Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фотографии. (1)Дед, не раздеваясь, прошёл к письменному столу, раз­вернул полотенце и достал принесённую картину.

Вариант 1.

(1)Дед, не раздеваясь, прошёл к письменному столу, раз­вернул полотенце и достал принесённую картину.

— (2)Ты взгляни, взгляни, Елена!.. (3)Какая неожиданная удача... (4)Бабушка Колкина отдала нам картину. (5)Чудная, милая, восхитительная бабушка Колкина!.. (б)Честно говоря, редкостные люди нас окружают, Елена!..

(7)И он с восторгом поставил картину перед Ленкой, наблю­дая за выражением её лица.

—(8)Ну, как она тебе?.. (9)Правда, хороша?

—(Ю)Девчонка вроде меня, — ответила Ленка. (П)Николай Николаевич сначала не понял, что она имела в виду. (12)Посмотрел на картину. (13)Потом на Ленку...

—(14)Елена! — закричал он так, что она вздрогнула. — (15)Ты просто её копия, двойник... (16)Самый настоящий... (17)Тот же цвет глаз... (18)Рот...

—(19)Рот до ушей, хоть завязочки пришей, — с грустью сказала Ленка. — (20)Может, её тоже так дразнили... (21)Тогда не я первая.

—(22)Вот именно, — обрадовался Николай Николаевич. — (23)Ну, улыбнись, улыбнись!.. (24)Улыбка многое говорит о че­ловеке, а ты замечательно улыбаешься!

(25)Ленка застенчиво улыбнулась, и уголки её губ привыч­но поползли к ушам.

—(26)Как же я сразу не догадался. (27)Столько лет смотрел на неё — и не догадался. (28)Это же последняя работа прапра­деда.

(29)Николай Николаевич помолчал, потом величественно объявил:

—(30)Елена... (31)Возможно... (32)Нет, я уверен в этом... (33)Девчонка — сестра моего деда, баба Маша. (34)Мария Ни­колаевна. (35)Знаменитая особа. (36)Жертвенница. (37)Святая душа.

(38)Её жениха, который пошёл на войну, убили, когда было сражение под Плевной. (39)А она после его смерти не пожелала выходить замуж (ей тогда было всего восемнадцать), всю жизнь прожила одна. (40)Но как прожила!

(41)Она основала женскую гимназию. (42)А все первые её выпускницы уехали в деревни, чтобы работать учителями. (43)Говорят, что они ей во всём подражали: они так же одева­лись, так же разговаривали, так же жили. (44)Какие были лю­ди! (45)Какие были особенные люди! (46)Всё делали не ради славы, а для людской пользы.

(47)Я её хорошо помню. (48)Она жила в твоей комнатке...

(49)Николай Николаевич бегал по комнате.

—(50)Боже мой! — продолжал бушевать он. — (51)Как ты удивительно на неё похожа! (52)И как я не понимал этого?! (53)Это многое в тебе объясняет. (54)Жизнь будто совершила круг...

(По В. Железникову)

 

Железников Владимир Карпович — современный детский писа­тель, кинодраматург. Его произведения переведены на многие языки мира. В основном пишет об отношениях между людьми, проблемах взросления, детстве, отрочестве. Самое известное его произведение — роман «Чучело» — рассказывает о становлении характера героини и её непростых отношениях с одноклассниками.

 

А1. В каких предложениях содержится информация, необ­ходимая для обоснования ответа на вопрос: «Как Николай Ни­колаевич относится к своим предкам и к памяти о них?»

1) — (2)Ты взгляни, взгляни, Елена!.. (3)Какая неожидан­ная удача... (4)Бабушка Колкина подарила, нам картину. (5)Чудная, милая, восхитительная бабушка Колкина!..

2) — (26)Как же я сразу не догадался. (27)Столько лет смот­рел на неё — и не догадался. (28)Это же последняя работа пра­прадеда.

3) (38)Её жениха, который пошёл на войну, убили, когда было сражение под Плевной. (39)А она после его смерти не по­желала выходить замуж (ей тогда было всего восемнадцать), всю жизнь прожила одна.

4) (44)Какие были люди! (45)Какие были особенные люди! (46)Всё делали не ради славы, а для людской пользы.

 

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «работа» (предложение 28).

1) деятельность 3) произведение

2) исполнение 4) обработка

 

А3. Укажите фрагмент, в котором средством речевой выра­зительности является лексический повтор.

1) (5)Чудная, милая, восхитительная бабушка Колкина!.. (6)Честно говоря, редкостные люди нас окружают, Елена!..

2) (23)Ну, улыбнись, улыбнись!.. (24)Улыбка многое гово­рит о человеке, а ты замечательно улыбаешься!

3) (ЗЗ)Девчонка — сестра моего деда, баба Маша. (34)Мария Николаевна.

4) (51)Как ты удивительно на неё похожа! (52)И как я не по­нимал этого?!

 

А4. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове РЕДКОСТНЫЕ (предложение 6) согласный звук [т] является непроизносимым.

2) В слове ОБЪЯСНЯЕТ (предложение 53) звуков больше, чем букв.

3) В слове ДЕВЧОНКА (предложение 33) под ударением произносится гласный звук [ё].

4) В слове ГЛАЗ (предложение 17) последний звук — [с].

 

А5. Укажите слово с проверяемой безударной гласной в корне.

1) неожиданная 3) величественно

2) выражением 4) догадался

 

А6. В каком слове правописание приставки определяется звонкостью следующего после неё согласного?

1) вздрогнула 3) обрадовался

2) сначала 4) пожелала

 

А7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В отымённых прилагательных, образованных при помощи суффиксов -онн-; -ённ-; -енн-, в суффиксах пишется НН»?

1)именно

2) письменному

3) величественно

4) неожиданная

 

В1. Замените в тексте авторское слово «жертвенница» в предложении 36 синонимичным общеупотребительным слово­сочетанием высокого стиля. Напишите это словосочетание.

 

В2. Замените словосочетание «для людской пользы» (пред­ложение 46), построенное на основе согласования, синонимич­ным словосочетанием со связью управление. Напишите полу­чившееся словосочетание.

 

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 53.

 

В4. Среди предложений 5—10 найдите предложение с обо­собленным обстоятельством. Напишите номер этого предложе­ния.

 

В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.

Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обращении.

Чудная, (1) милая, (2) восхитительная бабушка Колкина!..

Честно говоря, (3) редкостные люди нас окружают, (4) Елена!..

 

В6. Укажите количество грамматических основ в предло­жении 25. Ответ запишите цифрой.

 

В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.

Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Ну, (1) как она тебе?.. Правда, (2) хороша?

Девчонка вроде меня, (3)ответила Ленка. Николай Николаевич сначала не понял, (4) что она имела в виду.

 

В8. Среди предложений 32—40 найдите сложноподчинён­ное предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

 

В9. Среди предложений 39—48 найдите сложное предложе­ние с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

 

С2.1. Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве те­зиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматикакак они ду­мают». Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочи­танного текста, иллюстрирующему лексические и грамматичес­кие явления (всего 2 примера). Приводя примеры, указывайте номера нужных предложе­ний или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г. Степанова.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

 

С2.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл последних слов текста: «Жизнь будто совершила круг...». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного тек­ста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложе­ний или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

 


Вариант 2

Фотографии

(1)Мы жили далеко от дома, я и моя сестренка, ко­торой было шесть лет. (2)Чтобы она не забывала родных, раз в месяц я приводил сестренку в нашу холод­ную спальню, сажал на кровать и доставал конвертик с фотографиями.

(3)— Смотри, Люда, вот наша мама. (4)0на дома, она сильно болеет.

(5)— Болеет... — повторяла девочка.

(6)— А это папа наш. (7)Он на фронте, фашистов бьет.

(8)—Бьет...

(9)— Вот это тетя. (10)У нас неплохая тетя.

(11)—А здесь?

(12)— Здесь мы с тобой. (13)Вот это Людочка. (14)А это я.

(15)И сестренка хлопала в крошечные синеватые ладошки и повторяла: «Людочка и я. Людочка и я...»

(16)Из дому пришло письмо. (17)Чужой рукой было написано о нашей маме. (18)И мне захотелось бежать из детдома куда-нибудь. (19)Но рядом была моя сестричка. (20)И следующий вечер мы сидели, прижавшись друг к другу, и смотрели фото­графии.

(21)— Вот папа наш, он на фронте, и тетя, и ма­ленькая Людочка...

(22)—А мама?

(23)— Мама? (24)Где же мама? (25)Наверное, зате­рялась... (26)Но я потом найду. (27)Зато смотри, ка­кая у нас тетя. (28)У нас очень хорошая тетя.

(29)Шли дни, месяцы. (30)В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок. (31)Я держал его в руках, и у меня мерзли кончики пальцев. (32)И что-то коченело в животе. (ЗЗ)Два дня я не приходил к сестренке. (34)А потом мы сидели рядом, смотрели фотографии.

(35)— Вот наша тетя. (36)Посмотри, какая у нас удивительная тетя! (37)Просто замечательная тетя. (38)А здесь Людочка и я.

(39)— А где же папа?

(40)— Папа? (41)Сейчас посмотрим.

(42)— Затерялся, да?

(43)— Ага. (44)3атерялся.

(45)И сестренка переспросила, подымая чистые испуганные глаза:

(46)— Насовсем затерялся?

(47)Шли месяцы, годы. (48)И вдруг нам сказали, что детей возвращают в Москву, к родителям. (49)Нас обошли с тетрадкой и спросили, к кому мы собираем­ся ехать, кто у нас есть из родственников. (50)А потом меня вызвала завуч и сказала, глядя в бумаги, прав­ленные карандашом:

(51)— Мальчик, здесь на некоторое время остается часть наших воспитанников. (52) Мы оставляем и тебя с сестренкой. (53)Мы написали вашей тете, спраши­вали, может ли она вас принять. (54)Она, к сожале­нию...

(55)Мне зачитали ответ.

(56)В детдоме хлопали двери, сдвигались в кучу топчаны, скручивались матрацы. (57)Ребята готови­лись в Москву. (58)Мы сидели с сестренкой и никуда не собирались. (59)Мы разглядывали фотографии.

(60)— Вот Людочка, (61)А вот я.

(62)—А еще?

(63)— Еще? (64)Смотри: и здесь Людочка. (65)И здесь. (66)И меня много. (67)Ведь нас очень много, правда?

(По А. Приставкину)

 

А1. Какое из высказываний, приведенных ниже, наиболее полно содержит ответ на вопрос: «По­чему рассказчика можно назвать мужественным человеком»?

1) Он живет в детдоме, вдали от родных, но помнит о них.

2) Он стал сиротой, ему некуда вернуться из детдома, но он не переживает.

3) Он сохранил фотографии родных и смог вы­жить в детдоме.

4) Он смог в одиночку пережить горе утраты близких и сделал все, чтобы сестренка не ут­ратила связь с окружающими людьми и веру в них.

 

А2. Почему рассказчик выбросил фотографию тети?

1) Ему не хотелось жить у нее после смерти ма­тери и гибели отца.

2) Он не любил свою тетю и не хотел хранить ее фотографию.

3) Он не смог простить ей предательства по от­ношению к нему и его маленькой сестренке.

4) Мальчик перестал верить в людей.

 

А3. Какое из высказываний, приведенных ниже, со­держит главный ответ на вопрос: «Почему рас­сказ назван “Фотографии”»?

1) Дети постоянно рассматривают фотографии.

2) На фотографиях изображены родственники детей.

3) Фотографии — это возможность детей почув­ствовать, что они не одиноки.

4) Фотографий было много, и дети их часто рас­сматривали.

 

А4. Укажите, в каком значении употребляется в тек­сте словосочетание «маленький листок» (пред­ложение 30):

1) письмо 3) газета

2) конверт 4) похоронка

 

А5. Ниже даны пары предложений из прочитанного текста. В какой из этих пар содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?

1) (51)— Мальчик, здесь на некоторое время ос­тается часть наших воспитанников. (52)Мы оставляем и тебя с сестренкой.

2) (57)Ребята готовились в Москву. (58)Мы си­дели с сестренкой и никуда не собирались.

3) (17)Чужой рукой было написано о нашей ма­ме. (18)И мне захотелось бежать из детдома куда-нибудь.

4) (19)Но рядом была моя сестричка. (20)И сле­дующий вечер мы сидели, прижавшись друг к другу, и смотрели фотографии.

 

А6, Выберите номера вариантов предложений, кото­рые передают душевную драму мальчика, пере­живавшего страшную трагедию утраты родите­лей.

1) 15, 16, 17

2) 31, 32, 33

3) 40, 42, 43

4) 53, 54, 55

 

А7. Укажите, какое средство речевой выразительно­сти использованное в предложении 30, передает лютую стужу в детдоме, где жил рассказчик: «В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок».

1) инверсия

2) градация

3) метафора

4) эпитет

 

В1. Замените слово КОЧЕНЕЛО из предложения 32 стилистически нейтральным синонимом. Напи­шите этот синоним.

 

В2. Из предложений 46-51 выпишите слово с чере­дующейся безударной гласной в корне.

 

В3. Из предложений 16-20 выпишите слово, право­писание приставки в котором определяется пра­вилом: «Пишется приставка ПРИ-, если исполь­зуется в значении присоединения, близости к чему-либо».

 

В4. Из предложений 45-51 выпишите слово, в кото­ром правописание НН в суффиксе определяется правилом: «НН пишутся в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов, если есть зависимое слово»

 

В5. В приведенных ниже предложениях из прочи­танного текста пронумерованы все запятые. Вы­пишите цифру, обозначающую запятую при обо­собленном уточняющем члене предложения.

И вдруг нам сказали, (1) что детей возвраща­ют в Москву, (2) к родителям. Нас обошли с тетрадкой и спросили, (3) к кому мы собираем­ся ехать, (4) кто у нас есть из родственников. А потом меня вызвала завуч и сказала, (5) гля­дя в бумаги, (6) правленные карандашом: — Мальчик, (7) здесь на некоторое время оста­ется часть наших воспитанников.

 

В6. В приведенных ниже вариантах ответа укажите номер варианта сложносочиненного предложе­ния.

1) 1

2) 20

3) 31

4) 36

 

В7. В приведенных ниже вариантах ответа укажите номер варианта сложноподчиненного предложе­ния.

1) 2

2) 34

3) 51

4) 54

 

В8. Выпишите из предложений 18-19 словосочета­ние со связью согласование.

 

В9. Напишите номер варианта правильно указанной грамматической основы предложения 18.

1) мне захотелось бежать

2) захотелось

3) бежать из детдома

4) захотелось бежать

В10.Среди предложений 29-34 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

В11.Среди предложений 45-51 найдите предложение с обособленными обстоятельством и определени­ем. Напишите номер этого предложения.

В12.Укажите номер варианта ответа, в котором пра­вильно указано количество грамматических ос­нов в предложении 2.

1) 2

2) 3

3) 4

4) 1

 

В13. Среди перечисленных предложений найдите сложное бессоюзное предложение. Укажите но­мер варианта этого предложения.

1) 30

2) 36

3) 56

4) 67

В14.Среди предложений 47-53 найдите сложнопод­чиненное предложение с однородным соединени­ем придаточных. Напишите номер этого пред­ложения.

 

С2.1. Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве те­зиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматикакак они ду­мают». Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочи­танного текста, иллюстрирующему лексические и грамматичес­кие явления (всего 2 примера). Приводя примеры, указывайте номера нужных предложе­ний или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г. Степанова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

 

С2.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете последний вопрос повествователя: «Ведь нас очень много, правда?» Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного тек­ста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложе­ний или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 


Вариант 3

(1)Иногда ночью в нашем доме раздавались звонки. (2)Звонили из других городов бывшие папины пациенты.

(3)Однажды, когда в очередной раз ночью позвонили, папа сказал в трубку:

—(4)Ну что за вопрос?! (5)Пусть мальчик приезжает... (б)Остановится прямо у нас. (7)Я покажу его специалистам.

(8)Утром мама спросила:

—(9)А кто эта женщина, которая звонила тебе?

—(10)Дальняя родственница.

—(11)Но кем она всё же тебе приходится?

(12)Папа думал в течение всего завтрака, но так и не вспом­нил. (13)Мальчик приехал через три дня. (14)Это был мужчина лет тридцати. (15)Приезжего звали Игнатий.

—(16)Я бы, поверьте, не отважился к вам вторгаться, — сказал приезжий. (17)Если бы они не сказали ей, моей матери, про этот свой «предполагаемый диагноз». (18)Теперь она не бу­дет ни спать, ни есть. (19)Я должен немедленно доказать ей, что «предполагаемый диагноз» предположили напрасно, что всё будет хорошо.

(20)На следующий день рано утром папа повёл Игнатия к себе в больницу.

—(21)Вечером вы узнаете о результатах, — сказал нам папа.

—(22)Нет, дорогой, позвони мне на работу, — сказала мама. (23)Если я вдруг выйду из комнаты, передай: всё хорошо.

—(24)Или всё плохо, — бодро сказал Игнатий.

—(25)Это исключается! — тихо сказала мама. — (26)Я уве­рена...

—(27)Мне тоже сообщите, пожалуйста, — попросил я.

(28)После пятого урока у меня был фотокружок, но я не ос­тался. (29)Бабушка обычно приходит помогать маме по вече­рам.(30) А тут пришла днём и, забыв раздеться, стала выти­рать тряпкой телефон, потом круглый деревянный столик, на котором он стоит. (31)А потом всё, что находится в коридоре возле столика. (32)Наконец мы дождались: позвонил папа. (33)Обычно бабушка не любит, когда я вмешиваюсь в дела взрослых. (34)Но тут она сама стала передавать мне каждую папину фразу.

—(35)«Этого диагноза у Игнатия нет. (36)Точно установи­ли. (37)Он болен серьёзно. (38)Надо делать сложную операцию. (39)Но этого нет!» — повторила бабушка.

(40)Когда через полчаса раздались нетерпеливые звонки — слишком длинные и слишком короткие, я бросился в коридор и схватил трубку. (41)Мать Игнатия плакала на другом конце провода. (42)Тогда я радостно заорал:

—(43)Он будет жив и здоров! (44) Этого у него нет. (45)Точно установили! (46)Этого нет. (47)Клянусь своим здоровьем!

(48)В школе мы часто пишем сочинения на тему: «Кем быть?». (49)Чтобы не повторяться, я один раз написал, что мне очень хочется стать отважным геологом, в другой раз — что хочется стать уверенным в себе биологом, а в третий — что отважным космонавтом. (50)Но на самом деле я ещё не выбрал профессии. (51)В тот день мне тоже было неясно, кем я в будущем стану. (52)«Но как это здорово, — думал я, — выйти из операционной, увидеть глаза матери, которые оста­новились от страха и ожидания, устало так улыбнуться и ти­хо сказать: (53) " Он будет жив... и здоров. (54) Не волнуй­тесь..."».

(По А. Алексину)

Алексин Анатолий Георгиевич (р. 1924 г.) — писатель, драматург, общественный деятель. По произведениям А. Алексина сняты кино­фильмы, пьесы автора ставятся во многих театрах страны и за рубе­жом.

 

А1. В каком варианте ответа содержится информация, необ­ходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой-рас­сказчик не остался на занятие фотокружка?»

1) Нужно было встретить бабушку, которая в этот день при­шла помочь маме по хозяйству.

2) В этот день занятия фотокружка отменили.

3) Рассказчик уже знал, что «предполагаемый диагноз» у Игнатия не подтвердился, и хотел первый сообщить это по те­лефону матери гостя.

4) Рассказчика, как и всех его родных, волновал результат визита Игнатия в больницу, поэтому он не хотел задержи­ваться.

 

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте сло­во «остановится» (предложение 6).

1) придёт к заключению, остановит свой выбор на чём-либо

2) прекратит что-нибудь делать

3) временно расположится, поселится по приезде

4) перестанет двигаться

 

АЗ. Укажите, какое средство речевой выразительности ис­пользуется в предложении: «Когда через полчаса раздались не­терпеливые звонкислишком длинные и слишком корот­кие, я бросился в коридор и схватил трубку»?

1) олицетворение

2) эпитет

3) синонимы

4) сравнительный оборот

 

А4. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове НОЧЬЮ мягкость согласного [ч] на письме обо­значена буквой Ь (мягкий знак).

2) В слове ПАЦИЕНТЫ звуков больше, чем букв.

3) В слове ВЗРОСЛЫХ первый звук — [в].

4) В слове РАДОСТНО согласный звук [т] не произносится.

 

А5. Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

1) доказать 3) деревянный

2) предполагаемый 4) передавать

 

А6. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «В приставках на -3 и -С перед звонкими согласными пишется 3, а перед глухими согласными — С»?

1)схватил 3) сплести

2) раздавались 4)здоров

 

А7. В каком слове правописание НН определяется прави­лом: «В прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительного, основа которого оканчивается на -Н, пишется НН»?

1) немедленно 3) длинные

2) деревянный 4) родственница

 

В1. Замените разговорное слово «здорово» в предложении 52 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

 

В2. Замените словосочетание «деревянный столик» (пред­ложение 30), построенное на основе согласования, синонимич­ным словосочетанием со связью управление. Напишите полу­чившееся словосочетание.

 

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 18.

 

В4. Среди предложений 21—31 найдите предложение с обо­собленным обстоятельством. Напишите номер этого предложе­ния.

 

В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.

Выпишите все цифры, обозначающие запятые при обособ­ленном приложении.

Я бы, (1) поверьте, (2) не отважился к вам вторгаться. Если бы они не сказали ей, (3) моей матери, (4) про этот свой «предполагаемый диагноз». Теперь она не будет ни спать, (5) ни есть. Я должен немедленно доказать ей, (8)) что «предпола­гаемый диагноз» предположили напрасно, (7) что всё будет хорошо, (8)сказал приезжий.

 

В6. Укажите количество грамматических основ в предло­жении 40. Ответ запишите цифрой.

 

В7. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые.

Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

«Но как это здорово/1)думал я/2)выйти из опера­ционной/3) увидеть глаза матери/4) которые останови­лись от страха и ожидания/5) устало так улыбнуться и тихо сказать: " Он будет жив... и здоров. Не волнуйтесь..."»

В8.Среди предложений 12—22 найдите сложноподчинён­ное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

 

В9. Среди предложений 28—34 найдите сложное предложе­ние с бессоюзной связью между частями. Напишите номер это­го предложения.

 

С2.1. Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве те­зиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматикакак они ду­мают». Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочи­танного текста, иллюстрирующему лексические и грамматичес­кие явления (всего 2 примера). Приводя примеры, указывайте номера нужных предложе­ний или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г. Степанова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

 

С2.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложений текста: В тот день мне тоже было неясно, кем я в будущем стану. «Но как это здо­рово,думал я,выйти из операционной, увидеть глаза матери, которые остановились от страха и ожидания, ус­тало так улыбнуться и тихо сказать: " Он будет жив... и здоров. Не волнуйтесь..."»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

 


Вариант 4

(1)Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось. (2)Стояла поздняя осень, за окном лил силь­ный дождь, стучало железо на крыше. (3)Я просто не могла за­снуть от тоски, которая подступала к сердцу, накатывала, из­мучивала, от щемящей мысли, что все мы, люди, несчастны. (4)Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, наде­ясь жить на земле вечно. (5)В такие минуты думаешь о какой-то безысходности...

(6)Шёл уже первый час ночи, когда я вышла на кухню, что­бы успокоиться. (7)А на кухне горел приглушённый свет, пото­му что там был отец, который писал очередную статью. (8)Отец часто работал по ночам, и сейчас он подошёл к окну покурить. (9)Облокотившись о подоконник, отец смотрел на дождь, на стекло в длинных потёках, а услышав мои шаги, выпрямился и обернулся. (10)Его лицо показалось мне таким бледным, ста­рым, беспомощным, морщины такими усталыми, что я чуть не подумала о самом страшном. (Н)Может, он болен и скоро ум­рёт? (12)Мне стало невообразимо жаль его, и я сказала, едва сдерживая слёзы:

—(13)Вот, папа, мы с тобой не можем заснуть, и оба мы не­счастливы.

— (14)Несчастливы?! — повторил он удивлённо.

(15)И тут отец заморгал своими добрыми глазами, посмот­рел на меня, вроде бы ничего не понимая.

— (1б)Что ты, милая! (17)0 чём ты, Надежда?.. (18)Все жи­вы, нет войны, все в сборе в моём доме — вот я и счастлив!

(19)Я всхлипнула, а он обнял меня, как маленькую. (20)Ему всего и нужно, чтобы мы были все вместе. (21)И он го­тов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук. (22)А когда я уезжала к себе на квартиру, одинокую, хо­лодную, они, мать и отец, стояли на лестничной площадке, и плакали, и махали, и повторяли мне вслед:

— (23)Мы любим тебя, мы любим тебя! (24)На душе потеплело.

(25)Как много и мало нужно человеку для счастья!

(По Ю. Бондареву)

Бондарев Юрий Васильевич (р.1924 г.) — русский писатель, об­щественный деятель, лауреат двух Государственных премий. По про­изведениям Ю. Бондарева сняты художественные фильмы «Тишина», «Горячий снег», «Берег», «Батальоны просят огня» и другие.

А1. В каком предложении содержится информация, необхо­димая для обоснования ответа на вопрос: «Почему героиня не могла заснуть?»

1)7

2)2

3)3

4)10

 

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте сло­во «обернулся» (предложение 9).

1) превратился

2) съездил

3) оглянулся

4) окутался

 

А3. Укажите» какое средство речевой выразительности ис­пользуется в предложении: «И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук».

1) олицетворение

2) фразеологизмы

3) антонимы-

4) сравнительный оборот

 

А4. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове СЧАСТЛИВ 8 звуков.

2) В слове СТАТЬЮ количество звуков и букв совпадает.

3) В слове ШЁЛ гласный звук — [о].

4) В слове СЕРДЦУ согласный звук [д] не произносится.

 

А5. Укажите слово с безударной гласной в корне, не прове­ряемой ударением.

1) хотим

2) минуты

3) подоконник

4) выпрямился

 

А6. В каком слове правописание приставки НЕ определяется правилом: «В приставках на -3 и -С перед звонкими согласными пишется 3, а перед глухими согласными — С»?

1) сдерживая

2) измучивала

3) беспощадным

4) всхлипнула

 

А7. В каком слове правописание НН определяется прави­лом: «В прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительного, основа которого оканчивается на -Н, пишется НН»?

1) немедленно

2) деревянный

3) сонные

4) удивлённо

В1. Замените книжное слово «ведаем» из предложения 4 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот сино­ним.

 

В2. Замените словосочетание «в доме родителей» (предло­жение 30), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получив­шееся словосочетание.

 

ВЗ. Выпишите грамматическую основу предложения 5.

 

В4. Среди предложений 6—15 найдите предложения с обособленным(-ыми) обстоятельством(-ами). Напишите номера этих предложений.

 

В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.

Выпишите все цифры, обозначающие запятые при обраще­нии.

Вот, (1) папа, (2) мы с тобой не можем заснуть, (3) и оба мы несчастливы,

Несчастливы?повторил он удивлённо.

И тут отец заморгал своими добрыми глазами, (4) по­смотрел на меня, (5) вроде бы ничего не понимая.

Что ты, (6) милая! О чём ты, (7) Надежда?.. Все жи­вы, (8) нет войны, (9) все в сборе в моём домевот я и счаст­лив!

Я всхлипнула, (10) а он обнял меня, (11) как маленькую. Ему всего и нужно, (12) чтобы мы были все вместе. И он го­тов ради этого работать день и ночь, (13) трудиться не по­кладая рук.

 

В6. Укажите количество грамматических основ в предло­жении 1. Ответ запишите цифрой.

 

В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.

Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятые между час­тями сложносочинённого предложения.

Я всхлипнула, (1) а он обнял меня, (2) как маленькую. Ему всего и нужно, (3) чтобы мы были все вместе. И он готов ра­ди этого работать день и ночь, (4) трудиться не покладая рук. А когда я уезжала к себе на квартиру, (5) одинокую, (6) хо­лодную, (7) они, (8) мать и отец, (9) стояли на лестничной площадке, (10) и плакали, (11) и махали, (12) и повторяли мне вслед:

Мы любим тебя, (13) мы любим тебя!

В8.Среди предложений 1—6 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

 

В9. Среди предложений 1—5 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого пред­ложения.

 

С2.1. Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве те­зиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматикакак они ду­мают». Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочи­танного текста, иллюстрирующему лексические и грамматичес­кие явления (всего 2 примера). Приводя примеры, указывайте номера нужных предложе­ний или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г. Степанова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

 

С2.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл последнего предложения текста: «Как много и мало нужно человеку для счастья!». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного тек­ста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложе­ний или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Low Dietary Vitamin C Can Increase Risk for Periodontal Disease




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.