Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психотерапия 2 страница






Психотерапевт выполняет в группе функцию арбитра, ограничиваясь лишь толкованием
сопротивления пациентов, стремящихся противостоять напору влечений (принцип минималь-
ного структурирования). Развитие группового невротического переноса требует его последо-
вательного анализа и проработки совместно с группой по мере возникновения конфликтов
между терапевтом и группой.

Важнейшим инструментом исследования группового процесса и отношения группы к
психотерапевту является контрперенос как реакция ведущего на группу в целом и ее участни-
ков в отдельности. Во время внутригруппового конфликта терапевт может испытывать проти-
воречивые чувства, желание занять определенную сторону в конфликте. Под воздействием
идеализированного переноса терапевт может испытать ранее вытесненное и неприятное ему
чувство превосходства, Раздражение против какого-либо участника может привести его к его
игнорированию или наказанию (например, путем перевода его в роль аутсайдера или «маль-
чика для битья»). Скрытая агрессия терапевта на группу может проявиться в чувстве разочаро-
вания в группе, психоаналитическом методе, профессии психотерапевта. Ведущий может ис-
пользовать группу или подходящего участника с целью компенсации собственных травмати-
ческих детских переживаний. Поэтому он должен сам пройти курс групп-анализа, а в начале
профессиональной деятельности приглашать на групповые сессии супервизора или участво-
вать в балинтовской группе.

Закрытая группа, выполнив поставленные в начале работы задачи, вступает в завершаю-
щую фазу. В это время группа освобождается от переноса, а терапевт - от контрпереноса.
Это требует проработки боли разлуки, страха расставания, который'проявляется разочарова-
нием в психотерапевте (реакция девальвации), кратковременным преходящим обострением
симптоматики. Некоторые пациенты ищут различные предлоги, чтобы покинуть «умирающую»
группу. Если группа в состоянии самостоятельно анализировать сложившуюся ситуацию, то
терапию пора прекращать.

Психодрама Морено

Причиной невротического развития личности по Морено является нарушение ролевого
развития. Выделены 4 категории: соматические, психологические, социальные и трансцен-
дентальные роли. Переход от психологического уровня к трансцендентальному без освоения


социального наолюдается при
циального - при психастении. К патологии ведут также ролевые конфликты: интра- и интер-
ролевой, интра- и интерперсональный. Травмирующие события, низкие возможности для раз-
вития спонтанности и креативности ведут к эгоцентрической позиции.

Психодрама включает человека в теле - отношения, вершиной которых становится встреча,
общение на всех уровнях, что обеспечивает реалистичность и взаимопонимание. В современном
виде психодраматическое действие включает 4 фазы: разминку, игру, анализ и обсуждение.

В 1-й фазе терапевт выявляет протагониста, с помощью физических и других «старте-
ров» вовлекает его в действие. В ходе разогрева отыскиваются ключи - индикаторы про-
блемы в вербальном и невербальном поведении протагониста; наиболее распространен-
ный прием - построение пространственной социограммы, изображающей ближайшее ок-
ружение пациента.

2-я, основная фаза, наиболее продолжительна и динамична. В ней достигаются катарсис
и инсайт-в-действии по проблеме (отреагирование и осознание вытесненных чувств). Разыг-
рываются не только ситуации межличностных отношений пациента, но и фантазии, сны; дей-
ствующими лицами могут выступить противоборствующие силы человека. Участники группы,
выбранные протагонистом на определенные роли, становятся его Вспомогательными Я. Они
должны сопереживать протагонисту, чутко улавливать указания терапевта и вносить в игру
собственное чувствование проблемы.

Психодраматист может использовать технику реплик в сторону, зеркала или привлекать
двойника - Альтер-эго протагониста для отражения и озвучивания скрытых аспектов его пове-
дения. Задача научения решается переигрыванием травмирующей ситуации из прошлого с
элементами ролевого тренинга. Данная задача при необходимости облегчается изменением
сценария, обменом ролями, изменением состава и поведения действующих лиц, а также под-
держивающим реагированием зрителей. Для закрепления используются такие приемы, как
проекция на будущее и моделирование реальности.

В 3-й фаза - фазе анализа зрители оценивают точность выражения чувств, высказывают
мнения об исполнении ролей. Затем участники описывают свои переживания, возникшие у
них во время игры своей роли и при идентификации с протагонистом, и выражают свои чув-
ства в отношении разыгранного конфликта. Терапевт следит, чтобы участники говорили о чув-
ствах, не подменяя их рационализированными интерпретациями, оценками, советами (пра-
вила ролевой обратной связи). Затем участники рассказывают о собственных проблемах, ко-
торые они осознали во время сессии (идентификация проблем).

Наконец, в завершающей фазе отмечаются проявленные протагонистом ресурсы, дос-
тигнутое им понимание проблем и полученные умения. Выделяются новые способы реагиро-
вания и обсуждаются возможности применения их в будущем. В конце сессии группа выража-
ет глубокое сопереживание и принятие протагонисту (шеринг), давая ему возможность войти
в трансцендентальное измерение.

В. Келлерман выделяет 7 основных терапевтических факторов психодрамы: искусство
терапевта, эмоциональное отреагирование, когнитивный инсайт, межличностные отношения,
поведенческое обучение и обучение действием, имитационное моделирование воображаемо-
го и неспецифические целебные влияния.

Различают следующие формы психодраматерапии: психодрама, центрированная на про-
тагонисте, на теме, направленная на группу (проблему, затрагивающую всех членов группы),
центрированная на группе (на межличностных взаимоотношениях в группе). Психодрамати-
ческие игры по содержанию делятся на импровизационные, ролевые и ситуационные.


 




Психодраматическое действие определяется следующими правилами:

• разыгрывание вместо описания;

• подлинность коллизий и чувств («здесь, сейчас, с нами»);

• максимальная вовлеченность;

• спонтанное реагирование;

• выборочная фокусировка - изменение временных параметров, драматизация;

• расширение познавательных возможностей - защищенность, эмоциональный опыт, сверх-
реальность, учет индивидуальных возможностей в продвижении, навык сдерживания;

• последовательность взаимосвязанных разыгрываемых эпизодов.

К ведущему («директору») предъявляются следующие требования: он должен быть мето-
дически компетентным, искренним, открытым и мужественным, чтобы справляться с драма-
тическими ситуациями, обладать творческой фантазией. Его главный девиз: «Живи вместе со
своим протагонистом!».

В отличие от словесных интерпретаций психоанализа в психодраме используются в ос-
новном «действенные интерпретации», которые показывают протагонисту смысл его поведе-
ния в форме ролевой игры. При этом перенос выглядит как повторяющееся действие из про-
шлого, сопротивление - как противодействие, а отыгрывание в действии происходит через
коммуникативное действие.

Если в психоанализе отыгрывание в действии не поощряется, то в психодраме оно пред-
ставляет необходимую фазу терапевтического процесса. Выделяют 6 аспектов отыгрывания:
проживание (разыгрывание с помощью движений), эмоциональное отреагирование, помеще-
ние в настоящее из прошлого или будущего, выход внутренней реальности вовне, язык дей-
ствий, заявленные сознательные действия.

Сопротивление в психодраме проявляется в блокировке спонтанности протагониста, барь-
ерах между членами группы и между группой и психодраматистом. Таким образом, участники
пытаются избежать таких неприятных чувств, как тревога, вина и стыд. Сопротивление сначала
анализируют, а затем нейтрализуют. Анализ сопротивления в психодраме проходит 3 стадии:
осознание (идентификация, вербализация), выявление причины (от чего защищается) и отказ от
сопротивления (поощрения завершения действия). Для нейтрализации сопротивления органи-
зуется «разогревающий процесс, продвигающийся от периферии к центру» (3. Морено).

Спецификой психодрамы является и «инсайт-в-действии» (П. Келлерман), имеющий 3
характеристики (обучение через непосредственный опыт, обучение через действие, некогни-
тивное обучение) и 4 стадии его достижения: подготовку, созревание, озарение и проверку.

Проработка различных измерений реальности в современной психодраме имеет несколько
вариантов: реалистическая (классическая) психодрама, внутрипсихическая («фигуральная пси-
ходрама» Я. Гонсета и В. Золлера), «онейродрама» Фретиньи и Виреля, метафорическая драма-
терапия Р. Дэнди, аналитическая психодрама Д. Анзье, юнгианская психодрама Э. Барц и др.

Трансактный анализ Берна

По Берну, человек неизбежно запрограммирован неосознанными «ранними решениями»,
проживает свою жизнь по «сценарию», написанному для него родителями. Цель терапии - осоз-
нать непродуктивные, нетворческие стереотипы поведения, выявить собственные потребнос-
ти и возможности, сформировать новую систему ценностей и переписать свой жизненный
сценарий.


Трансактный анализ (ТА) включает в себя:

1. структурный анализ - анализ структуры личности;

2. анализ трансакций - вербальных и невербальных взаимодействий с людьми;

3. анализ нечестных игр - скрытых трансакций, приводящих к выигрышу;

4. анализ сценария (скрипт-анализ).

Структура личности характеризуется тремя состояниями Я: Родитель, Взрослый и Ребе-
нок.
Родитель может быть Критикующим и Заботящимся. В Ребенке выделяют две конструк-
тивные часта (Естественный Ребенок и Маленький Профессор) и две неконструктивные (Со-
глашающийся Ребенок и Бунтующий Ребенок). Взрослый играет роль арбитра между Родите-
лем и Ребенком, вычисляя наиболее рациональное решение. Девиз ТА: «Будь всегда взрос-
лым». К Взрослому обращается терапевт во время работы.

При взаимодействии людей различают дополнительные, перекрестные и скрытые трансак-
ции. Перекрестные трансакции происходят, когда в ответ на стимул активизируется неподхо-
дящее состояние Я, что приводит к конфликту. В скрытой трансакции неприемлемый стимул
маскируется - чаще всего с учетом потребности в признании.

Нечестная игра представляет собой серию следующих друг за другом трансакций, веду-
щих к эмоциональному выигрышу (в том числе «любимых», «коллекционируемых» негативных
чувств). В этих играх игрок неосознанно обрекает себя на «рэкетные» чувства, с помощью
которых манипулирует окружающими. Описано множество нечестных, манипулятивных игр,
которые схематично сводят к четырем (Харрис):

1. Я ОК- ТЫ ОК (симбиоз)

2. Я не ОК - ТЫ не ОК (деструктивная позиция)

3. Я не ОК - ТЫ ОК (депрессия, чувство неполноценности)

4. Я ОК - ТЫ не ОК (криминальность).

Карпман описывает «драматический треугольник» (Палач - Жертва - Спаситель), объяс-
няющий механизм таких игр, как «Алкоголик», «Инвалид» и т. п.

Игры, в которые играют люди, являются частью сценария. Он записывается в состоянии
Ребенка через трансакции, происходившие в детстве с родителями. Родительские сценарные
сообщения (предписания, скрипты) могут быть непродуктивными и деструктивными, вплоть
до суицидальных. Это заставляет человека играть роль Лягушки, хотя каждый рождается Прин-
цем. В формировании жизненного сценария человека участвуют и его детские решения (драй-
веры).

Примером скрипт могут служить выделенные К. Стайнером 5 правил экономии погла-
живаний (позитивных подкреплений): не давай поглаживаний, когда их надо давать; не на-
прашивайся на поглаживания, когда ты в них нуждаешься; не принимай поглаживаний, если
ты нуждаешься в них; не отвергай поглаживания, когда ты не нуждаешься в них; не гладь
себя сам.

ТА проводится обычно в групповой форме. Достигается осознание того, в пределах како-
го состояния Я обычно функционируют пациенты (структурный анализ). Это дает возможность
участникам группы распознать и отделить друг от друга состояния эго, а затем добиться доми-
нирования Взрослого над Ребенком и Родителем. При этом пациенты исследуют сообщения,
которые они получали от родителей, свои ранние решения (Я - ТЫ ОК - не ОК). Последова-
тельность структурного анализа такова: выделение Взрослого, освобождение Естественного
Ребенка и Маленького Профессора, знакомство с Родителем.

 

7 - 2499


Деятельность руководителя в группе ТА определяется тремя составляющими: защита,
дозволение и дееспособность. Берн выделил 4 вида действий руководителя:

1. деконтаминация - очищение, выделение Эго-состояний;

2. рекатексис - перемещение психической энергии с одного Эго-состояния на другое;

3. прояснение - контроль Взрослого за другими Эго-состояниями;

4. переориентация - изменение жизненной позиции на Я ОК - ТЫ ОК с сохранением неза-
висимости.

Для облегчения диагностики скрипт и драйверов применяется метод «пустых стульев»,
на которые участник «рассаживает» свои Эго-состояния и призывает их к взаимодействию.
При «репетиции сценария» участник и его партнер(ы) разыгрывают его проблему, остальные
члены группы стоят в роли Родителя, сидят на полу в роли Ребенка или, сидя на стульях,
комментируют происходящее как Взрослый.

Для анализа игр используется метафора «Футболка», надписи на которой помогают лю-
дям находить партнеров по их играм. Надпись спереди отражает то, чего человек сознательно
хочет достичь, сзади - скрытое послание психологического уровня. Наиболее распростране-
ны такие игры, как «Дай мне пинка», «Если бы не ты», «Да, но», «Динамо», «Посмотри, что ты со
мной сделал», «Я лишь пытался помочь тебе». Игры разыгрываются парами, тройками и боль-
шим количеством участников. Для анализа игры привлекается вся группа, при этом для на-
глядности широко используются различные диаграммы, которые чертят мелом на доске или
фломастером на листе ватмана.

При анализе сценариев используется формула Берна, отражающая 6 стадий сценарного
процесса: Крючок + Клев = Реакция > Переключение > Смущение > Расплата. Применяют
также модель Р. Эрскина и М. Зальцман «Система Рэкета», которая рассматривает взаимо-
связь сценарных убеждений, рэкетных подкреплений и подкрепляющих воспоминаний.

Т. Кейлер разработал модель для анализа сценария «Минискрипт». Выявляется один из
пяти драйверов: Будь лучшим, Радуй других, Старайся, Будь сильным, Спеши. Находят лежа-
щий в основе драйвера один из четырех мифов: «Я могу сделать тебе хорошо» (Воспитываю-
щий Родитель); «Ты можешь сделать мне хорошо, если будешь думать за меня» (Адаптивный
Ребенок); «Своими словами я могу ранить тебя» (Контролирующий Родитель); «Своими слова-
ми ты можешь ранить меня» (Адаптивный Ребенок).

Выявляют также запреты или тупики, которые по Р. Гулдингу имеют 3 уровня:

1. родительский - «Отдохнешь, когда закончишь!»;

2. взаимодействие Детского Эго родителей и Детского Эго ребенка - «Сам во всем виноват,
сам и расхлебывай!»;

3. конфликт Адаптированного и Свободного Ребенка - при полном подавлении последнего
возникает тяжелая депрессия.

Тупики приводят к чувству беспомощности, от которого человек защищается с помощью
игнорирования стимулов, проблем и возможностей. Результатом становится жизненная пас-
сивность и пессимизм.

Главная цель ТА по Р. и М. Гулдинг состоит в пересмотрах ранних решений. Авторы
сочетают дидактические приемы Берна с модификацией поведения, психодрамой и гештальт-
терапией. При этом члены группы могут заново пережить ситуации раннего детства, в которых
они приняли неадаптивные решения и пересмотреть их, что приводит к интеллектуальному и
эмоциональному инсайту, улучшению контроля за своей жизнью. Конечной целью ТА является


постижение автономии личности, определение собственной судьбы, принятие ответственнос-
ти за свои чувства и поступки. Достижению этой цели способствует терапевтический контракт.
Он включает задачи, которые ставит пациент перед собой, предложения терапевта по лече-
нию и требования к пациенту, которые он обязуется выполнять. Пациент решает, что он дол-
жен изменить в себе (убеждения, отношения, стереотипы), чтобы приобрести личностную
автономию.

Сильной стороной ТА является его популярный язык, что облегчает формирование тера-
певтического контакта. Однако он мало эффективен для больных тяжелыми хроническими
неврозами.

Клиент-центрированная терапия Роджерса

Согласно Роджерсу, по мере осознания Я у ребенка развивается потребность в положи-
тельной оценке значимыми другими. В дальнейшем удовлетворение или фрустрация данной
потребности начинает переживаться независимо от взаимодействий с окружающими и обо-
значается как самооценка. Ради сохранения положительной оценки индивид прибегает к фаль-
сификации своих переживаний, воспринимает их по критерию ценности для окружающих. Как
следствия такой неконгруэнтности (несоответствия) между Я и опытом возникают неконгруэн-
тность в поведении и процесс защиты (в первую очередь - отрицание и искажение). Если
степень неконгруэнтности велика, то защита не срабатывает, развивается тревога, которая
может стать личностным радикалом.

Роджерс занимает анозологическую позицию, считая любые нозологии лишними и даже
вредными. Для формирования терапевтической триады психотерапевт:

1. переживает понимание внутренней системы координат клиента (эмпагия);

2. переживает безусловную положительную оценку клиента (принятие);

3. является конгруэнтным в отношениях (аутентичность).

В терапии акцент делается на эмоциональных взаимоотношениях «здесь и сейчас» меж-
ду клиентом и терапевтом. Наиболее используемыми приемами являются: молчаливое при-
нятие; отражение эмоций
- повторяются эмоционально насыщенные слова клиента; вербали-
зация
- эмпатическое перефразирование сообщения клиента с выделением наиболее суще-
ственных и «острых углов».

Большое значение придается терапевтическим метафорам, что снижает сопротивление.
Учитываются варианты блокировки процесса: вопросы, позволяющие терапевту лучше понять
проблему (они приводят к интеллектуализации); любые версии, интерпретации, диагнозы (тогда
ведущим становится терапевт); выбор темы терапевтом (давление на клиента); переключение
внимания на собственный опыт (не является эмпатическим сопровождением клиента).

Динамика терапевтического процесса следующая. Клиент все свободнее выражает свои
чувства, последние имеют все большее отношение к Я, клиент все чаще различает объекты
своих чувств (окружающих, собственное Я, взаимоотношения между ними - открытость опы-
ту). Он все чаще замечает несоответствие между каким-либо переживанием и своей концеп-
цией Я, осознает угрозу такого несоответствия, осознает чувства, тот которых раньше защи-
щался отказом или искажением (углубление переживаний).

Неприемлемые ранее чувства включаются в концепцию Я, при этом ослабляются меха-
низмы защиты, различаются реальные угрозы и безусловное положительное отношение тера-
певта, клиент все отчетливее чувствует безусловную положительную самооценку (самоприня-


 



7*



тие). Источником его представлений о себе все больше являются его собственные ощущения,
его реакция все реже зависит от предполагаемой оценки окружающих (внутренний локус оцен-
ки). Все чаще как удовлетворительные оцениваются те стимулы и собственные действия, ко-
торые сохраняют и усложняют организм и Я как в настоящем, так и в будущем (вхождение в
процесс жизни).

Метод широко применяется в групповой форме. Терапия проводится без каких-либо зап-
ланированных процедур на основе спонтанности, открытости и аутентичности участников. К.
Роджерс характеризует суть «группы встреч» следующим образом: «относительно неструкту-
рированная, обеспечивающая климат максимальной свободы для выражения чувств личности,
исследования чувств и межличностной коммуникации. Акцентируются интеракции между чле-
нами группы в атмосфере, которая поощряет каждого отказаться от своей защиты и фасадов и
таким образом дает ему возможность относиться к другим членами группы прямо и отфыто».

Другая разновидность групп встреч связана с концепцией «открытой встречи», разрабо-
танной В. Шютцем. По этому автору «встреча есть способ установления контакта между людь-
ми, основанный на открытости и честности, осознания самого себя и своего физического Я,
ответственности, внимания к чувствам, ориентации на принцип «здесь и сейчас». Основное
внимание в открытой встрече уделяется интеграции души и тела на основе специальных фи-
зических упражнений, танцев, массажа. По методу П. Биндрима встреча проводится в обна-
женном виде в бассейне с теплой водой.

Независимо от клинических проявлений и конкретных целей, заявленных участниками в
начале работы, общими задачами членов группы встреч являются повышение уровня само-
сознания, достижение радостного мировосприятия, развитие эмоционального потенциала.
Клиент-центрированная терапия особенно показана пациентам с установкой на личностный
рост. Особенно затруднительна она у тревожно-депрессивных и ипохондрических больных. В
психокоррекционную группу, нацеленную на личностный рост, включаются лишь клиенты с
достаточно сильным Я. С осторожностью следует включать лиц с повышенной ранимостью,
выраженной тенденцией к избеганию конфликтов, нереалистическими надеждами на группу.
Необходимо учитывать опасность использования такими лицами группы как «общество № 2» и
развития у них «группоголизма» - зависимости от группы. В определенной степени подобная
опасность ликвидируется кратковременными курсами и такой формой, как психологический
марафон (сессия длится более суток, обычно без перерыва).

Логотерапия Франкла

В. Франкл относится к представителям экзистенциально-гуманистического направления
в психотерапии (Мэй, Фромм, Маслоу и др.). В данном направлении невроз понимается как
результат подавления потребности в самоактуализации. Последняя является основным источ-
ником деятельности человека, который должен быть тем, кем он может стать, причем от при-
роды он добр, «человечен».

Согласно Карасу рассматриваемое направление характеризуется следующими основны-
ми категориями:

1. концепция патологии - основывается на признании существования экзистенциального
отчаяния как следствия утраты человеком возможностей, расщепления Я, рассогласова-
ния с собственными знаниями;

2. здоровье - связано с реализацией потенциала человека: развитием и достижением аутен-
тичности, спонтанности;


 

3. желательные изменения - непосредственность переживаний, восприятия и выражение
ощущений или чувств «здесь и сейчас»;

4. внеисторический подход, сфокусированный на феноменологическом моменте;

5. кратковременное и интенсивное лечение;

6. задача психотерапевта сводится к взаимодействию в атмосфере взаимного принятия,
способствующего самовыражению - от соматического до духовного;

7. основной терапевтический метод - встреча с равноправным участием в диалоге, прове-
дении экспериментов, игр, инсценировок или «разыгрывании» чувств;

8. лечебная модель - экзистенциальная диада равных людей или «Взрослый - Взрослый»,
т. е. равноправный союз Я и ТЫ;

9. характер отношения человека к лечению - в отличие от психодинамического акцента на
переносе он считается реальным и представляет первостепенную важность;

10. позиция психотерапевта - взаимодействующая и принимающая, он выступает во взаи-
моразрешающей или удовлетворяющей роли.

В отличие от Фрейда с его приматом принципа удовольствия/влечения к смерти Франкл
считает основной врожденной потребностью человека стремление к поиску и реализации смыс-
ла своей жизни: человеку требуется не гомеостаз, а борьба за достойную цель. Основные
человеческие ценности по Франклу - творчество, переживания, отношения. Конфликты меж-
ду этими ценностями являются нравственными, экзистенциальная фрустрация приводит к
ноогенному неврозу, коренящемуся в духовной сфере существования человека (классические
неврозы развиваются в психологической сфере в связи с конфликтом между влечением и
сознанием). Фрустрированная потребность в смысле жизни может компенсироваться в виде
стремления к власти или удовольствиям (сексуальным, пищевым и т. д.). Результатом может
стать невроз характера по Фрейду (невротическое развитие личности), психосоматическое
заболевание, алкоголизм и другие зависимости. Поэтому логотерапия показана для широкого
круга нервно-психических расстройств.

Специфическим методом логотерапии является парадоксальная интенция, основанная
на двух фундаментальных онтологических характеристиках человека: самотрансценденции и
способности к самоотстранению. Парадоксальная интенция построена на том, что пациент
должен захотеть, чтобы осуществили то (при фобии) или чтобы он сам осуществил то (при
обсессии), чего он так опасается. При этом парадоксальное предложение должно быть сфор-
мулировано по возможности в юмористической форме, при этом сталкиваются и взаимно ней-
трализуются страх перед гиперболизированной опасностью и ирония по поводу доведенной
до гротеска тревожной реакции. Метод мобилизует возможности человека к самоотстранению
и существенно помогает при лечении «навязчивой ипохондрии».

Процесс нахождения смысла собственной жизни сводится к общепсихологическим зако-
номерностям человеческого познания (в частности, выделения фигуры из фона). Особую прак-
тическую ценность представляет поиск смысла страдания в ситуации, которую невозможно
изменить. Психотерапевт в логотерапии не навязывает свое мировоззрение. Чтобы подтолк-
нуть пациента к открытию им собственного смысла жизни, используется сократовский диалог.
В то же время личность самого психотерапевта играет важную роль в качестве успешного
образца свободного, самодетерминирующегося человека. Таким образцом может служить сам
В. Франкл, организовавший кризисную поддержку для своих товарищей по нацистскому конц-
лагерю и вынесший оттуда свое кредо: «Человечные люди являются... меньшинством. Но именно
поэтому каждый из нас чувствует вызов присоединиться к этому меньшинству».


 




Поведенческая терапия

Данный вид терапии широко применяется для больных с фобиями и компульсиями, бази-
руется на учении об условных рефлексах И. П. Павлова. Развивая ее, Торндайк и Скиннер, 1953
разработали теорию оперантного обуславливания, согласно которой поведение контролируется
его результатами и ожидаемыми положительными или отрицательными подкреплениями. Ос-
новной путь воздействия на поведение, исходя из этой формулы, - влияние на его результаты.
Поэтому здесь большое значение придается этапу поведенческой диагностики или функцио-
нального анализа. Оперантные методы используются для формирования нового стереотипа по-
ведения, закрепления уже имеющегося стереотипа и ослабления нежелательного шаблона.

Современные авторы в понятие «поведение» включают не только двигательную актив-
ность, но и осознанные мысли и речь. Согласно определению Американской Ассоциации пове-
денческой психотерапии, главной целью поведенческой терапии является «формирование и
укрепление способности к действиям, приобретение техник, позволяющих улучшить самокон-
троль». При формировании нового стереотипа поведения применяются следующие специфи-
ческие приемы.

Шейпинг - поэтапное моделирование, при котором четко дифференцируется каждый
последующий шаг действий в избранном направлении и точно определяются критерии его
эффективности.

Сцепление использует представление о поведенческом стереотипе как цепи отдельных
актов, где последнее звено, ближайшее к цели, рассматривается прежде всего. Плохо сфор-
мированная часть цепи создается с помощью шейпинга.

Фединг- постепенное уменьшение величины подкрепляющих стимулов для перехода от
тренировок с терапевтом к тренировкам с окружающими людьми.

Побуждение повышает уровень внимания и фокусировки на желательном стереотипе
поведения. Выражается в демонстрации этого поведения и прямых инструкциях, центриро-
ванных на значимых объектах или нужных действиях с ними.

Уменьшение нежелательного стереотипа поведения достигается с помощью наказания
угашения, насыщения. В качестве наказания применяют штрафы, которые сводятся к умень-
шению числа позитивных стимулов при нежелательном поведении. Угашение основано на
исчезновении реакции, положительно не подкрепляемой. Одним из вариантов угашения яв-
ляется лишение всех положительных подкреплений, наиболее эффективна при этом изоля-
ция. Насыщение заключается в потере силы положительного подкрепления, если оно приме-
няется слишком долго.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.