Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Материалы для самостоятельной работы студентов






 

Задания для самостоятельной работы

Задача 1

На развитие личности умственно отсталых так же, как и на развитие нормальных детей, оказывают влияние биологические и социальные факторы.

Имеются ли особенности влияния биологических и социальных факторов на развитие личности умственно отсталого по сравнению с нормой?

Задача 2

В систему направленности личности умственно отсталых школьников так же, как и нормальных, входят потребности, мотивы, интересы, идеалы.

В чем состоит дисгармония развития потребностей у детей-олигофренов?

В чем своеобразие этапов развития познавательных интересов у умственно отсталых школьников?

Каковы особенности эмоций школьников-олигофренов?

 

Задача 3

Определите, о каком из процессов памяти идет речь (запечатление, сохранение, воспроизведение). Какими особенностями характеризуются эти процессы у детей с олигофренией?

А) Ученик рассказывает своим товарищам содержание просмотренного фильма, излагая события подробно, выдерживая их последовательность. Через месяц события этого фильма воспроизводятся этим учеником лишь в общих чертах.

Б) На уроке можно наблюдать такую картине: учитель называет фамилию школьника, который должен выйти к доске и прочитать наизусть заданное накануне стихотворение. Ученик встает неохотно, а его глаза устремлены в раскрытую книгу. Он медлит и старается удержать взор на странице учебника. Чем объясняется медлительность ученика?

 

Задача 4

Какая мыслительная операция нарушена у испытуемого?

А) Испытуемому дается задача на классификацию предметов: яйцо, ложка, нож, вилка, хлеб. Испытуемый объединил предметы в виде придуманного им сюжета: «Все эти предметы можно соединить вместе, потому что можно составить такой рассказ: " Папа пришел с работы, съел яйцо из ложки, отрезал ножом хлеб и стал вилкой есть картошку”».

Б) Испытуемого спрашивают: «Что такое треугольник?». Он отвечает: «Треугольник из картона делают. Они разного цвета бывают».

В) Испытуемому дается задание на исключение лишнего из ряда: лопата, грабли, носилки, машина. Испытуемый определяет лишний предмет – носилки. Объясняет свое решение так: «Человек может собрать мусор граблями, лопатой погрузить на машину и увезти, а носилки можно не использовать, когда машина есть».

Задача 5

Какие нарушения мышления имеются в описанных случаях?

А) Перед испытуемым ставится вопрос: «Чем похожи тетрадь и книга?» Он отвечает: «Книга толстая, а тетрадь тонкая; книга большая, а тетрадь маленькая; в тетради пишут, а книгу читают».

Б) Испытуемому предлагается задача: «У мальчика было 4 марки, одну марку он потерял. Что надо сделать, чтобы узнать, сколько марок осталось у мальчика?». Испытуемый отвечает: «Надо искать марку и найти ее».

В) Дана задача на классификацию предметов. Испытуемый бездумно манипулирует предметами. Над правильностью своей деятельности не задумывается.

Задача 6

В семьях часто неправильно относятся к воспитанию детей-олигофренов. Одни родители их балуют, оберегают от забот, выполняют все капризы. Другие – постоянно одергивают, ругают, наказывают.

Каким должно быть отношение родителей к умственно отсталому ребенку? Почему?

Какие черты характера могут сформироваться у ребенка-олигофрена при указанных примерах воспитания?

Задача 7

Проанализируйте причины, приводящие к недоразвитию коммуникативной деятельности детей-олигофренов. Охарактеризуйте связь коммуникативного поведения ребенка- олигофрена с ведущей деятельностью и особенностями его социально-личностного развития.

 

Лабораторные задания

 

1. Изучение направленности личности.

Определите особенности направленности личности умственно отсталого школьника, предложив ему следующий рассказ: «Целую ночь шел снег. Занесло весь школьный двор и каток. Утром ребята вышли на улицу гулять. Они увидели, как дворник убирает снег во дворе. Кто-то крикнул: «Давайте поможем дворнику!». Все дружно взялись за работу. Только Миша стоял в стороне с коньками в руках. «Ты чего смотришь?» - кричали ребята. «Жду, когда очистят каток, - ответил Миша, - нам же никто не велел убирать снег».

Вопросы к ребенку:

• Как бы в этом случае поступил ты? Почему?

• Кто поступил правильно?

• Оцени поступок Миши.

• В чем его ошибка?

2. Изучение самооценки и уровня притязаний.

Определите особенности уровня притязаний ребенка-олигофрена по методу, аналогичному методике немецкого психолога Хоппе.

Ученику предлагается 10 карточек с номерами от 1 до 10. Нужно выбрать любую карточку с задачей, предварительно объяснив, что с возрастанием номера карточки возрастает трудность задачи. Правильность решения учеником задачи значения не имеет.

Примерные задания:

1) придумай три слова на букву «ш»;

2) назови пять овощей;

3) назови четыре имени на букву «с»;

4) назови шесть ягод;

5) придумай пять цветов и т.п.

 

Темы докладов и рефератов

 

1. Коррекционно-развивающее влияние игры на психическое развитие ребенка-олигофрена.

2. Специфичность личностного развития умственно отсталых детей.

3. Особенности социального развития детей с нарушением интеллекта.

4. Коррекционное значение конструирования для развития мышления детей с нарушением интеллекта.

5. Особенности подготовки к школе детей с нарушением интеллекта.

6. Особенности восприятия сверстников детьми-олигофренами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Гаврилушкина, О.П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников / О.П. Гаврилушкина, Н.Д.Соколова. – М., 1985.

2. Дошкольное воспитание детей с проблемами интеллектуального развития: хрестоматия. – СПб., 1999.

3. Катаева, А.А. Дошкольная олигофренопедагогика /А.А. Катаева, Е.А.Стребелева. – М., 1998.

4. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / под ред. Л.П. Носковой. – М., 1989.

5. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей /В.В.Лебединский. – М, 1985.

6. Лубовский, В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В.И. Лубовский. – М., 1989.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.