Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика диагностики личности






Твердых правил, на основании которых можно было бы диагности­ровать акцентуированные черты личности, к сожалению, не существует. Это связано с тем, что при вопросах, задаваемых испытуемому, приходит­ся каждый раз устанавливать в индивидуальном порядке, как испытуе­мый понимает вопрос, так как без этого нельзя правильно истолковать его ответ. Схематичная игра в вопросы и ответы по этой причине бес­смысленна, а обследование на основе тестов не применимо. Тот, кто не


252 Тема 9. Типология индивидуальности

склонен отказываться от такой методики, может применять ее после дей­ствительного обследования и лишь для того, чтобы подтвердить то или иное наблюдение. Однако доказать что-либо посредством тестов невоз­можно. При вопросах, направленных на выяснение характера, существу­ет слишком много возможностей разного их понимания, более того, на один и тот же вопрос один и тот же испытуемый может ответить прямо противоположным образом в зависимости от того, как он понял вопрос. Далее я многократно это продемонстрирую. Можно представить себе, что, нагромождая один вопрос на другой и переходя от одного метода тестов к другому, можно постепенно исключить ошибки, но скорее всего это не удастся, потому что при такой методике никогда не учитывается мимика, а она способна придать одному и тому же ответу совершенно разные зна­чения. <...>

Важными средствами оценки личности являются наблюдение и ис­следование. Имея возможность непосредственно наблюдать за человеком, как он ведет себя на работе и в свободное время, в семье, среди друзей и знакомых, в узком кругу и в более многочисленном обществе, можно высказать суждение о его личности. И все-таки, многое, что никак не про­является им внешне, останется и тогда не распознанным и может быть установлено лишь в том случае, если удастся вступить с ним в долгое и тесное общение. Как правило, такие наблюдения невозможны даже по отношению к пациентам, которые находятся в клинике. В этом случае люди находятся вне той сферы, в которой проявляется их личность. Че­ловек оторван от своей работы и от семьи. Разумеется, вокруг него посте­пенно образуется круг знакомых и друзей из числа пациентов, но врач живет вне этого круга. Кроме того, пациент в клинике, как правило, ведет себя не так, как ему хотелось бы, а так, как этого требует распорядок, ус­тановленный в клинике.

Иначе обстоит дело с детьми, которые по состоянию здоровья могут свободно двигаться. Едва они привыкнут к больничному отделению, как начнут раскрываться гораздо больше, чем взрослые. <...> Поведение на работе, которое так важно для взрослых, у детей соответствует их поведе­нию в школе. И в школе, и на работе решающим обстоятельством явля­ется то, как человек справляется с возникающими перед ним задачами, как он понимает свои обязанности, как стремится достичь успеха путем соревнования.

Следует учесть, что поскольку по отношению к детям можно так много выяснить путем наблюдений над ними в школе и дома, второй ме­тод, т.е. исследование, который гораздо более эффективен по отношению к взрослым, здесь не дает большого успеха, если речь идет о вопросах, за­даваемых самому ребенку, а не родителям и воспитателям. Способность к внутренней самооценке у детей еще не развита настолько, чтобы они могли бы сами описывать свое состояние.


ЛеонгарА К. Акцентуированные личности 253

Однако плодотворен как по отношению к взрослым, так и по отно­шению к детям такой род наблюдений, как наблюдения над мимикой, жестикуляцией и интонациями. Именно такое наблюдение дает нам во­обще главный ключ к правильному пониманию обследуемого. Если, на­пример, нужно установить, действительно ли испытуемый ощущает горе, радость, воодушевление, надежду, опасение, разочарование и т.д., о которых он говорит, то по одним только его словам это нельзя выяснить с точно­стью, так как он может употреблять все эти слова, как ему вздумается. Но по его мимике непосредственно видно, действительно ли происходит в нем то, о чем он говорит. Если это не так, значит, перед нами мимически безучастный человек, т.е. в данный момент равнодушный к тому, что он говорит, хотя он и уверяет, что печален или исполнен надежд и т.п. Та­ким образом, невольно происходит проверка слов на их истинность. Если же в их правдивости не приходится сомневаться, то по мимике можно узнать, насколько глубоко то чувство, которое выражается в словах. Ну, например, так ли глубоко потрясен сейчас (или был потрясен в прошлом) человек смертью одного из родных, как он об этом говорит.

Интонация также позволяет иногда услышать нечто другое и более близкое к истине, чем сами слова. Здесь большое значение имеют эмоци­онально окрашенные звуки, которые придают высказыванию определен­ную интонацию. Иногда эмоционально окрашенный звук, например вздох, сам по себе выдает нам то, что хочет скрыть от нас слово. Вес, который мысленно придается тому или иному утверждению, можно определить по мимике и интонациям. В рассказах обследуемого может быть очень мало сказано о тех состояниях, которые проявляются в его мимике. Иногда то, что он говорит, — это всего лишь констатации, например, всего лишь ут­верждение и отрицание. И в этом случае мимическая игра усиливает или ослабляет то, что сказано. Выражение лица и интонация позволяют су­дить о том, говорит ли обследуемый то, в чем он внутренне уверен, или в его высказывании присутствует известное сомнение. «Да» или «нет» или какое-либо утверждение, если понимать его буквально, могут быть вполне однозначными, и все-таки интонация и выражение лица свидетельствуют, что никакой однозначности нет. Расслышав в словах некоторое промед­ление, некоторую растянутость интонации, мы понимаем, что словам со­путствует некоторое внутреннее сомнение. Неуверенность можно увидеть в мимике, ну, например, по появлению вопросительного или искательного взгляда или даже выражения рта, которые обозначают сомнение, показы­вая, что внутри вопрос еще далеко не исчерпан. Специального распозна­вания мимики не требуется, она воспринимается и включается в наше суждение непосредственно.

Таким образом, наблюдения над мимикой, жестикуляцией и инто­нацией дают очень много для диагностики личности. Многим может по­казаться, что здесь речь идет об очень не точном методе. Я же хочу, на­против, подчеркнуть, что это, пожалуй, самый точный метод из всех,


254 Тема 9. Типология индивидуальности

которыми мы располагаем для оценки другого человека, потому что его душевное содержание находит самое непосредственное внешнее выраже­ние и также непосредственно понимается другим человеком. Если чело­век испытывает в данной ситуации чувство страха, то это ни в чем дру­гом не выражается так отчетливо, как в его мимике. Он может попытаться скрыть выражение страха, но в мимике это удастся ему лишь наполовину, во всяком случае в гораздо меньшей степени, чем он спосо­бен скрывать свой страх в словах или даже поступках. Если внешний повод для испуга незначителен, можно сделать заключение, что его харак­теру присуща боязливость.

Так как оценка мимики происходит непосредственно, да при том еще зачастую очень быстро, то вполне возможно, что спустя две минуты общения вы узнаете о человеке больше, чем при прочих исследованиях на основе тестов и анкет. <...>

И все-таки мимика является лишь вспомогательным средством при более точном исследовании черт личности. Выражение лица дает надеж­ную основу для конкретных умозаключений, но, чтобы подойти к ним, необходимо изучить типы реакций испытуемого и затем сделать выводы (может быть экстраполировать) о характерных для него чертах. Приведу примеры.

Прежде всего можно попросить испытуемого, чтобы он дал само­оценку. Для этого нужно в самых общих словах попросить его описать собственный характер и поведение, остановившись на том, как он воспри­нимает жизнь и как он справляется с ее требованиями. В ответах содер­жатся важные указания, ну, например, на то, что обстоятельства кажутся ему довольно тяжелыми, что в отношении к жизни проявляется его чув­ствительность (ранимость) и склонность к волнению или, напротив, что он ощущает себя хозяином жизни (вариант: хорошо справляется с жизнен­ными задачами) и, может быть, проявляет общительность и веселость. Если это говорится с некоторой неуверенностью, о чем можно судить по мимике и модуляции голоса, можно тем не менее, зацепившись за его слова, установить, как следует понимать сказанное. Если покажется, что здесь раскрывается определенная черта характера, можно проследить за ней, чтобы она выступила более отчетливо. Если это в конце концов уда­ется, нужно добиться конкретных подтверждений, добиться не общих рас­суждений, тем более не простых подтверждений, а непосредственной оценки его действительного поведения в жизни. Человек может охотно давать утвердительные ответы на вопросы, которые ему задают, но ответ может не подтвердиться объективно, т.е. может оказаться, что у него нет в запасе фактов, которые бы проиллюстрировали названные им особен­ности. <...>

Таким образом, теоретические утверждения испытуемого могут слу­жить лишь для общей ориентировки; доказательством свойств характе­ра должны быть конкретные описания таких ситуаций, в которых прояв-


АеонгарА К. Акцентуированные личности 255

ляются особенности поведения. Я хотел бы подчеркнуть, что это почти решающий пункт в методике анализа личности. Покажу на примерах, каким образом в беседе с испытуемым акцентуированная черта характе­ра выявляется настолько четко, что о ее существовании можно говорить с уверенностью.

Если есть основания предполагать, что перед вами личность с чрез­мерной застойностью аффектов, тогда надо задать вопрос об обидчивос­ти. Иногда исследуемые понимают этот термин неадекватно и думают, что речь идет об эмоциональной чувствительности. В таком случае им нуж­но разъяснить, что речь идет об обидчивости, вызываемой ущемлением личности. Надо спросить у испытуемого, как он ведет себя, если с ним поступили несправедливо, может ли он отнестись к этому спокойно. Ведь каждому человеку случается испытывать ту или иную несправедливость. Так вот, вопрос состоит в том, может ли он пренебречь обидой. Многие не хотят признаваться в обидчивости такого рода, боясь навлечь на себя уп­рек в неуживчивости, быть может, потому, что им уже не раз приходилось его слышать.

Если вы это заметили по мимике обследуемого, тогда нужно объяс­нить ему, что речь идет не о грубой агрессивности, а главным образом о том, как он внутренне справляется с обидами. Если таким образом будет снят оттенок дурной черты в его поведении, тогда человек с чрезмерной застой­ностью признается, что он легко обижается или чувствует себя задетым. Но черту мстительности, которая присуща этим испытуемым, многие из них продолжают отрицать. При этом они имеют в виду, что в их внешнем по­ведении не проявляется враждебность, что они больше не переживают слу­чившегося. Они пытаются отрицать свою склонность постоянно возвра­щаться к тому, что случилось однажды, но не могут скрыть той злопамятности, которая живет внутри них. Некоторые выражают это пря­мо в словах, говоря, что, хотя они могут простить обиду, они не могут ее за­быть. Если перенесенная однажды обида постоянно сохраняется в памяти, то это в достаточной степени говорит о существовании акцентуированной черты характера. Что же касается агрессивности, направленной вовне, то ее могут сдержать тормоза, основывающиеся на других чертах личности.

Если обидчивость достигает высокой степени, ей обычно сопутству­ют внешние реакции. Чтобы установить это, надо спросить у обследуемо­го, насколько часто он попадал в конфликты из-за своей обидчивости, из-за того, что он не может мириться с несправедливостью. Не случалось ли ему уходить с работы из-за того, что он^не был согласен с порядками, ко­торые там существовали, или не увольняли ли его из-за того, что при вся­ком расхождении во мнениях он упорно стоял на своем?

Если вопрос задан не об обидчивости, а о склонности бороться за справедливость, люди, которым присуще гипертрофированное упорство, как правило, сразу же отвечают утвердительно. Они считают вышеназван­ное качество положительной чертой характера и не видят причины отри-


256 Тема 9. Типология индивидуальности

цать его. При этом необходимо выяснить, что речь идет главным обра­зом о справедливости по отношению к самому себе, а не по отношению к окружающим.

Если испытуемого не окружают исключительно неблагоприятные обстоятельства, а конфликтов становится все больше и больше, если вы­является неуживчивость, направленная на всех окружающих, тогда при­ходится делать вывод, что в данном случае имеется не акцентуированная черта характера, а параноидная психопатия.

Застойность проявляется не только в виде обидчивости. Люди тако­го склада, как правило, одновременно и честолюбивы. Взаимозависимость этих сторон характера можно установить, заметив, что обидчивость обо­стряется в тех случаях, когда им кажется, что нанесен ущерб их репута­ции. Если человек страдает от несправедливости лишь из-за того, что по отношению к нему произошла ошибка, и сознает, что никто не стремился его специально унизить, он не страдает от этой обиды. Но желание воз­выситься проявляется и вне зависимости от обидчивости.

Служебная карьера застойных личностей обычно подтверждает это. Им удалось добиться повышения и занять посты, более высокие по срав­нению с тем, что можно было бы ожидать от уровня их образования.

Если эта черта характера сильно акцентуирована, их карьера часто прерывается.

Когда речь идет об определении демонстративной личности, нужно быть особенно осмотрительным, чтобы не дать ввести себя в заблуждение. Ответы, получаемые в этом случае, чаще всего не надежны, так как люди, о которых идет речь, часто говорят не о том, какими они являются на самом деле, а о том, какими они очень хотели бы выглядеть. В ответ на вопрос о добросовестности можно получить ответ, что они не только добросовестны, но даже исключительно добросовестны, хотя объективно они совершенно не надежны. Заданный вопрос представляется им поводом, чтобы приписать себе ту или иную хорошую особенность характера, и они охотно эту возмож­ность используют. В этом случае особенно важно добиться того, чтобы каж­дый ответ был подтвержден конкретным примером.

Вполне возможно, что демонстративная личность по собственной инициативе, не дожидаясь специального вопроса на эту тему, начнет при­писывать себе те или иные положительные качества. Но и в данном слу­чае мы не будем введены н заблуждение, если снова и снова потребуем конкретных доказательств.

Чрезвычайное преимущество при диагностике представляет то об­стоятельство, что мы не привязаны к их собственным ответам, потому что в ходе простого разговора можно заметить многие типичные черты их поведения. Как правило, все их поведение показывает, что они пребывают в истеричной готовности к ведению разговора; можно заметить преувели­ченность аффективированных проявлений в их мимике, интонации, жес­тах. Но за всем этим ощущается отсутствие настоящей основы. Именно в данном случае для обследователя особенно важно умение непосредст-


Леонгард К. Акцентуированные личности 257

венно разбираться в мимике и жестах, чтобы обнаруживать, что за внеш­ними проявлениями нет глубокой основы чувств. Нам кажется, что в этом направлении нужно выработать в себе особенную наблюдательность, потому что демонстративным личностям сплошь и рядом удается ввес­ти в заблуждение сравнительно молодых врачей. Они принимают ответы испытуемых за чистую монету, хотя по всем манерам можно сразу опре­делить, что испытуемые наигрывают.

Вполне может случиться, что демонстративная личность, которая, судя по объективным свидетельствам, очень навязчиво стремится и на работе, и дома вылезти на авансцену, во время врачебного исследования демонстрирует такую сдержанность и скромность, что поначалу можно подумать, что имеешь дело с человеком, который дает правдивые ответы. Таким образом, они демонстрируют свою приспособляемость; для них вовсе не характерно просто представать перед нами в том обличье, кото­рое им присуще, напротив, они хотят произвести впечатление, которое является в данной ситуации наиболее выгодным. Некоторые «патологи­ческие лгуны и обманщики» могут не производить впечатления демонст­ративных личностей, потому что им известно: спокойное поведение мо­жет произвести на собеседника гораздо более приятное впечатление.

Как правило, демонстративные личности, если только вопрос задан достаточно осторожно, не отрицают своих актерских способностей. Они уверены, что если они подтвердят, что внешне всегда производили выгод­ное впечатление, охотно и выразительно декламировали стихи, что, начи­ная с детского возраста, а может быть, и впоследствии, охотно принимали участие в любительских спектаклях, это произведет положительное впе­чатление.

Когда речь идет о демонстративных личностях, особенно необходи­мо в большей степени, чем по отношению к другим обследуемым, предло­жить рассказать обо всем жизненном пути. Так как при таком характе­ре существует склонность избегать трудностей, в биографии часто отмечается перемена профессии и почти всегда склонность менять место работы. Чем больше акцентуированный характер приближается к исте­рической психопатии, тем чаще эти частые перемены работы связаны с тем, что испытуемый не справлялся со своей работой или бросал ее под предлогом, что она слишком тяжела для него, иногда даже с бегством в болезнь. «Нервные потрясения», «нервные срывы», которые на самом деле являются лишь демонстрацией, или «переутомление на работе», о котором, как правило, не может идти речи, играют при этом большую роль. Мно­гие люди, которых при поверхностном анализе называют «слабовольны­ми», на самом деле являются истеричными.

Рассказывая о своем жизненном пути, истерические психопаты обычно приукрашивают его самовосхвалениями и оплакиванием самого себя. Если их эксцентричность достигает высокой степени, они прекрасно умеют лгать и фантазировать, и сами не замечают этого.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.