Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инвестиционная Теория Креативности






Вызов толпе: покупая по бросовой цене, продавай по высокой

Согласно инвестиционной теории креативности2, творчески мысля­щие личности подобны хорошим инвесторам: они покупают товар по бро­совой цене, а продают по дорогой. Однако если инвесторы проделывают это в финансовой сфере, то творческие личности осуществляют свои «сделки» в мире идей.

Если конкретно, то они генерируют идеи, стоимость которых срав­нима с продаваемыми ниже своей стоимости акциями, т.е. есть акциями, продажная стоимость которых ниже их цены. Эти идеи, подобно бросо-

1 Сшернберг Р., Григоренко Е. Учись думать творчески! (Двенадцать теоретически
обоснованных стратегий обучения творческому мышлению) // Основные современные
концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б.Богоявленской. М.: Молодая гвар­
дия, 1997. С. 186-212.

2 См. Sternberg R.J., Lubart T.I. Defying the crowd: Cultivating creativity in a culture
of conformity. N.Y., 1995.


СтернбергР., Григоренко Е. [Инвестиционная теория креативности...] 85

вым акциям, всеми отвергаются. Когда эти идеи предлагаются в первый раз, то их воспринимают как нечто ненормальное, неплодотворное и иног­да даже как глупость. Как следствие, идеи зачастую огульно отрицаются, а на человека, предложившего их, смотрят с подозрением, а зачастую даже с презрением и насмешками.

Творческие идеи являются, по определению, новшеством и одновре­менно с этим обладают некой ценностью. Почему же тогда их отвергают? Потому что творчески мыслящий новатор бросает вызов толпе, противо­стоя чьим-то кровным интересам. Соответственно, те люди, интересы ко­торых затронуты, чувствуя угрозу, активно сопротивляются новым иде­ям. Те же, кто принадлежит большинству, отвергают творческие взгляды беззлобно и без всякой цели. Скорее, они просто не осознают (а часто про­сто не хотят тратить свою интеллектуальную энергию на оценку новых идей), что предложенные идеи представляют собой обоснованный, альтер­нативный способ мышления, превосходящий их собственный. Тем не ме­нее, толпа, не «тратясь» на оценку идей, осознает, что творческие личнос­ти стремятся быть чем-то вроде оппозиционеров, находит это поведение раздражающим или даже оскорбительным, и часто агрессивно реагирует на вызов творческой личности.

Свидетельств тому, что творческие идеи в момент своей первой пуб­личной презентации, в большинстве своем, толпой не принимаются, а часто агрессивно отторгаются, более чем достаточно1. К примеру, многие главные работы в литературе и искусстве в момент их появления часто встречают­ся критикой отрицательно. Некоторые величайшие научные труды преж­де, чем их в конце концов опубликовали, не были приняты к публикации не одним, а сразу несколькими ведущими журналами. Зато впоследствии их приветствовали как классические образцы. К примеру, какими только сло­вами не награждали выдающегося биопсихолога Джона Гарсия, когда, от­вергнутый всеми, он впервые предположил, что формирование классическо­го условного рефлекса может быть осуществлено в ходе одной учебной попытки (trial learning)2.

Итак, с точки зрения инвестиций, творческая личность покупает по бросовой цене, т.е., предлагает идею, которая, скорее всего, будет отвергнута и осмеяна. Затем этот человек пытается убедить других в ценности этой идеи (т.е. повысить ценность инвестиции). Убедив других в ценности идеи, творческая личность продает ее по высокой цене — оставляет ее другим и берется за следующую непопулярную идею.

Для того чтобы воспитать творческое начало, нам надо поощрять людей покупать по бросовой цене, а продавать по высокой — иными сло­вами, пренебрегать мнением толпы. Заметим, что с этих позиций креатив-

1 См. Sternberg R.J., Lubart T.I. Указ. соч.

2 См. Garcia < /., KoeUing RA. The Relation of Cue to Consequence in Avoidance Learning
// Psychonomic Science. 1996. № 4. P. 123-124.


86 Тема 8. Личность как индивидуальность...

ность означает отношение к жизни. С нашей точки зрения, креативность не только способность, не только характеристика познавательной сферы, но и жизненная установка. Более того, ту креативность, о которой идет здесь речь, мы повседневно наблюдаем у детей. Однако ее намного труд­нее обнаружить у подростков и взрослых. И причина этого не в том, что у них не хватает творческого потенциала, а в том, что он систематически подавлялся системой обучения и интеллектуального взаимодействия, по­ощряющими интеллектуальный конформизм. Дети начинают подавлять свою естественную креативность тогда, когда от них все больше и больше требуют, как в прямом, так и в переносном смысле, «не вылезать за кон­турную линию», оставаться в очерченных пределах.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.