Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специальные и вспомогательные пожарные автомобили (спа) и другая пожарная техника

План-конспект

 

Для проведения занятий со слушателями группы переподготовки водителей пожарных автомобилей.

 

по предмету: Пожарная техника и аварийно-спасательное оборудование, связь, автоматика, противопожарное водоснабжение.

 

Тема № 2. Современные пожарные автомобили.

Вид занятия: урок

 

Количество часов: 2

 

Место проведения: учебный класс

 

Цель занятия: Изучить со слушателями назначение, тактико-технические характеристики, устройство, правила эксплуатации и табель положенности ПТВ пожарных автомобилей.

 

Материальное обеспечение: мултимедийный проектор.

 

Литература:

  1. Иванов А.Ф., Пожарная техника ч.2, Пожарные автомобили, Стройиздат, Москва, 1988г.;
  2. Пожарная техника: Учебник / Под ред. М.Д. Безбородько.-М.: Академия ГПС МЧС России, 2004.-550 с.

 

Краткий план занятия: (с примерным распределением времени)

1. Организационный момент - 5 мин.

Принять доклад от дежурного, проверить наличие слушателей на занятии, внешний вид, наличие конспектов, готовность их к занятиям.

2. Краткий опрос по предыдущей теме - 10 мин.

· Профессиональные требования предъявляемые к водителю ПА.

· Обязанности водителя.

 

3. Изложение нового материала - 25 мин.

Вопросы к теме:

1. Назначение и общие сведения о современных пожарных автомобилях.

 

1. Назначение и Общие сведения о современных пожарных автомобилях.

пожарный автомобиль – оперативное транспортное средство на базе автомобильного шасси, оснащённое пожарно-техническим вооружением и предназначенное для использования при тушении пожара. В зависимости от назначения пожарные автомобили подразделяются на основные, специальные и вспомогательные. пожарные автомобили классифицируются также по таким признакам, как колесная и посадочная формулы, компоновочная схема, применяемые средства тушения, полная масса автомобиля и пр.


Обозначения ПА должны иметь следующую структуру:

После буквенного обозначения типа ПА указывается отличительная характеристика изделия в виде величины его основного параметра.

Пожарные автомобили окрашиваются в красный цвет. Для опознавательных знаков и контрастирующих элементов установлен белый цвет. Ходовая часть машин окрашивается в черный цвет.

На определенных местах указывается краткое обозначение типа пожарного автомобиля (АЦ, ПНС и др.), название города и номер пожарной части.

Надписи на поверхностях, окрашенных в основной цвет, должны выполняться контрастирующим цветом, а на поверхностях, окрашенных в контрастирующий цвет, – основным цветом. Не допускается нанесение на наружные поверхности ПА надписей, рисунков и эмблем рекламного содержания. Колена пожарных автолестниц, авто- и пеноподъемников окрашиваются в белый или серебряный цвет, а выступающие и перемещающиеся части этих транспортных средств, представляющие опасность для обслуживающего персонала, должны быть окрашены чередующимися полосами красного и белого цвета.

Специальный звуковой сигнал создается сигнальным прибором (сиреной). В настоящее время получили распространение электрические звуковые сигналы постоянного тока с номинальным напряжением 12 и 24 В. Специальный звуковой сигнал имеет изменяющуюся основную частоту звучания.

Световая сигнализация ПА создается посредством маяков синего цвета. Сигнальный маяк (маяки) устанавливается на крыше ПА или над ней таким образом, чтобы специальный световой сигнал был виден со всех ракурсов (угол видимости в горизонтальной плоскости 3600). При наличии заднего маяка (маяков) допускается уменьшение угла видимости переднего сигнального маяка до 1800, но так, чтобы маяк не был закрыт со стороны передней части ПА).

На современных пожарных автоцистернах зачастую используется модульный принцип компоновки пожарной надстройки, который особенно эффективен при выпуске пожарных автомобилей мелкими сериями или при производстве модификаций базовой модели. Например, путем замены модуля насосного отсека с насосом нормального давления на модуль насосного отсека с насосом высокого давления или комбинированным можно существенно изменять характеристики пожарной автоцистерны При наличии набора стандартных модулей на одном и том же шасси можно выпускать автомобили различного назначения, максимально унифицированные между собой. Для этого достаточно заменить один или несколько модулей.

В последнее время пожарные автоцистерны все чаще компонуются цистернами изготовленными из армированного стеклопластика. При установке металлических цистерн производители применяют эффективные покрытия для защиты внутренних полостей от коррозии.

На современных моделях пожарных автоцистерн зачастую цистерну и пенобак выполняют в виде единого сварного блока.

Современные пожарные автоцистерны все чаще оборудуют насосными установками, обеспечивающими подачу воды как с нормальным, так и с высоким давлением. Наличие насоса (или ступени) высокого давления позволяет создавать тонкодисперсные (мелкораспыленные) водяные струи, обладающие повышенной огнетушащей эффективностью. При производстве новых пожарных автоцистерн или в ходе модернизации устаревших машин зачастую вместо традиционного пожарного насоса нормального давления ПН-40УВ устанавливается современная насосная установка отечественного производства, состоящая из комбинированного центробежного насоса НЦПК 40/100-4/400, вакуумного насоса объемного типа и катушки с рукавом высокого давления. Присоединительные размеры нового насоса и ПН-40УВ совпадают, одинаковой является и потребляемая мощность, поэтому модернизация насосной установки может производиться не только на заводе, но и на местах в условиях Производственно. В настоящее время в вакуумных системах центробежных пожарных насосов с целью повышения технических и эксплуатационных характеристик устанавливают шиберные вакуумные насосы, в т.ч. АВС-01Э и АВС-02Э и системы вакуумирования на основе водокольцевого насоса, запитанного от отдельной ёмкости и получающего крутящий момент от приводного диска

Специальные и вспомогательные пожарные автомобили (спа) и другая пожарная техника

СПА предназначены, главным образом, для спасания людей на пожарах, К ним относятся: пожарные автомобили газодымозащитной службы (ГДЗС), автомобили дымоудаления (АД) и прицепы дымоудаления (ПД). Аварийно-спасательные автомобили (АСА). Автомобили связи и освещения (АСО), штабные автомобили. Пожарные автолестницы (АЛ) и пожарные автоподъемники коленчатые (АКП).

К вспомогательным пожарным автомобилям относятся топливозаправщики, передвижные авторемонтные мастерские, автобусы, легковые, оперативно-служебные, грузовые автомобили, а также другие специализированные автотранспортные средства.

Основные тактико-технические требования к этим автомобилям сводятся к следующему:

их оперативная подвижность должна быть не ниже, чем у основных пожарных машин;

укомплектованность техническими средствами должна быть достаточной для выполнения работ по функциональному назначению;

технические возможности оборудования должны обеспечивать выполнение работ в максимально короткое время.

Особую группу пожарной техники составляют специально оборудованные вертолеты, самолеты, пожарные поезда. К этой же группе относится и техника, приспособленная для тушения пожаров.

Спасание людей и имущества при пожарах является важнейшим видом боевых действий. Основными способами их являются перемещение людей и имущества, в том числе подъем или спуск с использованием специальных технических средств в безопасное место и защита их от опасных факторов пожара.

При проведении этих боевых действий и используются пожарные автолестницы (АЛ) и пожарные автоподъемники коленчатые (АПК).

АЛ – это пожарный автомобиль со стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей.

АПК – пожарный автомобиль со стационарной механизированной поворотной коленчатой, телескопической или коленчато-телескопической подъемной стрелой, последнее звено которой заканчивается люлькой.

АЛ и АПК являются передвижными средствами спасания: ими укомплектовываются пожарные части гарнизонов ГПС.

Принцип работы АЛ и АПК заключается в подаче стрелы или люльки в необходимую точку пространства в пределах рабочей зоны.

В пределах рабочей зоны АЛ и АПК предназначены для:

доставки к месту пожара или проведения спасательных работ боевых расчетов и ПТВ;

подъема боевых расчетов, ПТВ и оборудования на высоту;

обеспечения проведения спасательных и аварийно-спасательных работ на высоте;

подачи огнетушащих веществ для тушения пожаров на высоте;

подъема и перемещения грузов при разборке конструкций.

Кроме того, грузоподъемность шасси и размеры АЛ и АПК должны быть такими, чтобы не ограничивалась их проходимость в условиях городской застройки и было возможным устанавливать и маневрировать АЛ и АПК у объектов, вблизи которых нет асфальтобетонных покрытий. Поэтому они сооружаются на высокопроходимых шасси с колесной формулой 6´ 6 или 6´ 4 (в зависимости от массы) с двигателями, обеспечивающими их эксплуатацию в транспортном и стационарном режимах.

Вывод: Современный пожарный автомобиль – это сложная техническая система с большим количеством взаимосвязанных механических, гидравлических, электрических и электронных систем.

В настоящее время заводами страны изготавливается множество моделей пожарных автоцистерн. Освоено производство автомобилей первой помощи, автомобилей связи и освещения, газодымозащитной службы, аварийно-спасательных, автолестниц и автоподъемников с высотой до 70 метров. Выпускаются пожарные автомобили с насосами высокого давления нового поколения. Конструкции пожарных автомобилей постоянно усложняются. В них появляются электронные гидравлические и пневматические системы. Поэтому большое значение имеет правильная эксплуатация пожарных автомобилей.

 

 

4. Подведение итогов - 10 мин.

Довести до слушателей вывод по данной теме, выдать задание на

самоподготовку.

 

 

Задание для самостоятельной работы слушателей:

1. Изменения в конструкции и ТТХ современных пожарных автомобилей

 

План-конспект составил

преподаватель цикла ППД

майор вн. службы Д.В.Лиморов

«_____» ______________ 20__г.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Стиль руководства и его влияние на людей | Понятие собственного капитала, его состав, нормативное регулирование и задачи учета




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.