Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Удельный вес отдельных секторов в ВВП






  Сельское хозяйство Промышленность Услуги Прочие
Мир в целом Развитые страны Развивающиеся страны Россия (2005) 7, 8 2, 8 13, 3 5, 5 26, 0 23, 3 28, 7 33, 5 60, 3 68, 7 51, 2 52, 6 5, 9 5, 2 6, 8 8, 4

Доля России в мировых затратах на науку составляет только 1%, это притом что в стране насчитывается примерно 11% научных работников. Инновационная система России находится в эмбриональном состоянии и пока еще не адаптировалась к требованиям развития мирового хозяйства.

В настоящем времени в мировом хозяйстве между государствами происходит жесткая конкурентная борьба, следствием которой является постоянное изменение контуров пространств и зон их экономического влияния.

В зависимости от влияния, оказываемыми государствами на мировую экономику, среди них могут быть выделены мировые и региональные экономические лидеры, зависимые государства и страны, которые не входят в зону экономического влияния ни одного государств и не имеют собственной зоны экономического влияния. Региональные лидеры также ранжируются на лидеров первого и второго порядка.

Мировым лидером, как правило, признается государство, которое оказывает наибольшее экономическое влияние на развитие двух и более регионов и активно участвуют в экономической жизни большинства других регионов.

Региональный лидер первого порядка – государство, оказывающее подавляющее влияние на экономическую ситуацию в отдельном регионе. Региональный лидер может находиться как внутри, так и вне данного региона.

Региональный лидер второго порядка – государство, оказывающее влияние на экономическую ситуацию в отдельном регионе, но само находящееся под влиянием одного из мировых лидеров. Региональный лидер второго порядка, как правило, всегда находится внутри рассматриваемого региона.

Определение степени влияния государства и интеграционной группировки на территориальное пространство, мировую экономику того или иного региона, как правило, осуществляется на основе анализа комплекса показателей, которые характеризуют рычаги экономической экспансии и жестко связывают уровень развития государства с экономической ситуацией в мире и конкретном регионе.

К этим показателям относятся:

1) соотношение между ВВП государства, интеграционной группы, мировой экономики и региона;

2) разница между ВНП и ВВП государства, интеграционной группировки;

3) конвертируемость валюты;

4) доля продукции интегрирующихся государств в структуре импорта стран региона;

5) доля промышленных товаров в экспорте мирового импорта;

6) доля экспорта и импорта в ВВП;

7) отношение объема внешних долгов стран региона, контролируемых интеграционной группировкой государств, к их ВВП;

8) отношение государственных средств, направляемых на обслуживание внешнего долга, к величине прироста ВВП;

9) отношение суммы золотовалютных резервов, текущих доходов бюджета и экспортной выручки к объему краткосрочной задолженности;

10) доля инвестиций, в том числе прямых, направляемых интеграционных группировкой в другие государства и получаемые извне.

Россию можно отнести региональному лидеру первого порядка на территории бывшего СССР по отношению к странам СНГ. В 1993 г. они подписали многостороннее межгосударственное соглашение о формировании Экономического союза с целью координации своих действий в производственно-хозяйственной сфере, объединения и повышения эффективности использования своих материальных, социально-культурных, научно-технических, духовных потенциалов, природно-географического положения при достижении своих общих и национальных интересов.

В настоящее время экономическую политику государств – участников Содружества целесообразно ориентировать на развитие внутреннего рынка и защиту отечественных товаропроизводителей, улучшения использования мощностей взаимосвязанных отраслей и производств на территории государств СНГ.

Для этого необходимо решить следующие первоочередные задачи:

1) как можно быстрее преодолеть сложившуюся тенденцию падения объемов взаимного товарооборота;

2) создать условия, при которых оживление производства будет направлено на удовлетворение внутренних потребностей государств – участников СНГ;

3) создать режим наибольшего благоприятствования для товаропроизводителей из государств – участников СНГ;

4) обеспечить преимущественный рост доходов населения на основе баланса пропорций сельским хозяйством, промышленностью и торговлей.

При решении этих глобальных задач крайне важно о беспечить:

- обеспечить сближение национального законодательства, правовых и экономических условий функционирования хозяйствующих субъектов;

- сформировать класс средних собственников;

- создать систему государственной поддержки приоритетных направлений развития экономического сотрудничества, ФПГ, транснациональных компаний;

- Решить проблему неплатежей и обеспечения сбалансированности торгово-платежных отношений между государствами – участниками СНГ.

Примером дальнейшего сближения сотрудничества является создание единого Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном.

Государства – участники СНГ, используя свои национальные потенциальные возможности и преимущества интеграционного сотрудничества, могут занять достойное место в общемировом разделении труда путем создания экономических предпосылок для формирования общих рынков продукции, услуг, труда и капитала для объединения экономических потенциалов.

Вхождение России и других стран СНГ в мировое хозяйство может привести к кардинальным изменениям в глобализации мировой хозяйственной системы. В первую очередь, они будут связаны с энергетическим фактором.

В мире ужесточается борьба за контроль за рынком топливно-энергетических ресурсов, прежде всего нефти. За всю историю человечества было добыто и израсходовано около 1 трлн т. нефти, причем большая часть этого объема – в последние десятилетия. Добыча постоянно растет и сейчас составляет примерно 3 млрд т. ежегодно. В текущей структуре потребления нефти («черного золота») львиная доля приходится на США – около 1 млрд т.

В этой ситуации страны СНГ в ближайшие 15 лет обладают значительными возможностями своего воздействия на мировой рынок топливно-энергетических ресурсов. И здесь необходима скоординированное взаимодействие стран СНГ в этом направлении.

Здесь надо иметь в виду следующее. В настоящее время вся экспортируемая странами СНГ нефть поставляется на европейский рынок. Однако здесь ожидается самое незначительное увеличение спроса на нефть. По имеющимся прогнозам, при темпах роста мирового ВВП на 2-4, 5% в год спрос на нефть в Западной Европе до 2020 г. будет расти, соответственно всего на 0, 1-0, 9% в год. Это связано с тем, что именно в Европе уделяют большое внимание газификации и альтернативным источникам энергии.

Основной же рост потребления нефти будет происходить в Азии – в Китае и Индии, в среднем до 2, 6-4, 2% в год. В этих условиях единственно оправданным направлением вхождения стран СНГ в глобализующийся энергорынок является координация своих взаимных интересов и усилий по транснационализации общей энергетической политики.

В последнее десятилетие зона влияния России и других стран СНГ в основном базировалась на торговых связях. По отчетным данным, Россия в настоящее время входит в список 15 ведущих стран по объему экспорта и импорта. В 2006 г. по объему экспорта РФ заняла 13 место и 18 место по объему импорта.

Такой важный рычаг экономической экспансии, как инвестиции российского капитала за рубеж, до последнего времени не был з адействован. В настоящее время положение в этой сфере стало постепенно изменяться. Российский капитал все в более значительных объемах направляется в Казахстан, Украину, Белоруссию, Болгарию, Турцию, Индию и другие страны.

В составе определяющих направлений и рычагов в формировании зон экономического влияния в настоящее время особое положение занимает диверсификация внешнеэкономической деятельности как по регулированию экспортных, так импортных потоков. Такие возможности есть и у России, особенно в тесном интеграционном сотрудничестве с основными со странами СНГ.

 

 

Литература для более углубленного изучения:

 

Национальная экономика: учебник / под общ. ред. Р.М. Нуреева. – М.: ИНФА-М, 2010. Гл.26.

Национальная экономика: учебник / под ред. П.В. Савченко. – М.: Экономистъ, 2005.- Гл. 42.

Национальная экономика: Учебник / Под общ. ред. В.А. Шульги, - М.: Рос.экон. акад.., 2002. – Гл. 25, 26.

Градов А.П. Национальная экономика. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – Гл. 6.

Юсупов К.Н. Национальная экономика: учеб. пособие / К.Н. Юсупов, А.В. Янгиров, А.Р. Таймасов; под общ. ред. К.Н. Юсупова. – М.: КНОРУС, 2008. – Тема 8.

Князев Ю. Экономическая глобализация и глобализация экономики // Общество и экономика. – 2008. – № 1. – С. 134 – 149.

Обзор по современным тенденциям глобализации // Экономика и жизнь. 2000. № 1.

Экономика. Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Под ред. А.И.Архипова, А.К. Большакова.- М.: ТК Велби, Проспект, 2005.- Гл.33.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.