Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модели специальной психологической помощи






Психологическая помощь определяется как система воздействий, нацеленных на исправление имеющихся у детей недостатков в развитии психических функций и личностных свойств, на гармонизацию развития личности.

Сложившиеся в мировой практике виды психологической помощи детям и подросткам различаются прежде всего по характеру задач, решаемых специалистами: это рекомендации, связанные с подготовкой к школе; дальнейшим обучением и воспитанием детей и подростков их профессиональной ориентацией, выявлением причин трудностей в учении, другими психотерапевтическими психокоррекционными воздействиями.

Среди специалистов, оказывающих психологическую помощь, могут быть не только психологи, но и врачи-психиатры, психотерапевты, педагоги, социальные работники и др. Можно выделить несколько моделей специальной психологической помощи.

Педагогическая модель. Она включает помощь родителям в воспитании детей: педагог-консультант вместе родителями анализирует сложившуюся ситуацию и вырабатывает программу мер по ее изменению.

Диагностическая модель. Объектом диагностики оказываются дети или подростки с отставанием в развитии, отклонениями в поведении, трудностями в учебе. Процесс диагностики является комплексным, поэтому модель используется достаточно широко.

Социальная модель. Она применима при консультировании семей, в которых есть дети с проблемами в развитии. Такие семьи общаются между собой в городских (районных) социальных службах, обмениваются информацией, создают семейные клубы и др.

Медицинская модель. Это усилия специалистов, направ­ленные на лечение, реабилитацию, оздоровление детей с проблемами в развитии, а также на психологическую адаптацию членов семьи в связи с наличием больного ребенка.

Психологическая модель. Она основывается на анализе особенностей формирования познавательных процессов, видов деятельности применительно к личности ребенка или подростка с отклонениями в развитии. Выбираются адекватные методы психологического воздействия на него, т.е. оказывается всесторонняя психологическая помощь.

В сфере образования психолог имеет дело как с отдельными учащимися, так и классами, группами, возрастной параллелью, учителями, родителями. В США на этом основании выделяются две системы психологической службы: «прямая» и «непрямая».

В «прямой» службе психолог лично работает с учащимся. Это традиционный и наиболее распространенный вариант, он предусматривает непосредственный контакт спе­циалиста с ребенком.

«Непрямая» служба предполагает работу психолога со специалистами других профессий (педагогами) и непро­фессионалами (родителями) — всеми, кто непосредствен­но общается с «проблемным» школьником. Основные виды работы: консультация, тренинг для педагогов и родителей и др.

Общей целью обеих служб является коррекция про­блем. Дополнительная цель «непрямой» службы — попол­нить знания и умения других профессионалов и непро­фессионалов, чтобы они могли эффективно предотвра­щать и решать подобные проблемы в будущем. Очевидно, что психолог должен быть компетентен в обоих вариан­тах службы и применить тот, который в том или ином случае будет более надежным

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.