Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как ребенок выражает свои требования или отказ.






Василиса была недовольна тем, что пришла на занятие с бабушкой. Она стала плакать, громко, в голос, производила звук «И- и- и». Бабушка предложила ей чай. Василиса выпила чай и снова стала плакать и кричать, выражая свое недовольство и протест. Занятие пришлось отменить. Бабушка не проживает постоянно, а приехала в гости. У ребенка не сформирован навык занятия с бабушкой.

6.Выполнение простых инструкций:

Цель: понимание бытовой речи.

А). «Дай».

Если ребенок дает предмет, надо его похвалить.

Если не дает предмет, взрослый помогает ребенку взять предмет и хвалит его.

После того, как ребенок дает чашку, можно переходить к другому предмету, допустим кукле. Второй предмет должен отличаться о первого и по внешнему виду (цвету, форме, материалу) и по семантическому содержанию.

Когда ребенок научился давать второй предмет в отсутствии первого, можно переходить к обучению различать эти предметы.

Б). Обучению «Покажи» лучше начинать с картинок.

Картинки должны быть знакомыми. «Ложка, кубик».

В). Обучение выполнять простые движения.

«Встань - сядь – иди сюда».

«Подними».

«Положи».

«Похлопай».

«Включи свет».

Г). Обучение пониманию действий по картинкам, фотографиям.

«Мишка упал».

«Мама сидит».

«Папа ест»

«Полина спит».

Д). Обучение выражать согласие и несогласие.

Ребенку показывают предмет, который ему нравится и спрашивают: «Ты хочешь?» И тут же подсказывают ответ (кивают головой и говорят «Да»).

Если ребенок «отвечает» правильно, ему дают то, что он хочет. Обучение продолжают до тех пор, пока ребенок сам не будет выражать согласие.

Затем учат выражать несогласие.

Показывают что – то, что не нравится ребенку и задают вопрос: «Ты хочешь?». Взрослый подсказывает ответ. Крутит отрицательно головой и говорит: «Нет».

В некоторых случаях, если ребенок не возражает, можно дать попробовать что-то невкусное, для того, чтобы он понял, что выражение несогласия поможет ему избежать неприятного.

 

Наша речь является основой овладения родным языком. Научиться говорить можно в процессе общения.

В начальном периоде обучения вам необходимо развивать у ребенка:

1.Активное внимание.

2.Умение вслушиваться в обращенную речь.

3.Понимание смысла вашей речи.

Надо учитывать, что понимание достигается в процессе живого общения.

На первых порах это могут быть различные поручения, приказания, словесные инструкции, которые допускают ответ действием.

Например: на вашу просьбу дать игрушку, ребенок подает вам молча игрушку. Или он приносит вам какую – либо вещь по вашей просьбе.

Однако развитие понимания еще не обеспечивает умения говорить.

Необходимо, чтобы различные формы обращений к ребенку, просьбы, поручения, помогали не только в развитии понимания, но и воспитывали у него потребность в речи, чтобы ребенку захотелось общаться, захотелось говорить.

Если не произойдет потребности в речи, то навык ответа действием будет тормозить речь.

Надо учить ребенка умению отвечать на вопрос. Вопросы должны касаться тех предметов, явлений, сведений, которые ребенок имеет в своем опыте. Вопрос должен направлять внимание ребенка на тот признак предмета, явления, который он должен выделить и осознать. Формулировать вопрос нужно таким образом, чтобы он был понятен ребенку. Если ребенок не понимает слова, которые входят в вопрос, то надо заменить их теми словами, которые понятны для ребенка.

Вы можете рассматривать картинки, на которых изображены животные и только после этого задаете вопрос: «Сколько лап у кошки и собаки?» Так ребенок усваивает, что у животных четыре лапы. Происходит обобщение.

Для активизации мышления я часто задаю вопросы: «Что растет на голове у коровы?», «Есть рога у лошади?», «Есть у меня хвостик, как у кошки?», «У козы копыта, у кошки когти, а у нас что? – Ногти».

Диалог – это одно из самых доступных средств обучения детей речи.

Построение диалога может включать следующие вопросы:

1.Кто?

2.Что делает?

3.Что ты делаешь?

4.Куда?

5.Откуда?

6.Кому?

7.Кого?

8.Какой?

9.Какая?

10.Сколько?

11.Почему?

12.Зачем?

Для обогащения жизненного опыта ребенка чаще ходите с ним на экскурсии в зоопарк, по городу, в дендрарий. Эти экскурсии знакомят ребенка с природой, трудом людей, некоторыми явлениями общественной жизни. Дети любят наблюдать за работой строительного крана, трактора.

Но надо учитывать, что обилие впечатлений рассеивает внимание ребенка.

Часто он не может сосредоточиться, все смешивает.

Вопросы, которые задаются во время экскурсии, должны способствовать осмыслению наблюдаемого объекта, явления, направлять внимание ребенка на выделение его характерных признаков.

Когда вы гуляете в парке, обратите внимание ребенка на дерево. Назовите его – «Это береза». Покажите и потрогайте ствол, ветки, листья, кору. Расскажите, что из бересты делают туески, что березовый сок вкусный и полезный, рассмотрите муравьев, которые ползут по стволу. Вы можете наблюдать за этим деревом круглый год. Так ребенок поймет смену времен года, он увидит и запомнит, что весной почки набухают и появляются первые листочки, а осенью листья меняют окраску и опадают. После экскурсий полезно зарисовать все в альбоме.

Транспорт вы можете изучать с ребенком постепенно. В один из дней прокатитесь на трамвае, в другой – на автобусе или троллейбусе.

Обратите внимание ребенка, что автобус едет по дороге, а трамвай по рельсам. У автобуса в баке бензин, а трамвай движется от электричества.

Сходите с ребенком на вокзал и в аэропорт. Посмотрите кассы, где продают билеты. Если вы живете в портовом городе, побывайте на морском вокзале. Помните слова песни? «Как провожают пароходы? Совсем не так, как поезда. Морские медленные воды, не то, что рельсы в два ряда».

Расскажите, что самолеты ведут пилоты, поезда – машинисты, а теплоходы - капитаны. Нарисуйте самолет, проговорите слова – «Шасси, иллюминатор, трап, стюардесса».

Каждую экскурсию может быть незабываемой и интересной, полной впечатлений и положительных эмоций.

Дома, прививая детям санитарно – гигиенические навыки, а также навыки элементарного бытового труда, активизируйте их речь, побуждайте к речевому общению.

Следите за тем, чтобы ребенок выражал свою просьбу словами, а не жестами, помогайте ему при затруднениях.

Показывая отдельные приемы работ, поясняйте названия действий, чтобы ребенок понимал значение слова.

Например: «Налей воды в тазик. Не пролей воду. Посмотри, ты пролил воду. Возьми тряпку и вытри».

В обучении связной речи может быть использована работа с картинками.

Для начала надо брать картины, простые по композиции, с ограниченным количеством действующих лиц. Это могут быть изображения домашних животных, которые знакомы ребенку, либо отдельные моменты жизни.

Подходят картинки, на которых крупным планом изображены какие-то предметы. В картине должен быть несложный сюжет, с признаками действия.

Важно научить ребенка рассматривать и понимать содержание картины.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.