Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение уровня тревожности

Методика измерения тревожности и как личностного свойства и как состояния разработана Ч.Д. Спилбергером. Методика была адаптирована в русском переводе Ю.Л. Ханиным. Ниже представлен опросник Спилбергера - Ханина, с помощью которого определяется личностная и ситуационная тревожность.

Диагностика тревожности

Тревожность – это особое эмоциональное состояние субъекта, выражающееся в повышенной эмоциональной напряженности, которая сопровождается страхами, беспокойством, опасениями, препятствующими нормальной деятельности или общения с людьми. Это довольно устойчивое персональное качество, характеризующее двумя показателями – личностной и ситуационной напряженности.

Личностная тревожность – это индивидуальная черта личности человека, отражающая его предрасположенность к эмоциональным отрицательным реакциям на различные жизненные ситуации, несущие в себе угрозу для его " Я" (для самооценки, уровня притязаний, отношения к своему " Я" и т.п.).

Ситуационная тревожность – это внутреннее, устойчивое состояние тревожности как поведенческая реакция на определенные жизненные ситуации. Такое состояние может быть обусловлено, например, переговорами с официальными лицами, разговорами по телефону, экзаменационными испытаниями, общением с незнакомыми людьми противоположного пола или возраста и т.п.

Измерение тревожности как свойства личности необходимо важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение человека. Определение уровня тревожности, как отмечает Л.Д. Столяренко – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. Оценка человеком своего уровня тревожности является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

У каждого конкретного человека личностная и ситуационная тревожность развития в различной степени, поэтому при определении уровней тревожности оцениваются оба показателя.

Особого внимания требуют лица с высокой и очень высокой тревожностью. Е.И. Рогов отмечает, что подобная тревожность либо порождается реальным неблагополучием субъекта в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существует как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п.

Тревожность часто испытывают школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, однако это видимое благополучие достигается ими неоправданной неоправданно большой ценой и чревато срывами. У таких школьников отмечаются вегетативные, невротические и психосоматические нарушения. Тревожность в этих случаях порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречий между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт, заставляя этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценить его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности. Следствием всего этого являются перегрузка, перенапряжение, выражающиеся в нарушениях внимания, снижении работоспособности, повышенной утомляемости.

Инструкция по выполнению тест - опросника Спилбергера

Прочтите внимательно каждое из приведенных ниже суждений и отметьте справа в графах цифры, соответствующие вашему выбору из четырех альтернатив. Над ответами на предложенные суждения долго думать не следует. Выберите тот ответ, который более всего соответствует вашему мнению.

Тест-опросник содержит две шкалы: шкалу ситуационной тревожности и шкалу личностной тревожности

Шкала ситуационной тревожности (перед соревнованием)

Суждение Выбираем ответы
    Нет, это не так Пожалуй так Верно Совершенно верно
1. Я спокоен        
2. Мне ничего не угрожает        
3. Я нахожусь в состоянии напряжения        
4. Я внутренне скован        
5. Я чувствую себя спокойно        
6. Я расстроен        
7. Меня волнуют возможные неудачи        
8. Я ощущаю душевный покой        
9. Я встревожен        
10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения        
11. Я уверен в себе        
12. Я нервничаю        
13. Я не нахожу себе места        
14. Я взвинчен        
15. Я не чувствую скованность и напряжение        
16. Я доволен        
17. Я озабочен        
18. Я слишком возбужден, и мне не по себе        
19. Мне радостно        
20. Мне приятно        

Шкала личностной тревожности (в повседневной жизни)

Суждение Выбираем ответы
    Никогда Почти всегда Часто всегда
21. У меня бывает приподнятое настроение        
22. Я бываю раздражительным        
23. Я легко могу расстроиться        
24. Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие        
25. Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть        
26. Я чувствую прилив сил, желание работать        
27. Я спокоен, хладнокровен и собран        
28. Меня тревожат возможные трудности        
29. Я слишком переживаю из - за пустяков        
30. Я бываю вполне счастлив        
31. Я все принимаю близко к сердцу        
32. Мне не хватает уверенности        
33. Я чувствую себя беззащитным        
34. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей        
35. У меня бывает хандра        
36. Я бываю доволен        
37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня        
38. Бывает, что я чувствую себя неудачником        
39. Я уверенный человек        
40. Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах        

 

Оценка результатов тестирования

Подсчитывается общее количество баллов по всем суждениям отдельно по каждой из шкал (ситуационной и личностной тревожности). Это общее количество баллов в отдельности по каждой шкале делится на 20. итоговый показатель рассматривается как уровень развития соответствующего вида тревожности для данного испытуемого. При этом показателями уровней тревожности будут:

3, 5 - 4, 4 балла - очень высокая тревожность;

3, 0 - 3, 4 балла - высокая тревожность;

2, 0 - 2, 9 балла - средняя тревожность;

1, 5 - 1, 9 балла - низкая тревожность;

0, 0 - 1, 4 балла - очень низкая тревожность.

 

Следует обращать внимание не только на лиц, имеющих высокий и очень высокий уровень тревожности, но и на субъектов, отличающихся " чрезмерным спокойствием" (т.е. у которых очень низкий уровень тревожности). Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. При этом следует иметь в виду, что ответы испытуемого во многом зависят от желания давать искренние ответы, от доверия к экспериментатору. Так, высокие баллы по шкалам могут выступать своеобразным " криком о помощи" и, напротив, за " чрезмерным спокойствием" может скрываться повышенная тревога, о которой испытуемый по разным причинам не хочет сообщать экспериментатору.

По каждому испытуемому следует написать заключение, которое должно включать оценку уровня тревожности и необходимые рекомендации по его коррекции. Так, лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Для низкой тревожности людей требуются пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, чувства ответственности в решении тех или иных задач.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Общие указания. 1. 1. Настоящая Инструкция обязательна для персонала электростанций, предприятий сетей, диспетчерских управлений системы Минэнерго СССР




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.