 Взрослый использует описание предмета и краткую инструкцию не только для побуждения ребенка к предметно-игровому действию с предме­том, но и в целях формирования понимания речи взрослого и подчинения правилам игры.



этих свойствах (на соотнесение слова и са­мого предмета с учетом его свойств);

игры на узнавание предметов — игру­шек по образцу, словесному описанию и со­отнесение с их графическим изображением (рисунком)1: «Лото», «Найди пару», «Что изменилось?», «Найди половинку», «По­строим дом» и др.;

игры и упражнения, в которых побужда­ют детей по подражанию действиям взрос­лого и словесной инструкции обозначать варианты пространственного расположе­ния предметов или игрушек, при этом ис­пользуются предлоги «над», «под», «ря­дом», «около».

На четвертом этапе совершенствуются способы усвоения ребенком общественного опыта.

Чему учить:

— действовать по подражанию и речевой
инструкции, а также самостоятельно.

Как учить:

— проводить занятия, связанные с про­дуктивными видами деятельности;

— демонстрировать образец действий, произносить чётко речевую инструкцию, побуждать самостоятельно действовать ка­рандашами, мелом, красками и др.;

— поощрять самостоятельные действия детей в работе с ножницами, с клеем, с кис­точкой и др.

В лепке: демонстрировать различные способы действий: разделение куска плас­тилина на две части — отделяя кусок паль­цами, отрезая его стекой; приминая кусок пластилина рукой или кубиком; прищи­пывания (как правой рукой, так и левой), а также приемы раскатывания куска плас­тилина (или теста) прямыми и круговыми движениями на столе обеими руками и др.

В аппликации: показывать, как распо­ложить предметы на бумаге, наклеивать их с помощью клеевого карандаша и салфет-

1 В этих играх рекомендуется не только уточ­нять представления ребенка о целостности предме­та, но и учить выделять его части, соединять их в целое разными способами. Можно использовать картинки-рисунки, на которых один и тот же пред­мет изображен в разных ракурсах, или его части соотносятся с соответствующими прорезями, или соединяются разными способами (приклеиваются, застегиваются и др.).


ки. Достигать понимания того, что делает ребенок, закрепляя соотнесения элементов аппликации с реальным предметом, жес­том и словесной инструкцией.

Все поделки рекомендуется обыграть с помощью действий и речи.

Игры, упражнения, задания

Задания, направленные на выполнение практических действий: разложить на сто­ле листы бумаги, достать карандаш из ко­робки, положить ножницы в пенал и др.2;

предлагаются сложные упражнения, на-правлейныё не только на отображение еди­ничного элемента или предмета, но и вклю­ченные в игровую ситуацию, связанную с предварительном обыгрыванием предъяв­ляемого предмета3;

задания по рисованию: нарисовать пред­меты в сюжетном изображении — «колобок катится по дорожке», «на небе тучи, идет дождь», «деревья в лесу, падают листья», «курочка и цыплята клюют зернышки», «грибок вырос около пенечка» и др.;

задания по конструированию: соору­жать разнообразные постройки (из разных кубиков);

задания в процессе лепки: работа с тес­том и пластилином. На этом этапе поделки усложняются и состоят из двух-трех эле­ментов (например, грибок состоит из ножки и шляпки; бусы — из шариков; цепочка — из колечек; снеговик — из ша­риков, палочек и др.). Далее детей обуча­ют лепке предметов различной формы по образцу: яблоко, морковь, груша, нева­ляшка, огурец и т. д.;

задания по аппликации: первоначально выполняют аппликацию из целого (одного) элемента: мячик, домик, чашка, зайчик, морковка, яблоко и других, затем из двух и более элементов: грибок, вишенки, зонтик, цветок, домик и т. д.

2 При этом педагог показывает действия ребен­
ку: сам достает из ящика нужные предметы, далее
ребенок их выкладывает на рабочий стол.

3 Педагог предлагает ребенку дорисовывать
ветки — лапки у елки (ребенка на занятиях зара­
нее знакомят с елкой, вместе рассматривают стро­
ение елки, а также прячут ее, выбирают из ряда
предметов). После этого педагог показывает обра­
зец рисунка и способ его изображения, ребенок
действует по подражанию взрослому.



Навыки социального поведения форми­руют у детей в процессе всех режимных мо­ментов (в ходе и вне занятий).

Чему учить ребенка:

— адекватно вести себя в быту и общест­венных местах (на приеме у врача, в мага­зине, в зоопарке и др.);

— наблюдать за действиями сверстника, действовать совместно, прислушиваться к голосу педагога, выполнять его инструк­ции;

— после окончания занятий помогать друг другу складывать предметы-орудия (стеки, карандаши или краски) в нужную коробочку;

— адекватно реагировать на слова «нель­зя», «можно», «нет», «да» и др.

Как учить:

— разъяснять правила поведения;

— демонстрировать голосом одобрение или недовольство поведением ребенка;

— в игровой деятельности показывать действие, характерное для персонажа, и по­буждать детей выполнять его по подража­нию и словесной инструкции;

— побуждать детей вместе играть: при­гласить гостей-кукол, напоить их чаем, приготовить им обед; построить домики для зверушек, обыграть эти постройки и др.

Игры и упражнения

Игры, где ребенку отводится определен­ная роль, которую он исполняет с опорой на усвоенную ранее цепочку игровых дейст­вий:

«Хозяюшка» (мыть, вытирать и расстав­лять посуду),

«Кукла проснулась» (одевать куклу, умывать, расчесывать),

«Купание куклы» (раздевать, намыли­вать мылом, использовать мочалку, смы­вать мыло под струей воды, вытирать кук­лу полотенцем),

«День рождения у куклы» (надевать на­рядное платье, расчесывать волосы, завя­зывать бант),

«Соберем кукол на прогулку» (надевать теплые вещи),

«Куклы пришли в гости», «Купим иг­рушки», «Стираем одежду для куклы», «Гладим белье», «Доктор», «Дочкц-мате-ри» и др.;


ролевые игры:

«Гуси-гуси»,

«У медведя во бору»,

«Коти мыши»,

«Вышла курочка гулять»,

«Лиса и зайцы»,

«Лошадки»,

«Кто в гости пришел (прискакал, приле­тел)?» и др.;

в целях формирования у детей интереса к сюжетной игре и совместной игре со свер­стниками педагог обыгрывает такие сказ­ки, как «Теремок», «Колобок», «Репка» и т.д., где каждый ребенок выполняет ту или иную роль с помощью взрослого.

Проводятся следующие совместные иг­ры и упражнения:

«Потанцуем»,

«Будем кружиться»,

«Улыбнись соседу»,

«Кому подаришь игрушку?»,

«Позови друга»,

«Где Никита?»,

«Я хочу с тобой дружить» и др.

Детей учат обращению к сверстнику: «Я хочу играть», «Я не хочу играть», «Да­вай играть», «Давай строить дом?» «Кто иг­рал в мяч?», «Кто строил дом?» и т. д.;

задания по рисованию — это маленькие сюжеты: «Снег идет», «Солнечный денек», «Дождливая погода», «Осенние листья», «Иголки на елке», «Игрушки на елке»;

задания по лепке: фигурки из теста, пластилина, глины (баранки для матре­шек, конфеты для кукол, блины для гостей и т. д.);

в конструировании: совместные пост­ройки (гараж, автобусный парк, магазин мебели, дом и др.);

в аппликации: фрагменты из сказок «Колобок», «Лиса и журавль», «Теремок» и др.

Формирование у детей культурно-гиги­енических навыков и навыков самообслу­живания

Чему учить ребенка:

— самостоятельно есть, пользоваться ложкой, не ронять еду на стол;

— переходить от протертой к более твер­дой цище и тщательно ее пережевывать;

— умению пить из чашки, не проливать питье, пить из трубочки;



— пользоваться предметами гигиены —
салфеткой, полотенцем во время еды и др.

Как учить:

— в игровой ситуации показом и речевой
инструкцией.

Игры и упражнения с водой, посудой, одеждой, с предметами быта.

Итоговыми достижениями ребенка на четвертом этапе коррекционно-педагогиче-ской работы являются следующие:

— у ребенка сформированы умения под­чиняться правилам и речевым инструкци­ям педагога;

— появляется умение играть со сверст­никами, подражать их действиям, при этом ребенок использует адекватные средства и способы общения и взаимодействия с ними;

— умение сотрудничать с новым взрос­лым, использовать необходимые социаль­ные средства связи;

— сформированы действия по подража­нию, речевой инструкции в разных видах деятельности;

— ребенок ведет себя адекватно в быту, может самостоятельно себя обслуживать, владеет навыками опрятности (умеет умы­ваться, чистить зубы и др.).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.