Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фактическое положение 4 страница







важного антисуицидального фактора: вернуться к работе, чтобы и дальше защищать своих
воспитанников.

После купирования суицидального риска пациента привлекалась к участию в ролевь, н-
рах, способствующих выявлению у нее неадаптивных установок в коммуникативной сфере. Была
начата их коррекция, выработка мотивации к проведению амбулаторной групповой терапии.

В процессе лечения снизилась актуальность служебного конфликта, на первое место выс-
тупило недовольство своими достижениями в жизни. Решила готовиться к поступлению в педин-
ститут. Улучшились взаимоотношения с матерью; собирается поддерживать отношения с участ-
никами стационарной кризисной группы, посещать амбулаторную терапевтическую группу.

Катамнез: 4 года. После выписки из стационара в течение трех месяцев посещала группо-
вые занятия в КСПП (кабинете социально-психологической помощи). Вышла замуж, учится на
втором курсе дефектологического отделения пединститута, находится в академическом отпуске
по уходу за ребенком, которому около года. Полгода назад пережила смерть отчима, много
плакала, плохо спала, в течение двух недель принимала феназепам на ночь. Собирается полно-
стью доверить матери уход за ребенком, возобновить учебу и совмещать ее с прежней работой.
Отмечает, что после пребывания в Кризисном стационаре и курса амбулаторной групповой тера-
пии стала более самостоятельной и терпимой к окружающим, меньше зависит от их отношения
к ней. Актуализации суицидальных тенденций за время катамнеза не выявлено.

Анализ наблюдения. Решающую роль в формировании личности пациентки сыграли ус-
ловия воспитания: отвержение в раннем детстве единственным родителем - матерью, при-
учение бабкой к повышенной моральной ответственности, гиперпротекция отчима, влияние
группы девиантных подростков в пубертате. Указанные воздействия на личность обусловили
ее сенситивную акцентуацию, проявляющуюся в обостренной реакции на отношение к себе и
объектам идентификации. Пациентка отличается повышенной привязчивостью, склонностью
занимать крайние позиции в общении: или беспомощно принимать опеку или полностью брать
на себя ответственность за своих подопечных.

Первый суицидальный эпизод возник на фоне цепи психотравм, в ряду которых выделяется
смерть любимой бабушки и самоубийство приятеля; непосредственным поводом для суицидаль-
ной попытки явился конфликт с представителем власти, выявивший оппозиционную настр'" ''-
ность пациентки. Весьма характерно для нее в подобной ситуации смешанное переживание страха
и агрессии, которая из-за выраженной нормативности трансформируется в аутоагрессию.

Личностный смысл суицида определяется как избежание и протест. Постсуицид следует
квалифицировать как аналитический (с ограниченной мотивацией лучше контролировать по-
ведение). Сохраняющаяся после него суицидальная готовность в последующем сыграла роль
кризисной предиспозиции, вызывающим событием послужил служебный конфликт. Пресуи-
цид, послуживший основанием для госпитализации, развился остро, личностный смысл дан-
ной реакции - протест и самонаказание.

В связи с фокусированием психологических расстройств в эмоциональной сфере акцент в
терапии на первом этапе был сделан на кризисной поддержке. Она проводилась в индивидуаль-
ной, семейной и групповой формах. После ликвидации суицидального риска на втором этапе с
Целью профилактики рецидивов суицидального поведения было осуществлено кризисное вме-
шательство, вскрыты неадаптивные установки пациентки в коммуникативной сфере. На заклю-
чительном этапе терапии была выработана мотивация к коррекции неадаптивных коммуникатив-
ных навыков, начат тренинг конструктивных способов разрешения межличностных конфликтов.

В результате проведенной стационарной кризисной терапии укрепились нарушенные
эмоциональные связи пациентки с окружающими, снизилась актуальность производственного


 




конфликта, была начата работа по тренингу навыков самоконтроля и самокоррекции в отноше-
нии неадаптивных установок в коммуникативной сфере, которая затем успешно продолжалась
в амбулаторной терапевтической группе.

Как показало катамнестическое исследование, в дальнейшем наблюдалось повышение
уровня социально-психологической адаптации пациентки, она стала менее зависимой и рани-
мой, заняла активную, оптимистическую жизненную позицию, имеет реальную перспективу
для реализации своего личностного потенциала.

Тесты

Выберите наиболее подходящий ответ на предлагаемые вопросы.
/. Через месяц после смерти матери от хронического сердечного заболевания у 25-летней
женщины, ранее не страдавшей психическими расстройствами, появилась раздражительность,
трудность концентрации внимания, внезапные приступы плача и трудность засыпания. Наи-
более вероятен диагноз:

А. депрессивный эпизод

Б. дистимия

В. посттравматическое стрессовое расстройство

Г. реакция дезадаптации

Д. реакция острого горя.

2. Какими из следующих утверждений характеризуется реакция острот горя:

А. в типичных случаях она начинается состоянием эмоциональной бесчувственности и
отупения

Б. она обычно протекает тяжелее, если ей предшествовал период ожидания горя
В. она связана с повышенной частотой болезней и смерти среди лиц, потерявших близких
Г. использование антидепрессантов значительно укорачивает период проявления симп-
томов.

3. Диагноз реакции дезадаптации ограничен пациентами:

А. симптомы у которых являются реакцией на определенный стрессовый фактор, имев-
ший место в течение последних 2 лет

Б. у которых нет нарушений социального функционирования, обусловленных их симптомами
В. симптомы которых являются экзацербацией ранее существовавшего расстройства,
определяемого по оси 2

Г. страдание которых более выражено, чем можно ожидать в результате стресса
Д. симптомы которых сохраняются, по крайней мере, в течение года после окончания
действия стрессора.

4. Все следующие утверждения по поводу поддерживающей психотерапии являются верны-
ми,
кроме:

А. регрессивный перенос поддерживается и интерпретируется

Б. она обычно используется у здоровых лиц в кризисных ситуациях или у пациентов со

слабостью Я

В. основной целью является поддержка в оценке восприятия реальности

Г. используется внушение и ободрение

Д. имеет место попытка усиления защитных механизмов.

5. Какое из нижеследующих описаний является наиболее подходящим для лиц с особенно
высоким суицидальным риском:

А. они редко раскрывают свои намерения


Б. у них редко есть близкие родственники, покончившие жизнь самоубийством

В. они почти все больны психозами

Г. у них редко отмечаются суицидальные попытки в анамнезе

Д. ни одно из вышеприведенных.

6. Какими из следующих утверждений можно характеризовать суицид:

А. до 12 лет суицидальные попытки чаще совершают девочки

Б. до 12 лет девочки совершают более серьезные попытки самоубийства

В. попытки чаще отмечаются у девочек-подростков, чем у мальчиков

Г. в подростковом возрасте попытки чаще заканчиваются летальным исходом у девочек

Д. суицидальное поведение одинаково у девочек и мальчиков-подростков.

7. В целом групповая терапия предназначена для того, чтобы дать возможность отдельным
личностям осуществить следующее,
кроме:

А. научиться новым моделям поведения

Б. показать, что их проблемы не являются уникальными

В. развить чувство принадлежности к группе

Г. развить «базальное доверие»

Д. изменить поведение в соответствии с групповыми моделями.

Ответы

1. После смерти любимого человека может наблюдаться нормальная реакция на утрату.
Она обычно развивается за несколько недель и может длиться до года, хотя в значительной
степени симптоматика редуцируется через 2-3 месяца. Состояние отличается от депрессив-
ного эпизода отсутствием болезненных сверхценных переживаний малоценности, меньшими
нарушениями функционирования и обычно отсутствием выраженной психомоторной затормо-
женности или бреда. Для описанной пациентки дистимия не является правильным диагнозом
из-за отсутствия предшествующих депрессивных проявлений. Симптоматика не отвечает кри-
териям посттравматического стрессового расстройства. Наиболее точный диагноз - реакция
острого горя. Правильный ответ Д.

2. Типичная реакция горя начинается с периода шока и бесчувствия, который сменяется
тоской и протестом. Следующая фаза характеризуется апатией и утратой цели. Ожидание горя
в некоторых случаях может уменьшить тяжесть реакции. Потерявшие близких имеют повы-
шенную заболеваемость как соматическими, так и эмоциональными расстройствами, а также
более высокую смертность. Для них может оказаться полезным разумное использование ус-
покаивающих и противотревожных средств (транквилизаторов), но фармакологическое по-
давление симптомов печали антидепрессантами может оказаться вредным. Верны утвержде-
ния А и В.

3. Правильный ответ Г. Эмоциональные и поведенческие симптомы, включающие страх,
беспомощность или ужас, должны являться реакцией на стресс, причинять страдания или
нарушать функционирование. Симптомы обычно развиваются в течение 3 мес. от начала дей-
ствия стрессора, хотя в редких случаях могут начаться и значительно позже.

4. Поддерживающая психотерапия обычно используется при кризисных ситуациях, а так-
же у пациентов со слабостью Я или при жизненных ситуациях, исключающих другие виды
психотерапии. Психотерапевт пытается поддержать основанное на реальности, помогающее
Разрешать проблемы, заинтересованное отношение, которое усиливает силы и защитные
механизмы Я пациента. Обычно этот подход включает советы, ободрение, внушение и по-


 




мощь в оценке реальности. Структура терапии не направлена на максимальное проявление
переноса, как при психоаналитической терапии. Регрессия не поощряется ни в явлениях пе-
реноса, ни в поведении в целом. Правильный ответ А.

5. Чаще всего пациенты, совершающие суицидальную попытку, прямо или намеком со-
общают о своих намерениях. Психиатрический анамнез имеет большое значение при опреде-
лении суицидального риска. У больных с высоким риском наиболее часто встречаются психо-
зы (особенно депрессия) в анамнезе и наличие членов семьи, покончивших жизнь самоубий-
ством. Однако большинство завершенных суицидов наблюдается у лиц, которые не страдали
психозами. Предшествующие суицидальные попытки являются наиболее достоверным пока-
зателем риска. Правильный ответ Д.

6. Характер суицидальных попыток и завершенных суицидов имеет значительные половые
различия как у детей, так и у подростков. В детском возрасте мальчики чаще демонстрируют
суицидальное поведение, но существенных различий в серьезности суицидальных попыток не
отмечается. Напротив, девочки-подростки чаще, чем мальчики, покушаются на самоубийство, а
попытки у мальчиков чаще заканчиваются летальным исходом. Правильный ответ В.

7. Правильный ответ Г. Было описано много процессов, важных для групповой психоте-
рапии. Сплочение является основным процессом, с помощью которого у членов группы раз-
вивается чувство сопричастности и терпимости. Желание индивида «принадлежать» группе
можно использовать, когда оказывается групповое давление, чтобы побудить индивида к на-
чалу изменений. Группа также предлагает разнообразие моделей поведения, которые могут
имитироваться ее членами. С помощью универсализации, обычного группового феномена,
пациенты узнают, что у других существуют проблемы, идентичные их собственным. Целью
является не подавление индивидуальности, а помощь пациенту в понимании того, как его
индивидуальность влияет на окружающих, и наоборот. Первичные нарушения «базального
доверия» обычно не лечатся адекватно с помощью групповой психотерапии.

Рекомендуемая литература

Амбрумова А.Г., Старшенбаум Г.В. Психологические аспекты одиночества и методы психотерапевтической

помощи // Метод, рек. - М., 1996.
Ахола Т., Фурман Б. Краткосрочная позитивная психотерапия (терапия, фокусированная на решении). Пер. с

англ. Ялов А.М. Краткосрочная позитивная психотерапия. Методическое пособие. - СПб., 2000.
БлазерА. и др. Проблемно-ориентированная психотерапия. Интегративный подход. Пер. с нем. - М., 1998.
Меннингер К. Война с самим собой. Пер. с англ. - М., 2000.
Старшенбаум Г.В. Формы и методы кризисной психотерапии // Метод, рек. - М., 1987.
Старшенбаум Г.В. и др. Купирование кризисных состояний в условиях специализированного стационара //

Метод, рек. - М., 1986.

Фрейд 3. Печаль и меланхолия // Психология эмоций. Тексты. - М., 1984. - С. 203-211.
Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия // Психология бессознательного. - М., 1990. - С. 382-424.
Шнейдман Э.С. Душа самоубийцы. Пер. с англ. - М., 2001.

Дополнительная литература

Амбрумова А. Г., Полеев А. М. Телефонная психотерапевтическая помощь. Телефон доверия в системе соци -
ально-психотерапевтической службы // Метод, рек. - М., 1988.

Аннекен Г. и др. Тренинг уверенности и контакта в группе (на основе когнитивной модели регуляции поведе-
ния). Руководство для тренеров и психотерапевтов. Пер. с нем. Мат. Нем. об-ва терапии поведения. -
Тюбинген, Германия № 7.


Ахола Т., Фурман Б. Психотерапевтическое консультирование. Беседа, направленная на решение. - СПб.,
2001.

Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры. - СПб., 1996.

БурнардФ. Тренинг межличностного взаимодействия. - СПб., 2002.

Василюк Ф.Е. Пережить горе // 0 человеческом в человеке. - М., 1991. - С. 230-247.

ВасилюкФ.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М., 1984.

Бачков И.В. Основы техники группового тренинга. Психотехники. Учебное пособие. - М., 1999.

Горобец Т.Н. Социально-психологические и биологические факторы развитая явлений массового аутодест-
руктавного поведения//Основы социального психоанализа.-М., 1996.-С. 146-180.

Емельянов Ю.Н., Кузьмин Е.С. Теоретические и методические основы социально-психологического тренин-
га. Учебное пособие. - Л., 1983.

Захаров В.П. Практические рекомендации по ведению групп социально-психологического тренинга: мето-
дические указания. - Л., 1990.

Игумнов С.А. Клиническая психотерапия детей и подростков: Справ, пособие. - Мн., 1999.

Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. - Екатеринб., 1997.

Конончук Н.В. Психологические особенности как фактор риска суицида у больных с пограничными состояни-
ями // Метод, рек. - Л., 1983.

Конончук Н.В. и др. Краткосрочная интенсивная психотерапия в кризисных ситуациях // Исследование
механизмов и эффективности психотерапии при нервно-психических заболеваниях. - Л., 1982. -
С. 75-79.

Коротаева Е.В. Игровые модули общения: учебные материалы к тренингу. - Екатеринб., 1995.

Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. - М., 1997.

Кэррел С. Групповая психотерапия подростков. - СПб., 2002.

Лебедев В.И. Общение с богом или... - М., 1986.

ЛиндеманЭ. Клиника острого горя//Психология эмоций. Тексты. -М., 1984. -С. 212-219.

Лукас К., Сейден Т.М. Молчаливое горе. Ж^знь в тени самоубийства. Пер. с англ. - М., 2000.

Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. - 3-е изд. - М., 1998.

Моховиков А.Н.Телефонное консультирование. - К., 1994.

Натаров В.И. Группо-аналитическая социо- и психотерапия: методы и принципы. Учебно-методическое по-
собие для ведущего группы. - СПб., 1993.

Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. - М.,
1982.

Петрусинский В. В. (ред.) Игры для интенсивного обучения. - М., 1991.

Петрусинский В. В. (ред.) Игры - обучение, тренинг, досуг... В 4-х кн. - М., 1994.

Понизовский А.М., Ротенберг В.С. Психологические механизмы зависимых отношений и методы их коррек-
ции // Психол. журн., 1987. - Т.8. - № 2. - С. 118-124.

Попов Ю.В. Концепции саморазрушающего поведения как проявления дисфункционального состояния лич-
ности//Обозр. психиат. и мед. психол. им. В.М.Бехтерева, 1994.-№ 1. С. 6-13.

Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-
психологических тренингов. - М., 1995.

Решетников М.М. Влечение к смерти // Рязанцев С. Танатология - наука о смерти. - СПб., 1994. - С. 5-12.

Рэйс Ф., Смит Б. 500 лучших советов тренеру. Пер. с англ. - СПб., 2001

Сидорова В.Ю Четыре задачи горя //Журн. практич. психолога, 2001. - № 1 -2. - С.110-118.

Ситников А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии. - М., 1996.

Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. - М., 1996.

Старшенбаум Г.В. Групповая психотерапия пациентов с суицидоопасными реакциями// Комплексные иссле-
дования в суицидологии. - М., 1986. - С. 196-203.

Старшенбаум Г.В. Психотерапия острого горя // Соц. и клин, психиатрия, 1994. - № 3. - С. 73-77.

Старшенбаум Г. В. Психотерапия лиц с суицидоопасными кризисными состояниями // Автореф. канд. дисс. -
М., 1991.

Старшенбаум Г.В., Гилод В.М. Место гипносуггестивных методов в терапии лиц с конфликтом зависимых
отношений //Соц. и клин, психиатрия, 1994. - Т. 4. - № 2. - С. 75-80


 




Старшенбаум Г.В. и др. Дифференциальная психокоррекционная и медикаментозная терапия суицидоопас-
ных пограничных транзиторных состояний у лиц с конфликтом зависимых отношений // Метод, рек. -
М., 1994.

Старшенбаум Г.В. и др. Психотерапевтическая реадаптация суицидентов в условиях кризисного стационара//
Проблемы профилактики и реабилитации в суицидологии. - М., 1984. - С. 98-109.

Федоров А.П. Методы поведенческой психотерапии. -Л., 1987.

Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие. Пер. с нем. -
М., 1999.

Фэйдимен Дж., Фрейгер Р. Теория и практика лично-ориентированной психологии. Методика персонально-
го и социального роста. - М., 1996.

Хензелер X. Вклад психоанализа в проблему суицида // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 2. - М.,
2001.-С. 88-102.

Хрящева Н.Ю. (ред.) Психогимнастика в тренинге. - СПб., 1999.

Хэмбли Г. Телефонная помощь. - Одесса, 1992,

Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. - М., 1988.

Чепмен А., Чепмен-Сантана М. Проблемно-ориентированная психотерапия. - СПб., 2001.

Шейдер Р. (ред.) Психиатрия. Пер. сангл. - М., 1998.

Эллис А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса. Пер. с англ. - СПб., 1999.

Ялом И.Д. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы. Пер. с англ. - М., 1997.

Янг Дж. И. Одиночество, депрессия и когнитивная терапия: теория и ее применение //Лабиринты одиноче-
ства. Пер. с англ. - М., 1989. - С. 552-593.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.