Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Добавление новых когнитивных элементов






Итак, мы установили, что для полного устранения диссонанса необ­ходимо изменение определенных когнитивных элементов. Понятно, что это не всегда возможно. Но даже если полностью устранить диссонанс нельзя, всегда можно его уменьшить, добавляя новые когнитивные элемен­ты в систему знаний индивида.

Например, если существует диссонанс между когнитивными элемен­тами, касающимися вреда курения и отказа бросить курить, то общий диссонанс можно уменьшить добавлением новых когнитивных элементов, согласующихся с фактом курения. Тогда при наличии подобного диссо­нанса от человека можно ожидать активного поиска новой информации, которая могла бы уменьшить общий диссонанс. При этом он будет избе­гать той информации, которая могла бы увеличить существующий диссо­нанс. Легко догадаться, что данный индивид получит удовлетворение от чтения любого материала, ставящего под сомнение вред курения. В то же время он критично воспримет любую информацию, подтверждающую не­гативное воздействие никотина на организм.

Возможности добавления в систему знаний новых элементов, умень­шающих существующий диссонанс, очень велики. Наш курильщик, к при­меру, может обратиться к данным статистики несчастных случаев в авто­мобильных катастрофах. Сделав вывод, что вред курения не идет ни в какое сравнение с опасностью, которой он подвергается, садясь за руль, индивид несколько уменьшает диссонанс за счет снижения важности ког­нитивных элементов, вступающих в противоречие.

Приведенное выше суждение указывает на возможность уменьшения диссонанса путем изменения пропорции диссонантных и консонантных от­ношений, касающихся породившего их элемента. Другой возможный способ состоит в добавлении в данную когнитивную систему нового элемента, кото­рый в определенном смысле «примиряет» два элемента, находящиеся в дис-сонантном отношении друг к другу. Чтобы проиллюстрировать это, приведу пример одного исследования. Спиро в своей статье описывает определенные аспекты системы верований ифалуков, одного из первобытных племен. По­мня о нашей задаче, рассмотрим следующие пункты этой системы:


Фестингер Л. [Теория когнитивного диссонанса и его исследования] 659

1. У ифалуков существует твердая вера в то, что все люди — из­
начально добры. Т.е. доброта является присущим каждому человеку ка­
чеством.

2. В ходе своего взросления подростки этого племени проходят через
период, когда по той или иной причине их поведению свойственны проявле­
ния открытой агрессии, враждебности и стремления к разрушению.

Очевидно, что вера в то, что все люди добры, резко противоречит ха­рактеру поведения подростков. Уменьшить этот диссонанс можно с помо­щью множества способов. Один из них состоит в том, чтобы изменить свою веру в сущность человеческой природы либо же трансформировать ее та­ким образом, чтобы она распространялась только на взрослых людей. Дру­гой возможный способ — это изменение содержания идеи доброты таким образом, чтобы проявления агрессии подростков могли считаться нормаль­ным явлением.

Однако способ уменьшения диссонанса у ифалуков был иным. В сис­тему верований был включен элемент, который уменьшил степень диссо­нанса, примирив приведенную выше убежденность в человеческой доброте и факты проявления враждебности у подростков. Первобытные ифалуки, помимо веры в доброе начало человека, были убеждены в существовании злых духов, которые вселяются в людей и заставляют их совершать плохие поступки.

В результате включения этого элемента в систему верований знание относительно агрессивного поведения подростков больше не противоречи­ло вере в то, что все люди являются добрыми. Это не дети ведут себя агрес­сивно, все дело в злых духах, вселившихся в них. С точки зрения психоло­гии это весьма эффективный способ уменьшения диссонанса, поскольку он связан с изменением системы верований. Менее эффективные способы про­сто-напросто не были столь широко приняты и распространены.

Прежде чем двигаться дальше, я хочу еще раз подчеркнуть, что на­личие стремления или даже деятельность, направленная на уменьшение диссонанса, вовсе не гарантируют, что это произойдет. Человек может ока­заться не в состоянии найти социальную поддержку, необходимую для изменения когнитивного элемента, или новые элементы, снижающие сте­пень диссонанса. Вполне вероятна и такая ситуация, при которой стрем­ление уменьшить диссонанс фактически может привести к его увеличе­нию. Это зависит от того, с чем сталкивается человек в тот момент, когда он пытается уменьшить диссонанс.

Если эти попытки оказываются неудачными, то, как правило, возни­кает чувство психологического дискомфорта. И чем более ощутим дис­сонанс, тем более отчетливо и открыто этот дискомфорт проявляется.


Фестингер Л. [Теория когнитивного диссонанса и его исследования] 661

обретение дома, но захотел изменений. Возможно, ему не нравятся соседи, возможно, дом вдруг разонравился; в любом случае, если он хочет изме­нить ситуацию, он должен быть готов к неудобствам, связанным с переез­дом и возможными финансовыми потерями в случае продажи дома. Че­ловек, который хочет бросить курить, должен отдавать себе отчет в том, что ему придется выдержать дискомфорт, связанный с отказом от нико­тина. Ясно, что в подобных обстоятельствах будет присутствовать опреде­ленное сопротивление изменению. Величина этого сопротивления будет, главным образом, зависеть от величины грядущего дискомфорта, который должен быть перенесен.

2. Поведение, ставшее неприемлемым для индивида с одной точки
зрения, может оставаться вполне удовлетворительным с другой. Человек
может продолжать ежедневно завтракать в одном и том же ресторане,
хотя в нем стали плохо готовить, если, к примеру, многие его друзья завт­
ракают там. Или, например, человеку, властному и резкому по отношению
к своим домашним, будет трудно отказаться от возможности командовать,
даже если по тем или иным причинам он захотел бы изменить свое по­
ведение. В таких случаях величина сопротивления изменениям будет
напрямую зависеть от величины удовлетворения, получаемого от данной
формы поведения.

3. Осуществление изменений может быть просто невозможным. Было
бы ошибочным полагать, что индивид может осуществлять любое измене­
ние в своем поведении, если только захочет этого достаточно сильно. Эти
изменения могут быть невозможными по ряду причин. Некоторые формы
поведения, особенно эмоциональные реакции, не подвластны волевому
контролю индивида. Например, индивид может испытывать сильную реак­
цию страха, с которой он не в состоянии справиться. Также порой трудно
осуществить какое-либо изменение поведения просто потому, что новая его
форма не входит в набор привычных форм поведения данного индивида.
Отец может оказаться не в состоянии изменить свое поведение по отноше­
нию к своим детям просто потому, что ему неведома другая манера пове­
дения. Третье обстоятельство, которое делает невозможным осуществление
изменений, — неизменяемая природа определенных действий. Если, напри­
мер, человек продал свой дом, но затем решил вернуть его обратно, вряд ли
он в состоянии сделать что-либо, если новый владелец наотрез отказывает­
ся продавать дом. Действие совершено и является необратимым. Но в си­
туации, когда изменение поведения невозможно, нельзя утверждать, что со­
противление изменению соответствующего когнитивного элемента
является бесконечно большим. Сопротивление изменению, которым обла­
дает когнитивный элемент, конечно же, не может быть большим, чем необ­
ходимость привести свою жизнь в соответствие с реальностью.


662 Тема 11. Внутренняя регуляция деятельности: психология воли

Сопротивление изменению

когнитивных элементов окружающей среды

Здесь, как и в случае с поведенческими когнитивными элементами, главный источник сопротивления изменению состоит в отзывчивости этих элементов на воздействие реальности.

Результирующее сопротивление изменению поведенческих элементов состоит из сопротивления когнитивных элементов и сопротивления самого поведения. Когда мы имеем дело с элементами, относящимися к окружаю­щей среде, ситуация представляется несколько иной. Когда имеется ясная и определенная реальность, соответствующая некоторому когнитивному элементу, возможности изменения практически равны нулю. Если бы, на­пример, некий человек захотел изменить свое знание относительно место­положения некоторого здания, которое он видит каждый день, это вряд ли бы ему удалось.

Однако реальность, соотносимая с неким когнитивным элементом, во многих случаях не является столь ясной и однозначной. Когда инди­вид имеет дело с социальной реальностью, т.е. такой, которая зиждется на соглашениях с другими людьми, сопротивление изменению будет зависеть от того, насколько трудно будет ему найти других людей, поддерживаю­щих новое знание.

Существует другой источник сопротивления изменению как поведен­ческих, так и относящихся к окружающей среде когнитивных элементов. Мы до сих пор откладывали его обсуждение, потому что он в большей сте­пени относится к элементам окружающей человека действительности. Этот источник сопротивления изменению базируется на том, что подлежащий замене элемент тесно связан со множеством других элементов. В той сте­пени, в которой этот элемент консонантен множеству других элементов, и в той степени, в которой его замена сменила бы консонансы диссонансами, этот элемент будет сопротивляться изменениям.

Приведенные выше рассуждения ни в коем случае не могут счи­таться исчерпывающим анализом причин сопротивления изменениям. Это скорее перечень различных источников сопротивления. С какого бы рода диссонансом мы ни имели дело, важнейшим фактором при попыт­ке устранить его путем изменения затронутых им когнитивных элемен­тов является результирующее сопротивление изменению.

Пределы увеличения диссонанса

Максимальный диссонанс, который может существовать между любы­ми двумя элементами, определяется величиной сопротивления изменению наименее стойкого элемента. Как только степень диссонанса достигнет сво­его максимального значения, наименее стойкий когнитивный элемент изме­нится, тем самым устраняя диссонанс.


Фестингер Л. [Теория когнитивного диссонанса и его исследования] 663

Это не означает, что степень диссонанса часто будет приближаться к этому максимально возможному значению. Когда возникает сильный дис­сонанс, степень которого меньше, чем величина сопротивления изменениям, свойственного любому из его элементов, уменьшение этого диссонанса для общей когнитивной системы вполне может быть достигнуто за счет добав­ления новых когнитивных элементов. Таким образом, даже в случае нали­чия очень сильного сопротивления изменениям общий диссонанс в систе­ме может сохраняться на довольно низком уровне.

Рассмотрим в качестве примера человека, который истратил значи­тельную сумму денег на приобретение нового дорогого автомобиля. Пред­ставим себе, что после совершения этой покупки он обнаруживает, что двигатель этого автомобиля работает плохо и что его ремонт обойдется очень дорого. Более того, оказывается, что эксплуатация этой модели го­раздо дороже, чем эксплуатация других автомобилей, и вдобавок ко все­му, его друзья утверждают, что этот автомобиль просто безвкусен, если не сказать уродлив. Если степень диссонанса станет достаточно большой, т.е. соотносимой с величиной сопротивления изменению наименее стойкого элемента (который в данной ситуации, скорее всего, будет элементом по­веденческим), то этот индивид может в конце концов продать автомобиль, несмотря на все неудобства и финансовые потери, связанные с этим. Та­ким образом, диссонанс не превысил бы величины сопротивления, возни­кающего при необходимости изменения его поведения, т.е. принятия ре­шения о продаже автомобиля.

Теперь давайте рассмотрим противоположную ситуацию, когда сте­пень диссонанса для индивида, купившего новый автомобиль, была доста­точно большой, но все-таки меньше, чем максимально возможный диссо­нанс (т.е. меньше величины сопротивления изменению, свойственного наименее стойкому к изменениям когнитивному элементу). Ни один из существующих когнитивных элементов, следовательно, не изменился бы, но этот индивид мог бы сохранять степень общего диссонанса достаточно низ­кой посредством добавления новых знаний, являющихся консонантными с фактом владения новым автомобилем. Этот индивид мог бы прийти к зак­лючению, что мощность и ходовые характеристики автомобиля более важ­ны, нежели его экономичность и дизайн. Он начинает ездить быстрее, чем обычно, и совершенно убеждается в том, что способность развивать высокую скорость является самой важной характеристикой автомобиля. С помощью подобных знаний этот индивид вполне мог бы преуспеть в поддерживании диссонанса на незначительном уровне.

Вполне возможна и такая ситуация, когда попытки добавить в су­ществующую систему знаний новые консонантные когнитивные элемен­ты окажутся неудачными либо же финансовая ситуация сложится таким образом, что индивид не сможет продать автомобиль. При этом возмож­ность уменьшить степень диссонанса посредством добавления новых ког­нитивных элементов остается, но она иного рода, чем было рассмотрено


664 Тема 11. Внутренняя регуляция деятельности: психология воли

выше. Человек может попытаться убедить себя и других, что покупка этого автомобиля была ошибкой и что если бы ему снова пришлось по­купать автомобиль, то он выбрал бы другую модель. Этот процесс отделе­ния себя от совершенного поступка психологически может существенно уменьшить диссонанс. Иногда, однако, сопротивление этому может быть очень сильным. Максимальная степень диссонанса, который может воз­никнуть, будет в таких обстоятельствах зависеть от того, насколько труд­но для этого индивида согласиться с тем, что поступок, им совершенный, был необдуманным или глупым.

Избегание увеличения диссонанса

До сих пор наше обсуждение было посвящено рассмотрению про­блем, связанных с тенденцией уменьшить или устранить диссонанс. При определенных обстоятельствах возникают явно выраженные тенденции избегать увеличения диссонанса (или полностью предотвращать его по­явление).

Давайте проанализируем такие ситуации и пронаблюдаем проявле­ния тенденции избегания увеличения диссонанса.

Эта тенденция возникает как естественное следствие появления дис­сонанса. Она особенно значима в том случае, если (в целях попытки уменьшить диссонанс) необходимо найти некий когнитивный элемент для замены существующего или включить его как новый в данную когнитив­ную систему. В любом случае поиск новой информации должен быть произведен предельно избирательно. Человек охотно вступит в разговор или дискуссию с тем, кто, как он считает, одобрит содержание нового ког­нитивного элемента, и, скорее всего, он будет избегать обсуждения данной темы с тем, кто будет поддерживать значимость того элемента, который человек пытается изменить. Человек, вне всяких сомнений, будет искать такие источники информации, которые способствовали бы добавлению консонантных элементов, и будет избегать источников, увеличивающих диссонанс.

Если диссонанс незначителен, мы, скорее всего, не встретимся с по­добного рода избирательностью в поиске и восприятий источников инфор­мации. В случае отсутствия диссонанса будет отсутствовать и какая-либо мотивация поисков источников поддержки или дополнительной информа­ции. Однако существуют и исключения из этого правила. Прошлый опыт может вызывать у индивида страх и, следовательно, порождать стремле­ние избегания ситуаций, ведущих к возникновению диссонанса. В этом случае можно ожидать осторожного поведения индивида.

Мы предпринимаем множество действий и совершаем множество поступков, изменить которые очень трудно. Следовательно, весьма вероят­на ситуация того, что, однажды возникнув, диссонанс не только не умень­шится, но, наоборот, будет увеличивать свою интенсивность. Избегание


Фестингер Л. [Теория когнитивного диссонанса и его исследования] 665

возникновения диссонанса может привести к нежеланию предпринимать какие-либо действия и в конечном счете к нежеланию принимать на себя ответственность за совершенные поступки. Когда же бездействие или от­каз принимать то или иное решение невозможны, совершение действий может сопровождаться их когнитивным отрицанием. Так, например, че­ловек, купивший новый автомобиль и опасающийся возникновения дис­сонанса, может немедленно после совершения покупки начать сомневать­ся в правильности своего поступка. Такой страх перед диссонансом встречается относительно редко, но он возможен. Любые различия в стра­хе перед диссонансом и способность эффективно его уменьшить важны при определении вероятности возникновения такого способа избегания диссонанса. Чисто методологическая проблема состоит в том, чтобы уметь идентифицировать тип людей, которые используют подобное поведение, и ситуации, в которых эта самозащитная реакция будет использоваться.

Заключение

Основная суть теории диссонанса, которую мы описали, довольно про­ста и в краткой форме состоит в следующем:

1. Могут существовать диссонантные отношения или отношения не­соответствия между когнитивными элементами.

2. Возникновение диссонанса вызывает стремление к тому, чтобы его уменьшить и попытаться избежать его дальнейшего увеличения.

3. Проявления подобного стремления состоят в изменении поведения, изменении отношения или в намеренном поиске новой информации и но­вых мнений относительно породившего диссонанс суждения или объекта.

Хотя общий смысл теории диссонанса достаточно прост, тем не менее очевидна ее применимость для анализа большого количества ситуаций, не имеющих, на первый взгляд, ничего общего между собой. <...>






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.