Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зак. 835. 402 Тема 9. Типология индивидуальности







402 Тема 9. Типология индивидуальности

вида к этнической группе есть отношение отдельного к общему, индивида к роду. Каждое дерево, принадлежащее к определенному виду, обладает сво­ими неповторимыми индивидуальными особенностями, но оно вместе с тем несет в себе некоторые основные черты, характеризующие вид как целое. Это относится и к человеку. Разумеется, социально-психологические свой­ства «заданы» не столь жестко, как биологические, и здесь гораздо больше всякого рода вариаций. Но все-таки, когда мы говорим, например, что тако­му-то человеку (имеется в виду определенный социальный характер) свой­ственны такие-то и такие-то черты, это значит, что они действительно при­сутствуют, хотя и в разной степени и в разных сочетаниях, у значительного числа индивидов, составляющих данный народ.

Располагает ли современное обществоведение сколько-нибудь твер­до установленными фактами такого рода или хотя бы приемлемыми ме­тодами их исследования? Если принимать за истину только то, что одно­значно сформулировано, измерено, количественно выражено, то ответ будет скорее отрицательным. Но отсутствие или, точнее, недостаток строго ус­тановленных фактов не означает принципиально отрицательного ответа на содержательный вопрос. Задолго до того, как та или иная социальная проблема становится предметом научного исследования, она ставится и осмысливается людьми на уровне, так сказать, обыденного сознания. Пред­ставления, мнения, образы, существующие в обыденном сознании или по-своему обобщенные средствами искусства, конечно, не отличаются научной строгостью, и при ближайшем рассмотрении многие из них оказываются предрассудками. Многие, но не все. Как бы то ни было, люди исходят из них в своей практической деятельности, они представляют собой своеоб­разную копилку народного опыта, которым не следует пренебрегать. Как ни велика роль науки, она далеко не покрывает всего богатства и много­образия социального опыта. Долг ученых не отмахиваться от трудных проблем, ссылаясь на отсутствие адекватных методов исследования и ве­рификации фактов, а тщательно изучать их, постепенно отсеивая недора­зумения и вымыслы от реальных знаний и проясняя тем самым сферу и направления будущих исследований.


]
402 Тема 9. Типология индивидуальности i

вида к этнической группе есть отношение отдельного к общему, индивида к роду. Каждое дерево, принадлежащее к определенному виду, обладает сво­ими неповторимыми индивидуальными особенностями, но оно вместе с тем несет в себе некоторые основные черты, характеризующие вид как целое. Это относится и к человеку. Разумеется, социально-психологические свой­ства «заданы» не столь жестко, как биологические, и здесь гораздо больше всякого рода вариаций. Но все-таки, когда мы говорим, например, что тако­му-то человеку (имеется в виду определенный социальный характер) свой­ственны такие-то и такие-то черты, это значит, что они действительно при­сутствуют, хотя и в разной степени и в разных сочетаниях, у значительного числа индивидов, составляющих данный народ.

Располагает ли современное обществоведение сколько-нибудь твер­до установленными фактами такого рода или хотя бы приемлемыми ме­тодами их исследования? Если принимать за истину только то, что одно­значно сформулировано, измерено, количественно выражено, то ответ будет скорее отрицательным. Но отсутствие или, точнее, недостаток строго ус­тановленных фактов не означает принципиально отрицательного ответа на содержательный вопрос. Задолго до того, как та или иная социальная проблема становится предметом научного исследования, она ставится и осмысливается людьми на уровне, так сказать, обыденного сознания. Пред­ставления, мнения, образы, существующие в обыденном сознании или по-своему обобщенные средствами искусства, конечно, не отличаются научной строгостью, и при ближайшем рассмотрении многие из них оказываются предрассудками. Многие, но не все. Как бы то ни было, люди исходят из них в своей практической деятельности, они представляют собой своеоб­разную копилку народного опыта, которым не следует пренебрегать. Как ни велика роль науки, она далеко не покрывает всего богатства и много­образия социального опыта. Долг ученых не отмахиваться от трудных проблем, ссылаясь на отсутствие адекватных методов исследования и ве­рификации фактов, а тщательно изучать их, постепенно отсеивая недора­зумения и вымыслы от реальных знаний и проясняя тем самым сферу и направления будущих исследований.


Тема 10

Внутренняя

регуляция деятельности: психология эмоций

Определение эмоций и основные аспекты их изучения: явление, состояние, процесс. Специфика психического отраже­ния в эмоциях. Эмоции и познание. Эмоции и мотивация. Эмо­ция как феномен. Эмоция как состояние: выражение эмоций и их физиологические корреляты. Эмоция как процесс: ус­ловия возникновения и закономерности протекания эмоций. Теория Джеймса-Ланге, ее физиологический и психологиче­ский аспекты. Возможные основания классификации эмоций. Эмоциональные состояния. Аффекты, их психологическая ха­рактеристика, диагностика аффективных следов. Стресс. Тревожность: ситуативный и индивидуальный (личностный) аспекты. Фрустрация и реакции на нее. Предметно-ситуатив­ные эмоции. Чувства и развитие личности. Овладение эмо­циональной сферой и способность к саморегуляции поведения. Эмоции и личность. Представление об эмоциях в различных видах психотерапии.

Вопросы к семинарским занятиям:

О Определение и функции эмоций. Условия возникновения эмоций и закономерности их протекания. Выражение эмоций.

© Классификации эмоций. © Теории эмоций.

О Аффект. Диагностика аффективных следов. Представление о стрессе.

© Тревожность: два аспекта ее изучения. Фрустрация: определение и виды реакций на нее.

© Клиническое описание и анализ эмоций. Чувства и личность.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.