Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лидерство, теории лидерства.






Тема. Лидерство и руководство.

Лидерство, теории лидерство.

Стиль руководства и его влияние на людей.

Лидерство, теории лидерства.

Власть – это условие управления. Без этого условия трудно влиять на людей, особенно тех, которые не находятся в твоем непосредственном подчинении. Однако обладание властью не гарантирует эффективного управления. Необходимо также умение влиять на людей и вести их за собой, т.е. быть лидером.

Цель эффективного менеджера состоит в том, чтобы высвободить энергию подчиненных и направить ее на достижение целей организации. Ведь энергия человека наиболее значимый ресурс.

Лидерство нельзя обозначить формулой. Это особое влияние через искусство, мастерство, умение, талант.

Лидерство – это процесс влияния на членов группы. Управляющим становятся в результате делегирования им полномочий формальной организации. Лидерами часто становятся без помощи формальной организации, поэтому иногда подчиненные «ведут» старших по должности. Идеал: лидер и управленец в одном лице.

Как должен вести себя руководитель, чтобы быть одновременно лидером? Какие средства влияния и стили поведения показали себя наиболее эффективными, чтобы направлять усилия людей на достижение целей организации?

Теория лидерства предполагает три подхода к определению факторов эффективного лидерства:

- с позиции личных качеств;

- с позиции поведения руководителя;

- ситуационный подход.

Первый подход предполагает, что руководитель, как представитель любой рисковой профессии должен иметь, и, развивать в себе, необходимы качества. Согласно теории лидерства (теории великих людей) лучшие руководители обладали набором общих для всех качеств, чаще всего это были интеллект, профессиональные знания, здравый смысл, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и т.д.

Исследователи не пришли к единому мнению о наборе качеств, которые непременно отличают крупного лидера. В разных ситуациях эффективный руководитель обнаруживает разные личные качества.

Поэтому интерес вызвал «поведенческий» аспект деятельности менеджера, его стиль руководства.

Стиль руководства в контексте управления – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации.

Д.МакГрегор определил две группы полярных стилей руководства:

Ø автократичный – демократичный;

Ø сосредоточенный на работе – сосредоточенный на человеке.

Представление «автократа» о работниках характеризует теория «Х»:

1. люди изначально не любят трудиться.

2. У людей нет честолюбия и они предпочитают чтобы ими руководили.

3. Больше всего люди хотят защищенности.

4. Чтобы заставить людей трудиться: необходимо использовать принуждение и угрозу наказания.

Представления «демократа» о работниках характеризует теория «У»:

1. Труд- процесс естественный.

2. Если людей приобщить к целям организации, они будут использовать самоконтроль т самоуправление.

3. Приобщение является функцией вознаграждения.

4. Интеллектуальный потенциал человека используется лишь частично.

Руководитель «сосредоточенный на работе» ориентируется на задачу, которую строит по техническим принципам эффективности. Мотивация работников также осуществляется по этим принципам. Руководитель заботится о проектировании задачи и разработке системы вознаграждений для повышения производительности труда.

Руководитель «сосредоточенный на человеке» озабочен совершенствованием человеческих отношений, позволяет работникам максимально участвовать в принятии решений, поощряет их профессиональный рост.

Каждый из названных стилей имеет свои достоинства и недостатки. Каждый из них может обнаружить высокую продуктивность. Каждый управляющий – это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Поэтому стили руководства не всегда можно отнести к какой-то конкретной категории. Можно говорить о преобладании черт какого-то стиля.

Исследователи не выявили постоянной зависимости между стилем руководства и эффективностью работы организации, поэтому стали обращать внимание не только на руководителя и исполнителя, а на всю ситуацию в целом.

Среди моделей ситуационного лидерства наибольший интерес представляет «Теория жизненного цикла», согласно которой эффективные стили лидерства зависят от «зрелости» исполнителей.

Зрелость отдельных лиц и групп подразумевает способность нести ответственность за свое поведение, желание достигнуть поставленные цели, а также образование и опыт. Зрелость не является постоянным качеством лица и группы и характеризуется конкретной ситуацией (задачей). Соответственно руководитель может использовать один из четырех стилей руководства:

- указывание (для лиц и групп, неспособных справиться с задачей и имеющих желание учиться сами);

- популяризация (применяется в отношении более или менее сформированных групп или лиц, обладающих базовыми навыками, но им еще многому надо учиться);

- участие в управлении (для отдельных работников и групп, которые имеют навыки и классификацию достаточную для технических аспектов работы). Дальнейшее развитие требует, чтобы члены организации в своей ежедневной работе брали на себя больше ответственности;

- передача полномочий (этот стиль используется в отношении лиц и групп, достигших квалификации, которые стремятся посвятить свои силы хорошей работе, т.е. для людей с высокой степенью зрелости).

Чтобы точно оценить ситуацию, руководитель должен хорошо представлять способности и подчиненного и свои собственные, природу задачи, полномочия и качество информации.

Руководитель, который хочет работать эффективно, не может позволить себе применить какой-то один стиль руководства на протяжении всей карьеры. Он должен научиться пользоваться всеми методами и типами влияния. Лучшим стилем руководства является «адаптивный». Эффективные руководители – это те, кто может вести себя по-разному – в зависимости от требований реальности.

Лидерство в современных принципиально ситуационно важнейшая проблема состоит в том, какие параметры ситуации являются в тот или иной момент определяющими. В целом проблему лидерства в современном менеджменте можно представить в виде «когнитивной карты» (рис. 1).

 
 

 


Рис. 7.3. " Когнитивная карта" лидерства

 

Представленную карту можно прочитать следующим образом. Важным фактором в осуществлении лидером своих функций являются его личностные качества. Однако не зря говорят, что каждая эпоха выдвигает своих лидеров: конкретная обстановка и динамика внешней среды в существенной степени определяют успех или неудачу того или иного лидера. Поведение лидера и результаты, которых он добивается, во многом зависят от зрелости последователей, их умений и опыта. Кроме того, на судьбу лидера влияют как ситуационные факторы (например, удачное или неудачное стечение обстоятельств), так и результаты деятельности исполнителей. Поведение лидера также является решающим фактором, от которого зависит работа организации и ее успех.

Сейчас уже совершенно ясно, что сама основа лидерства зависит от тех ценностей, которые являются основополагающими в конкретной национальной бизнес-культуре. И это не только почти очевидное утверждение - это еще и серьезная проблема, которая стоит перед деловыми организациями.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.