Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы выделения типов политико-правового режима (13.10.2011)






Говоря о режиме, необходимо сказать о том, что режим - это условно говоря самый молодой элемент формы государства. Выделять политико-правовой режим как самостоятельную категорию в рамках формы государства начали во второй половине 20 века. Эта категория по большей части используется в отечественной юридической и политической науке.

Традиционно в юридической литературе под политико-правовым режимом понимают совокупность приёмов и способов осуществления государственной власти, определяющих степень участия народа в её (власти) реализации. Категория «политико-правового режима» показывает нам какими способами, при помощи каких приёмах, в чьих интересах осуществляется государственная власть, на сколько народ допущен к участию в осуществлении этой власти и соответственно каковы формы участия народа в реализации государственной власти. В юридической литературе, говоря о современных режимах выделяют:

1. Демократические режимы. Это такие способы осуществления государственной власти, при которых народ имеет реальную возможность участвовать в управлении делами государства как непосредственно так и через представителей.

Признаки и свойства:

· Выборность и сменяемость органов государственной власти (прежде всего представительных);

· Непосредственное участие народа в формировании органов государственной власти и в целом в осуществлении государственной власти (Ленин: «мы должны каждую кухарку научить управлять государством»);

· Власть всегда осуществляется в интересах большинства членов общества с учетом воли и интересов меньшинства;

· Человек обладает максимально широким объёмом прав и свобод в данных исторических условиях. Но эти права и свободы не могут быть полностью безграничными. Объем прав и свобод должен предопределяться уровнем социального, экономического, политического развития общества. Эти права и свободы не только декларированы, не только провозглашены, но они еще реально гарантированны, обеспечены и защищены. В демократическом государстве всегда существует эффективный, реально действующий механизм обеспечения и защиты прав и свобод личности;

· Наличие реального политического и идеологического плюрализма. Политический плюрализм предполагает многопартийность. Идеологический плюрализм предполагает многообразие мнений, религий, идей и никакая идеология не должна быть призвана господствующей. Государство не может деидеологизировано.

Необходимо разграничивать такие понятия как «виды демократического режима» и «формы осуществления демократии» (непосредственная, представительная). Непосредственная демократия – прямое осуществление власти народа. Высшая форма непосредственной демократии – референдум и свободные выборы. Представительная демократия – осуществление власти через представителей. Прямая и представительная демократия должны между собой оптимально сочетаться. Прямая и представительная демократия опосредуют друг друга. Каждая из этих форм не идеальна. Плюсы одной формы должны перекрывать минусы другой. Прямая демократия предполагает непосредственное волеизъявление народа (между народом и властью нет никаких промежуточных звеньев). Это приводит к тому, что воля народа не искажается. Снижается социальная напряженность. Минусы прямой демократии: затраты на организацию прямой демократии. Западный политолог: «Демократия – это игры для богатых». На основе прямой демократии можно решать далеко не все вопросы (только те вопросы, которые требуют прямого однозначного ответа). Если вопрос будут требовать развернутого ответа, то невозможно будет выявить волю народа. Прямая демократия затратна не только с точки зрения материальных ресурсов, но и с точки зрения временных затрат. Прямая демократия в современном обществе требует достаточно высокого уровня правовой культуры, политического сознания и как следствие политической активности общества. Иначе в противном случае этой самой волей народа будет очень легко манипулировать. В идеале этих недостатков должна быть лишена представительная демократия (оперативно, меньше материальных затрат). Минусы – искажение воли народа (выражается представление представителя о воле народа). И чем больше будет промежуточных звеньев, тем больше будет искажаться воля. Сужение социальной базы управления, что может в конечном счете привести к снижению социальной активности общества в итоге к политической апатии. Спиноза: «Лучшим является то правительство, которое народ не замечает». Черчилль: «Демократия – это худшая из форм правления, но лучше еще ничего не придумано».

Виды демократического режима:

o Либеральный режим. Он характеризуется «персоноцентристскими началами». Т.е. в центре внимания либерального государства находится личность, человек, с её основополагающими, естественными правами и свободами (ст. 2 Конституции РФ). Либеральный режим характеризуется обменной экономикой и частной собственностью. А поскольку в основе либерального режима лежит частная собственность, то осуществление либеральных начал предполагает резкое социальное расслоение общества по имущественному признаку, в первую очередь. При этом жёсткий контроль за соблюдением формального равенства и формальной свободы личности;

o Гуманистический режим (режим собственно демократический). В отличие от либерального, основой является социоцентризм. В основе будут лежать общесоциальные начала. Основное назначение государства – обеспечение воли и интересов всех социальных групп этого общества, стремление к сглаживаю социальных противоречий, социальной дифференциации. Здесь на первый план выходит социальный аспект в деятельности государства (социальное обеспечение, социальная защита, социальная стабильность общества).

Выбор вида режима зависит от тех целей, которые ставит перед собой общество.

Либеральный режим приводит к экономическому прогрессу общества.

Качели – «либеральные начала – гуманистические начала»

2. Антидемократические режимы.

Народ по сути лишён реальной возможности участвовать в управлении делами государства и общества. Антидемократический режим в целом характеризуется достаточно значительным ограничением прав и свобод личности. Традиционно в юридической литературе выделяют две основных разновидности антидемократических режимов:

· Тоталитарный режим. Такие способы осуществления государственной власти, при помощи которых государство стремится взять под свой контроль все сферы жизни общества.

Признаки:

o Полный контроль государства над обществом;

o Фактическим полным бесправием личности. Личность лишена своих прав и свобод фактически во всех сферах жизни общества (и в политической и в экономической и в социальной и в духовной). Эти права могут быть провозглашены, но фактически они не могли быть реализованы;

o Жёсткое политическое и идеологическое единообразие. Господство политической партии. Сращивание партийного и государственного аппарата и фактическая подмена государственного управления партийным руководством. В обществе господствует одна единственная государственная идеология, которая является общеобязательной, как следствие происходит нивелирование личности (уравниловка). Жёстко и даже жестоко подавляется всякое инакомыслие;

o Как правило характерна одноукладная экономика (господство только одной формы собственности), милитаризация экономики и всех сфер общественной жизни;

o Постоянный поиск «врага»;

o Культ личности «вождя». Сакрализация личности;

o Возрастает роль репрессивно-карательного аппарата. От обеспечивающей и сдерживающей роли переходит к роли контролёра, истина в последней инстанции.

2.Юр.лица: понятие, теория, классификация






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.