Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первый из опросников Г. Айзенка - Моудлейский медицинский опросник (MMQ) 1947






предназначен для диагностики нейротизма и состоит из 40 утверждений, с которыми обследуемому предлагается согласиться (" да") или не согласиться (" нет").
возрастной диапазон: взрослые, со студенческого возраста.
Детальный анализ ответов, полученных по каждому утверждению MMQ, показал, что с помощью опросника могут быть дифференцированы два типа невротических расстройств: истерические и дистимические. Исходя из этих результатов, Г. Айзенк предположил, что ответы на утверждения MMQ позволяют сделать заключение и о позиции обследуемого на шкале другого измерения личности, постулируемого этим исследователем, экстраверсии-интроверсии. Этим была начата работа по конструированию нового личностного опросника. MMQ в психодиагностических исследованиях применения не нашел.

2. Вслед за MMQ был предложен " Моудслейский личностный опросник" (MPI), опубликованный в 1956 г. Он предназначен для диагностики нейротизма и экстраверсии-интроверсии. MPI состоит из 48 вопросов (по 24 на каждое измерение), на которые обследуемый должен ответить " да" или " нет". MPI разрабатывался в соответствии с теоретическими представлениями Г. Айзенка об экстраверсии-интроверсии и нейротизме и с учетом данных, полученных с помощью первого опросника. Разработан сокращенный вариант MPI из 12 вопросов. Возрастной диапазон: взрослые, со студенческого возраста. Коэффициент надежности MPI, определенный путем расщепления, для шкалы нейротизма составлял 0, 85-0, 90, для шкалы экстраверсии-интроверсии - 0, 75-0, 85, коэффициенты надежности ретестовой - 0, 83 и 0, 81 соответственно.

3. На основе дальнейших исследований Г. Айзенка и сотрудников, направленных на анализ составляющих экстраверсии-интроверсии и нейротизма как базисных личностных измерений, был предложен новый опросник, получивший название " Айзенка личностный опросник " (EPI). Опубликован в 1963 г., состоит из 48 вопросов, предназначенных для диагностики экстраверсии-интроверсии и нейротизма, а также 9 вопросов, составляющих " шкалу лжи", по которой определяется наличие у обследуемого тенденции представить себя в лучшем свете. Коэффициенты надежности ретестовой EPI для фактора экстраверсии- интроверсии составляют 0, 82-0, 85, для фактора нейротизма - 0, 81-0, 84, коэффициент надежности методом расщепления- 0, 74-0, 91. разработаны две эквивалентные формы опросника А и В. Возрастной диапазон: взрослые, со студенческого возраста, созданы варианты для обследования детей и подростков.

Адаптация: 1970-1974 гг -Ленинградский институт психоневрологии им. В.М.Бехтерева. 1992 - модификация В.М.Русалова.

4. В 1969 г. Г. Айзенк и С. Айзенк публикуют новый опросник под названием " Айзенка личностный опросник " (EPQ), который предназначен для диагностики нейротизма, экстраверсии-интроверсии и психотизма. Так же, как и в EPI, в него включена " шкала лжи". Опросник состоит из 90 вопросов (по шкале нейротизма - 23, по шкале экстраверсии-интроверсии - 21, по шкале психотизма - 25, по " шкале лжи" - 21). Однако обычно используют вариант, состоящий из 101 вопроса (из них 11 вопросов - " буферные", ответы на которые не учитываются). Коэффициенты надежности ретестовой (месячный интервал) опросника в различных группах по шкале психотизма составляют 0, 51-0, 86, по шкале экстраверсии--интроверсии 0, 80-0, 92, по шкале нейротизма - 0, 74-0, 92, по " шкале лжи" - 0, 61-0, 90. Возрастной диапазон: взрослые, со студенческого возраста, разработан вариант опросника для обследования детей и подростков (от 7 до 15 лет).

Г. Айзенк в своих работах неоднократно указывал на то, что его исследования вызваны к жизни несовершенством психиатрических диагнозов. По его мнению, традиционная классификация психических заболеваний должна быть заменена системой измерений, в которой представлены важнейшие характеристики личности. При этом психические расстройства являются как бы продолжением индивидуальных различий, наблюдаемых у нормальных людей. Изучение работ К. Юнга, Р. Вудвортса, И. П. Павлова, Э. Кречмера и других известных психологов, психиатров и физиологов позволило предположить существование трех базисных измерений личности: нейротизма, экстра- и интроверсии и психотизма.

Нейротизм (или эмоциональная неустойчивость) представляет собой континуум от " нормальной аффективной стабильности до ее выраженной лабильности". Нейротизм не тождественен неврозу, однако у лиц с высокими показателями по данной шкале в ситуациях неблагоприятных, напр. стрессовых, может развиться невроз. " Нейротическая личность" характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам.

Заимствуя у К. Юнга понятие экстраверсии и интроверсии, Г. Айзенк наполняет их иным содержанием. У К. Юнга это типы, различающиеся направленностью либидо, для Г. Айзенка - комплексы коррелирующих между собой черт. Характеризуя типичного экстраверта, Г. Айзенк отмечает его общительность, широкий круг знакомств, импульсивность, оптимистичность, слабый контроль над эмоциями и чувствами. Напротив, типичный интроверт - это спокойный, застенчивый, интроспективный человек, который отдален от всех, кроме близких людей. Он планирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всем и держит свои чувства под строгим контролем.

По Г. Айзенку, высокие показатели по экстраверсии и нейротизму соответствуют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и нейротизму - состоянию тревоги или реактивной депрессии. Измерения экстра-, интроверсии и нейротизма, которыми оперирует Г. Айзенк, в работах Р. Кэттелла рассматриваются в качестве факторов второго порядка.

Психотизм, как и нейротизм, континуален (норма - психотизм). В случае высоких показателей по этой шкале можно говорить о предрасположенности к психическим отклонениям. " Психотическая личность" (не патологическая) характеризуется Г. Айзенком как эгоцентрическая, эгоистическая, бесстрастная, неконтактная.

2. Методика Я.Стреляу

Авторы: Я.Стреляу. Павловский опросник темперамента (PTS), 1982
диагностика основных характеристик темперамента на базе концепции И.П.Павлова: сила процесса возбуждения, сила процесса торможения и подвижность
134 вопроса, сгруппированные в три шкалы с вариантами ответов да, нет, не знаю.
возрастной диапазон: подростки, лица юношеского возраста и взрослые
подтверждена надежностьи валидность опросника.

Авторы: Я.Стреляу, Б.Завадский
методика диагностики темперамента (формально-динамических характеристик поведения), FCB-TI, 1993

диагностика 6 базисных черт темперамента - живости, настойчивости, сенсорной чувствительности, выносливости, эмоциональной реактивности и активности.
120 вопросов (по 20 вопросов на каждую шкалу), предусматривающих дихотомические ответы да/нет

возрастной диапазон: адаптация на русскоязычной выборке проведена с 15 лет
валидность подтверждается данными исследований.

3. Опросники В.М.Русалова

1. опросник структуры темперамента (ОСТ), 1990
Разработан В.М. Русаловым, на основе собственной концепции темперамента.
Используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента.

Исследование структуры темперамента по параметрам: эргичность, темп, пластичность и эмоциональность. Каждый из них оценивается в двух аспектах: предметном (объектно-ориентированном) и социальном (субъектно-ориентированном)
ОСТ имеет 105 вопросов с дихотомической (да/нет) шкалой ответов,
допускает индивидуальное и групповое применение, без ограничения времени.
существуют 2 формы опросника: рассчитанный на взрослых от 18 до 55 лет (В-ОСТ), и подростков от 13 до 17 лет (Д-ОСТ)
В тесте предусмотрена небольшая контрольная шкала, предназначенная для выявления тенденции испытуемого давать социально-желаемые ответы.

Выделяются следующие 8 параметров темперамента (в авторской терминологии):

1. Предметная эргичность характеризуется уровнем потребности в освоении предметного мира, жаждой деятельности, стремлением к умственному и физическому труду, стремлением вовлеченности в трудовую деятельность.
2. Социальная эргичность — уровень потребности в социальных контактах, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, общительность, вовлеченность в социальную деятельность.
3. Пластичность — степень легкости переключения с одного предмета деятельности на другой, быстрота перехода с одних способов мышления на другие, в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности.
4. Социальная пластичност ь — степень легкости переключения в процессе общения с одного человека на другого, склонность к разнообразию коммуникативных программ, разнообразию количества готовых (неосознаваемых, импульсивных) форм социального
5. Темп — скорость выполнения отдельных операций, быстрота предметно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.
6. Социальный темп — скоростные характеристики двигательных актов в процессе общения (скорость речи при общении и т.д.)
7. Эмоциональность — эмоциональная чувствительность к несовпадению (расхождению) между задуманным, ожидаемым, планируемым и результатами реального предметного действия, чувствительность к неудачам в работе.
8. Социальная эмоциональность — эмоциональная чувствительность в коммуникативной сфере: чувствительность к неудачам в общении, к оценкам окружающих людей.

Была проведена стандартизация ОСТ на достаточно большой выборке испытуемых с учетом их возраста. Психометрическая проверка показала, что опросник темперамента В. М. Русалова обладает высокой ретестовой надежностью и валидностью.
Опросник может быть одинаково эффективно использован как при индивидуальном, так и при групповом тестировании.

2. опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФД-СИ), 1996
Используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» (психомоторная и интеллектуальная сферы) и «коммуникативного» аспектов темперамента.
Исследование структуры темперамента по параметрам: эргичность, темп, пластичность и эмоциональность в психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной сферах
возрастной диапазон: взрослые от 18 до 55 лет

В основе опросника лежит концепция биологической обусловленности формально-динамических свойств индивидуального поведения человека В.М.Русалова как частный вариант теории функционально-системной организации работы мозга П.К.Анохина (функционально-системный подход в психофизиологии).

В.М.Русалов выделяет четыре базальных свойства нервной системы:

Эргичность – выносливость человека, как в умственном, так и в физическом плане

Пластичность – способность психики легко приспосабливаться к изменяющимся, новым условиям (в поведении, в познавательных процессах). Противоположность – ригидность.

Скорость – темп реакций и поведения, в котором протекают психические процессы.

Эмоциональность – впечатлительность, импульсивность, чуткость к эмоциональным воздействиям и возможному несовпадению осуществляемого действия с запланированным образцом.

ОФДСИ содержит 150 вопросов с рейтинговой шкалой ответов (не характерно, мало характерно, довольно характерно, характерно), распределенных по 13 шкалам:
Эргичность психомоторная;
Эргичность интеллектуальная;
Эргичность коммуникативная;
Пластичность психомоторная;
Пластичность интеллектуальная;
Пластичность коммуникативная;
Скорость психомоторная;
Скорость интеллектуальная;
Скорость коммуникативная;
Эмоциональность психомоторная;
Эмоциональность интеллектуальная;
Эмоциональность коммуникативная;
Контрольная шкала.

Диагностика акцентуаций характера.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.