Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Библиографический список должен содержать не менее 30-35 источников литературы.






 

 

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

 

Абдукция -процедура, ведущая к наилучшему объяснению явления или события, после сравнения истинности нескольких гипотез.

Абсолютный - достигший высшего предела, совершенный; са­модовлеющий, не зависящий ни от каких условий и отношений.

Абстрагирование - мысленное отвлечение от несуществен­ных, второстепенных признаков и аспектов изучаемых явлений.

 

Авторитарный - основанный на беспрекословном подчине­нии.

 

Адекватность -степень соответствия чего-либо объективным условиям, требованиям, потребностям и т.п.

 

Акт -единичное проявление какой-либо деятельности; по­ступок, действие.

 

Актуальность - критерий соответствия опыта современным тенденциям общественного развития и уровню развития науки.

 

Альтернатива -необходимость выбора между двумя или не­сколькими исключающими друг друга возможностями.

 

Анализ - 1)мыслительная операция, позволяющая произ­водить расчленение целого на части; 2) метод исследования объектов, позволяющий вычленять отдельные части из целого и подвергать их самостоятельному изучению; 3) поэлементное, отдельное изучение компонентов, блоков, подсистем изучае­мого процесса.

 

Анкетирование - разновидность исследовательского опроса, позволяющего на основе письменных ответов на предложенные вопросы выявить точки зрения и тенденции, имеющие место в группе испытуемых.

 

Аннотация - краткое изложение статьи, книги.

 

Антиципация - предугадывание возможного будущего, ожи­дание его наступления.

 

Апробация - установление истинности, компетентная оценка и конструктивная критика оснований, методов и результатов исследовательской работы, одобрения ее.

 

Аргументировать -доказывать, приводя факты, обоснования.

 

Артефакт - недостоверный факт, искаженный в результате влияния случайных факторов.

 

Аспект -та или иная сторона предмета, явления, понятия; точка зрения, взгляд на что-либо; точка зрения, с которой рас­сматривается какое-либо явление, понятие, перспектива.

 

Атрибут -необходимый, постоянный признак, принадлеж­ность чего-либо.

 

Беседа -исследовательский метод, позволяющий познать особенности личности человека, характер и уровень его зна­ний, интересов, мотивов действий и поступков на основе ана­лиза ответов на поставленные вопросы.

Библиография -перечень книг, статей, других источников по какому-либо вопросу.

Валеология -учение о здоровье и способах его сохранения.

 

Вариативный - допускающий варианты, видоизменения ча­стей чего-либо при сохранении основы.

 

Вероятность - объективная возможность осуществления чего-либо, степень осуществимости.

 

Внешняя деятельность - деятельность чувственно-предмет­ная, материальная.

 

Внутренняя деятельность - деятельность по оперированию образами, представлениями о предметах, иначе — идеальная деятельность сознания.

 

Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитатель­ной системы.

 

Гипотеза -научно обоснованное, но неочевидное предпо­ложение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического поло­жения или его опровержения.

 

Гуманизация образования -философская и социально-поли­тическая доктрина, согласно которой содержание образования должно обеспечивать свободное и всестороннее развитие лич­ности, деятельностное участие индивида в жизни общества. Идея гуманизации распространяется на формы и методы обучения, на всю совокупность условий, в которых оно протекает.

Действие -единица деятельности, преднамеренная актив­ность, направленная на достижение осознаваемой цели.

 

Деятельностный подход -признание единства психики и де­ятельности, единства внутренней и внешней деятельности.

 

Диагностика -процесс и способы определения степени раз­вития личностных качеств, затруднений в развитии, общении, а также эффективности функционирования и развития систем, технологий, методик, педагогических проектов.

 

Динамика - 1)ход развития какого-либо явления, процес­са; 2) движение, развитие, внутренняя энергия.

Дискретный -прерывистый, дробный, состоящий из отдель­ных частей.

 

Доклад -устное научное сообщение или письменное изло­жение существа исследования и его выводов, предназначенное для зачитывания вслух.

 

Достоверный - верный, не вызывающий сомнений.

 

Задача -предполагаемый локализованный результат иссле­дования, включающий в себя требования и условия (известное и искомое).

 

Закон -положение, выражающее всеобщий ход вещей в ка­кой-либо области. Научный закон — это знание, формулируе­мое людьми в понятиях, которое имеет свое основание в при­роде (в объективном бытие).

Закономерность -объективно существующая, повторяюща­яся, существенная связь явлений в любой сфере общественной жизни или этапов какого-либо процесса.

 

Замысел -идея, обеспеченная средствами ее осуществле­ния.

 

Идеализировать -наделять идеальными свойствами.

 

Идеальный объект -это предмет исследования на теорети­ческом уровне, взятый в виде определенной мысленной модели.

 

Идея -мысль о содержании и способах преобразования дей­ствительности при достижении желаемой цели.

 

Изучение продуктов деятельности -исследовательский ме­тод, который позволяет опосредованно изучать сформированность знаний и навыков, интересов и способностей человека на основе анализа продуктов его деятельности.

 

Индивид - человек как целостный неповторимый предста­витель рода с его психофизиологическими свойствами, выступа­ющими в качестве предпосылки развития личности и индивиду­альности.

 

Индивидуальность -своеобразие психики и личности инди­вида, ее неповторимость, которая проявляется в чертах темпе­рамента и характера, в эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферах, в интересах, потребностях и способностях че­ловека.

 

Инновации педагогические -распространение в образова­тельной практике педагогических новшеств и нововведений.

 

Инструкция - 1) правила, устанавливающие порядок и спо­соб осуществления чего-либо; 2) руководящие указания, на­ставления.

 

Инструментарий -совокупность методов, способов деятель­ности, применяемых для выполнения этой деятельности.

 

Интервью -разновидность исследовательского опроса. Пред­полагает в процессе устного общения выявить опыт, оценку и точку зрения опрашиваемого.

 

Интервьюер -человек, получающий интервью от кого-либо.

 

Интерпретация — истолкование, раскрытие смысла, разъяс­нение смысла полученных результатов, объяснение причин и условий, их породивших.

 

Интуиция -способность к свернутым, логически не прора­ботанным решениям, к верной ориентации в ситуации на осно­ве предшествующего опыта.

 

Искусство -творческое воспроизведение действительности в художественных образах; художественная деятельность.

Исследование - процесс научного рассмотрения, изучения какого-либо явления или процесса.

 

Исследовательский подход - исходный принцип, исходная позиция поиска.

 

Компетентность -обладание основательными знаниями в какой-либо области; осведомленность; авторитетность.

 

Комплексный подход - рассмотрение группы явлений в со­вокупности.

 

Компонент -составная часть чего-либо.

 

Конкретизация -воссоздание возможно полного знания о реальной действительности с учетом всех признаков и аспектов изучаемого объекта.

 

Констатация -сообщение о точно установленном, непре­ложном факте или явлении.

 

Конструировать - создавать что-либо из отдельных частей.

 

Конструктивный -создающий основу для дальнейшей рабо­ты; плодотворный, результативный.

 

Конфиденциальный - не подлежащий огласке, разглашению, секретный; интимный, доверительный.

 

Концептуальный - содержащий концепцию, основанный на концепции.

 

Концепция - 1) система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов, руководящая идея для их трактовки и ос­вещения; ведущий замысел деятельности; 2) система исходных теоретических положений, которая служит базой для исследо­вательского подхода.

 

Корректный - 1) правильный, точный; 2) тактичный, веж­ливый, учтивый.

 

Коррекция -исправление ошибок, исправление чего-либо.

 

Косвенный -не непосредственный, не прямой; побочный.

 

Критерий - обобщенный показатель развития системы, ус­пешности деятельности, основа для классификации. Предпола­гает выделение ряда признаков, по которым можно определять показатели.

 

Культ личности -слепое поклонение, почитание кого-либо.

 

Культурология - научная дисциплина, изучающая внутрен­ние закономерности развития культуры, взаимодействия куль­туры и общества.

 

Личностный подход -предполагающий отношение к воспи­таннику как к личности, как к самосознательному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаи­модействия.

 

Личность -человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию.

 

Логика - 1) наука о законах и формах мышления; 2) ход рассуждения, умозаключений; 3) внутренняя закономерность, присущая явлению, процессу, обществу.

 

Логика исследования -содержание и последовательность поисковых шагов, которые должны обеспечить решение постав­ленных задач.

Метод -путь познания; способ построения и обоснования научного знания; способ, посредством которого познается пред­мет науки.

 

Методика -различные формы и способы использования методов, при помощи которых осуществляется познание явле­ний и процессов.

 

Методические рекомендации -краткое изложение современ­ных научных данных и подробное — практических рекоменда­ций к осуществлению деятельности в какой-либо области.

 

Методологическая культура -культура мышления, которая предполагает знание педагогом определенных правил и приемов научного познания и умение их применять в процессе решения педагогических задач.

 

Методология - 1)наиболее общая система принципов орга­низации научного исследования, способов достижения и постро­ения научного знания; 2) учение о научном методе познания; совокупность методов, применяемых в какой-либо науке; систе­ма принципов и способов организации и построения теоретичес­кой и практической деятельности. В педагогике методологию оп­ределяют как учение о принципах, методах, формах и процеду­рах познания и преобразования педагогической действительности.

 

Методы педагогического исследования - приемы, процеду­ры и операции эмпирического и теоретического познания и изу­чения явлений действительности.

 

Мобильность -способность к быстрому движению, измене­нию, ориентировке в ситуациях.

 

Моделирование -процесс создания моделей, схем, знако­вых или реальных аналогов, отражающих существенные свой­ства более сложных объектов.

 

Модернизация - изменение чего-либо в соответствии с со­временными требованиями, вкусами.

 

Модификация -видоизменение предмета или явления, не затрагивающее его сущности.

 

Мониторинг - система контроля, слежения за процессом и результатами исследования, включающая сбор, обработку и анализ информации для коррекции, принятия решений, улуч­шающих исследовательский процесс.

 

Мораль - совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и к обществу; нравственность.

 

Мотив - побуждение к деятельности, связанное с удовлет­ворением потребности; осознаваемая причина, которой обус­ловлен выбор действий и поступков; предмет (материальный или идеальный), побуждающий к выбору.

 

Мотивация - совокупность устойчивых побуждений, опре­деляющих задачи, содержание и характер деятельности.

 

Наблюдение -исследовательский метод, который заключа­ется в систематическом и целенаправленном восприятии изуча­емого объекта с целью сбора информации, фиксации действий и проявлений поведения объекта для его изучения.

 

Наука - форма общественного сознания, в которой отра­жаются и накапливаются знания о сущности, связях и зависи­мостях, объективных законах развития природы, общества и

мышления.

 

Научный метод - способ познания, который исследователь использует для достижения поставленной цели, руководствуясь своей гипотезой.

 

Научный отчет - официальная форма подведения результа­тов научной работы; подробное описание предпосылок, задач, методики, содержания, хода и результатов поисковой работы.

Негативный - отрицательный.

 

Нейтральный -не примыкающий ни к одной из сторон, не оказывающий ни положительного, ни отрицательного влияния.

 

Несостоятельный - лишенный необходимого обоснования, доказательности, убедительности.

Нивелировка - сглаживание различий между кем- или чем-либо.

 

Новаторский опыт - опыт разработки и реализации новых педагогических систем обучения и воспитания.

 

Нравственные идеалы - совершенные образцы, к которым стремится человек в своем нравственном развитии.

 

Обоснованный - подтвержденный убедительными доказатель­ствами, доводами.

 

Обучение - целенаправленная, организованная, системати­ческая передача одним поколением другому опыта обществен­ных отношений, общественного сознания, культуры и знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды.

 

Объект исследования - явления, процессы, подлежащие ис­следованию.

 

Операция - способ осуществления действия, определяемый условиями данной ситуации.

 

Опосредованный - данный через посредство кого- или чего-либо другого.

 

Оппонент - возражающий; противник в споре; лицо, кото­рому поручена оценка результатов исследования.

 

Опробовать - подвергнуть испытанию, прежде чем начать использование, применение.

 

Опрос -исследовательский метод, позволяющий выявлять психологические особенности людей на основе их ответов на предложенные устные или письменные вопросы.

Оптимизация - улучшение какого-либо процесса для дости­жения его максимальной эффективности; повышение интенсив­ности процесса в целях достижения высоких результатов.

 

Опыт - непосредственное наблюдение, практические дей­ствия для приобретения знаний.

 

Опытная педагогическая работа - специально организован­ная исследовательская работа, проводимая по заранее разрабо­танной программе или проекту.

Отражение чувственное - субъективный познавательный про­цесс, в котором объект познания выступает в чувственной фор­ме, т.е. в форме ощущений, восприятий, представлений.

 

Оценивание - оценка изучаемых явлений с привлечением наи­более компетентных лиц, мнения которых, дополняя друг друга, позволяют объективно охарактеризовать изучаемые явления.

 

Педагогика -совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение.

 

Педагогические новации -разработка прогрессивных обра­зовательных систем, методик, технологий образовательных про­грамм, которые отвечают актуальным запросам общества и лич­ности и которые в конкретном виде еще не были представлены.

 

Педагогический процесс - специально организованное, раз­вивающееся во времени и в рамках определенной системы взаи­модействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преоб­разованию личностных свойств и качеств воспитанников.

Педагогическое проектирование - разработка проектов раз­вития образовательных систем или учреждений, создание лю­бых образовательных программ, методик, технологий.

 

Передовой педагогический опыт - опыт, опирающийся на педагогические новации и позволяющий получать результаты, отвечающие современным требованиям и оптимальные для кон­кретных условий.

 

Перспективный - 1) предусматривающий, планирующий будущее развитие; 2) подающий большие надежды в какой-либо области.

 

Позитивный - положительный.

 

Познавательный процесс - деятельность, направленная на получение достоверных знаний о мире.

 

Познание - 1)процесс психического отражения и восприя­тия объективного мира в сознании, результатом которого яв­ляется новое знание о его сущности; 2) творческая деятель­ность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. Исходной структурой познания является субъект-объектное отношение, где истина выступает в качестве универ­сальной цели; 3) воспроизведение в сознании (индивидуальном и коллективном) характеристик объективной реальности. Сле­дует различать обыденное, мифологическое, философское, ху­дожественное и научное познание.

 

Потенциал -степень мощности в каком-либо отношении, совокупность всех средств, возможностей, необходимых для чего-либо.

 

Потребность -состояние человека, создаваемое испытыва­емой им нуждой в объектах и действиях, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его ак­тивности, организующее и направляющее познавательные про­цессы, воображение и поведение.

 

Предмет исследования - совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области педагогического объекта, в которой вычленяется проблема, требующая решения.

 

Предпосылка - 1)предварительное условие; 2) отправное положение какого-либо рассуждения.

 

Преимущество - качество, свойство, выгодно отличающее кого- или что-либо от других.

 

Принцип - основное, исходное положение какой-либо тео­рии, учения; руководящая идея, основное правило деятельности.

 

Принцип генетический - принцип, требующий изучения про­цессов и явлений в их развитии, позволяющий отследить их воз­никновение и этапы преобразования.

 

Принцип объективности - основополагающий принцип, вы­ражающийся во всестороннем учете факторов и условий, в ко­торых возникают и развиваются явления.

 

Принцип системного изучения явления - основан на положе­нии о том, что специфика сложного объекта (системы) не ис­черпывается особенностями ее составляющих, а связана с ха­рактером взаимодействия между ее элементами.

Принцип сущностного анализа -связан с соотнесением в изучаемых явлениях общего и частного, раскрытием законов их существования и функционирования, условий и факторов их развития, возможностей целенаправленного их изменения.

 

Принципы методологические - основные положения, на которых базируется исследовательское и практическое преоб­разование педагогических систем. Принципы всегда должны быть научно обоснованными, носить обобщенный характер и быть обязательными для исполнения.

 

Проблема - теоретический или практический вопрос, тре­бующий решения, исследования.

 

Прогноз - научное предсказание хода или результатов ка­ких-либо событий, процессов.

 

Процедура - установленная последовательность действий для осуществления или оформления чего-либо; последовательность действий в каком-либо деле.

 

Процесс - 1)последовательная смена состояний в развитии чего-либо; развитие какого-либо явления; 2) совокупность после­довательных действий, направленных на достижение результата.

 

Психология -наука, изучающая общие закономерности психики и поведения человека, разрабатывающая основные по­нятия и представляющая главные законы, на основе которых формируется, развивается и функционирует психика человека.

 

Психолого-педагогическое обследование -комплекс диагно­стических процедур, необходимых для первоначальной ориен­тировки относительно объекта изучения.

 

Развитие - процесс количественных и качественных изме­нений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

Регламент - правила, регулирующие порядок проведения какой-либо работы.

 

Религия - одна из форм общественного сознания; совокуп­ность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов).

 

Респондент - тот, кто дает ответы на социологическую ан­кету или при опросе.

 

Рефлексия - способность человека сосредоточиться на са­мом себе, анализировать свою деятельность, переосмысливать основания и обосновывать правильность своих действий.

 

Синтез - создание целостного представления, обобщенных характеристик, формулирование выводов о состоянии, тенден­циях развития изучаемого объекта.

 

Системный подход - подход, ориентирующий исследовате­ля на раскрытие целостности объекта, выявление его внутрен­них связей и отношений.

 

Совокупность - объединение, соединение, сочетание чего-либо.

 

Социальная педагогика - теоретические и прикладные раз­работки в области внешкольного воспитания и образования де­тей и воздействия на взрослых.

 

Социальная психология - отрасль психологической науки, изучающая психологические явления, возникающие во взаимо­действии и общении людей.

 

Специфика - совокупность отличительных особенностей чего-либо.

 

Стабильность - постоянство, устойчивость.

 

Статистика - вид практической деятельности, направлен­ный на собирание, обработку и анализ информации, характе­ризующий количественную сторону процесса или явления.

 

Статус - положение, состояние.

 

Субъективный - 1)относящийся к человеку, связанный с ним; 2) пристрастный, предвзятый, лишенный объективности.

 

Сущность -самое главное и существенное в чем-либо; внут­ренняя основа предметов и явлений.

Сфера - отрасль; область жизни, деятельности.

 

 

Тема исследования - лаконичная формулировка проблемы исследования.

 

Тенденция - направление, в котором совершается развитие; направленность во взглядах или действиях.

 

Теоретический метод - глубокий анализ фактов, раскрытие су­щественных закономерностей, образование мысленных моделей.

Теоретическое знание - полученное путем переноса выво­дов, сделанных в одних условиях и на основе анализа одних объек­тов, на другие условия и объекты.

 

Тест - стандартизированное задание, позволяющее выявить наличие или отсутствие каких-либо характеристик у изучаемого объекта, знаний, умений, способностей, а также отношение к тем или иным объектам.

 

Тестирование - исследовательский метод, который позволя­ет выявить уровень знаний, умений и навыков, а также способ­ностей и других качеств личности путем анализа способов вы­полнения испытуемым ряда специальных заданий.

 

Трансляция - передача информации.

 

Требование - правило, условие, обязательное для выполне­ния.

 

Унификация - приведение чего-либо к единой форме, еди­ному виду, системе.

 

Условие - обстоятельство, от которого что-либо зависит; обстановка, в которой что-либо происходит.

 

Учебная деятельность - усвоение определенного круга зна­ний, приобретение умений и навыков самостоятельно учиться и применять полученные знания на практике.

 

Факт - явление или достоверно зафиксированные связи меж­ду явлениями и событиями, истинность которых может быть научно доказана.

 

Фактор - движущая сила, причина, существенное обстоя­тельство в каком-либо процессе, явлении.

 

Философия - 1)наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления; 2) концепция, сложившееся мнение по поводу чего-либо.

 

Формализация - такое отражение знаний, которое делает возможным и целесообразным использование математических средств исследования.

 

Формирование - процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности лич­ности.

 

Функция - деятельность, обязанность, работа.

 

Хронометраж - фиксация временных затрат при выполне­нии какой-либо деятельности.

 

Целеполагание - определение и формулирование целей и задач деятельности.

 

Целостный - обладающий внутренним единством, воспри­нимающийся как единое целое.

 

Цель - 1) осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность человека; 2) замы­сел исследования; научный результат, который должен быть полу­чен в итоге исследования.

 

Ценностные ориентации - система отношений личности к социально-политическим и нравственным нормам общества.

 

Эксперимент - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются процес­сы и явления природы и общества.

 

Эксперимент естественный - проводится в реальных для ис­пытуемых условиях деятельности, в рамках которого создается изучаемое явление.

 

Эксперимент лабораторный - проводится в специально обо­рудованных помещениях, что обеспечивает возможность управ­ления условиями экспериментирования и получения точных дан­ных.

 

Эксперимент формирующий - ориентирован на изучение ди­намики развития психологических свойств или педагогических явлений в процессе активного воздействия исследователя на ус­ловия выполнения деятельности.

Эксперт -специалист, проводящий экспертизу.

 

Экспертиза - рассмотрение, исследование каких-либо воп­росов, решение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства и т.д.

 

Эмпирический метод - фиксация и описание непосредствен­но наблюдаемых явлений, фактов и видимых связей между ними.

 

Эмпирическое знание - приобретаемое в ходе практической деятельности, чувственного восприятия сущности предметов, процессов; непосредственное отражение вещи в чувственном восприятии.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.