Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка к курсу






«Связи с общественностью»

Программа спецкурса «Связи с общественностью» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Программа курса «Связи с общественностью» (PR) предназначена для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности «Социология». Дисциплина изучается в четвертом семестре. С одной стороны, курс опирается на уже полученные студентами знания по истории и теории менеджмента и развития организаций, психологии личности и малых групп, социальной психологии, социологии, с другой – он является принципиально новым, так как включает в себя эксклюзивные методики развития креативного мышления в сфере PR.

Цели и задачи курса: данный курс призван дать студентам социологического факультета теоретико-методологические, прикладные знания и умения по организации и функционированию служб PR с учетом современной социологической теории.

В рамках дисциплины ставятся следующие задачи:

– дать студентам системное представление об обществе и личности с точки зрения теории и практики PR;

– сформировать у студентов навыки и умения профессиональной деятельности в сфере PR;

– развить у студентов способности к креативному мышлению в сфере PR.

По окончании курса студент должен:

· знать основные принципы построения организации и функционированию служб PR с учетом современной социологической теории;

· уметь произвести анализ профессиональных задач и психологической структуры деятельности человек, работающего в сфере PR;

· уметь выделять факторы, влияющие на успешность в профессиональной деятельности в сфере PR;

· уметь оценивать профессионально-важные индивидуально-личностные качества работника сферы PR;

· быть компетентным при постановке и решении научно-исследовательских задач с сфере PR современного общества.

В программе курса по каждой теме имеется: краткое ее содержание, вопросы и задания для самостоятельной работы.

Формой итогового контроля является зачет. В конце программы приводится список литературы для изучения курса «Связи с общественностью», а также список рефератов и курсовых работ, тестовые задания для самоконтроля и примерный перечень вопросов для итогового зачета.

 

Тема 1. Введение

1.Базовые понятия связей с общественностью.

Определение PR.

Паблик рилейшнз (public relations, PR)- особая функция управления, способствующая установлению и поддержанию общения, взаимопонимания и сотрудничества между организациями и общественностью (работниками, партнерами и потребителями), а также решению задач снабжения руководства организации информацией об общественном мнении и оказание ему помощи в выработки ответных мер; обеспечению деятельности руководства в интересах общественности.

В самом общем виде PR следует рассматривать в контексте создания информации и управления информационными потоками в интересах конкретной кампании, продукта, торговой марки и личности. PR по праву считается самостоятельной функцией мененджмента и, исходя из потребностей, приоритетов и предпочтений рынка, формируя как внешнюю, так и внутреннюю среду кампании, моделирует ее и тем самым эффективно влияет на общественное мнение. Разумно составленные и умело организованные PR программы способны определенным образом изменять общественное мнение. Однако, чтобы добиться этого, необходимо соблюдать следующие условия:

- идентифицировать и понять общественное мнение;

- четко определить целевые группы общественности;

- придерживаться «законов» PR жанра, обобщая которые, можно выделить закономерности: на общественное мнение прежде всего оказывает влияние событие; типичной обратной реакцией общественного мнения является требование действовать; чтобы увлечь людей, нужно принимать в расчет их собственные интересы; всегда трудно определить надежность оценки состояния общественного мнения.

В большинстве случаев PR – деятельность состоит из четырех различных, но тесно взаимосвязанных частей: анализ, исследование и постановка задачи; разработка программы и сметы; общение и осуществление программы; исследование результатов, их оценка и возможные доработки.

Осуществление PR на практике можно разделить на три основные группы:

1. Активные действия по достижению доброжелательности (сюда входит и поддержание доброжелательного отношения общественности к деятельности организации с целью обеспечить ее нормальное функционирование и расширение деятельности);

2. Сохранение репутации (столь же важно приглядеться к внутренней жизни организации с тем, чтобы обнаружить и отказаться от традиций и обычаев, которые, будучи законными, могут тем не менее вступить в противоречие с общественным мнением или повредить взаимопониманию).

3. Внутренние отношения (использование приемов PR для сохдания у сотрудников чувства ответственности и заинтересованности в делах администрации).

Американский ученый С. Блэк[1] дает три определения Public Relations.

А) искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности.

Б) содействие установления взаимопонимания и доброжелательности между людьми, организацией и другими людьми, группами людей и обществом в целом посредством распространения разъяснительного материала, развития обмена информацией и оценки общественной реакции.

В) это планируемые, продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и ее общественностью. Целью PR является создание имиджа, положительной репутации отдельного человека и кампании.

Причина актуализации данного направления в начале 20 века в США стали:

1) экономические причины- стремление корпораций создавать и укреплять свою репутацию среди участников рынка. (потребители, акционеры, поставщики, партнеры, органы власти, СМИ.) Укрепление доверия, деловой и политической репутации приводит к повышению прибылей организации. В условиях рыночной экономики при анличии свободного рынка коммерсанты и производители заинтересованы в создании положительного имиджа за счет демонстрации положительных качеств товара, своих достижений, своей заботы о благе общества, а не только о собственной прибыли.

2) политические причины:

А) макропричины- необходимость каждого государства создавать и поддерживать свой благоприятный имидж на международной арене и среди населения страны. Успехи во внешней политике повышают доверие граждан к государству (Запуск Индией и Китаем спутника, китайский проект освоения Луны, иранская ядерная программа, победа Россия в Абхазии и Осетии).

Б) микропричины- борьба политических партий и движений, их лидеров за усиление своего влияния в обществе.

3) идеологичекие причины- стремление государства и организационных структур оказывать влияние на целевые общественные группы с целью внедрение в их сознание своих взглядов и убеждений.

Имидж - целенаправленно сформированный облик, образ фирмы, товара, услуги. При этом в формировании имиджа участвует иррациональная сила нашего сознания, основанная на визуально-эмоциональной оценке стиля (пчела- Билайна). Имидж поддается искусственному построению, в его восприятии значимая роль принадлежит эмоциональной составляющей процесса. Целью связей с общественностью является изменение общественного мнения. В отношении себя субъект стремится улучшить свой общественный имидж. При этом в отношении конкурентов и противников может принять «черный пиар», призванный опорочить их репутацию, изменить имидж в худшую сторону.

Репутация - создавшееся общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках человека, фирмы или товара. Оно определяется через систему показателей, измеряемых фактами и цифрами: надежность, состоятельность, известность, долговечность, безопасность, экономичность, полезность, отзывы, наличие сертификатов качества. Так что репутация оценивается более рассудочно и рационально, чем имидж. Репутация нарабатывается годами, конкретными делами и фактами.

Реклама- финансируемые мероприятия по созданию интереса к фирме и товару, стимулирование сбыта. (рекламные акции, рекламные ролики, скидки на товары). Цели PR и рекламы одинаковые- воздействие на общественное мнение. Различия в том, что PR способствует не стимулированию сбыта, продаже продукта, а созданию имиджа организации. В свою очередь работа с имиджем увеличивает спрос на продукт. Наиболее близко PR граничит с рекламой имиджевой. Она выстраивает имидж компании или личности, содействуя их визуальному восприятию и узнаваемости. А связи с общественностью работают на репутацию личности, организации и даже целой страны через широкое распространение выигрышных фактов, формирование позитивных стереотипов. Реклама рассказывает о рыночном продукте, а связи с общественностью- о фирме-производителе, организации, личности.

Различия между рекламой и ПР представлены в таблице 1.

Характеристика Реклама Паблик рилейшнз
Использование масс-медиа Покупка времени и пространства Освещение в СМИ
Контроль сообщений Жесткий контроль содержания и времени Относительно слабый контроль
Доверие к сообщению Относительно низкое Относительно высокое
Тип целевой аудитории Ориентация на рынок и продажу Ориентация на отношение и ситуацию
Временная шкала Относительно кратковременные цели Кратко и долговременные цели
Оценка Установленные техники измерения Относительно ограниченные методы оценки
Оплата агенства Получают комиссионные от масс-медиа Получают гонорар за потраченное время.

 

Маркетинг- система мероприятий по продвижению товара на рынке за счет выявление запросов целевой аудитории и разработки способов удовлетворения ее нужд.

Паблисити- механизмы и приемы создания известности. Субъект, налаживающий свои связи с общественностью, должен добиваться того, чтобы быть максимально известным наиболее широкому кругу населения. Повысить свою известность можно за счет личных качеств и причастности к известному человеку.

Корпоративная социальная ответственность (КСО). Сущность ее в том, что многие крупные предприятия признают свою ответственность перед обществом, внося вклад в экономику, экологию, качество жизни людей и благосостояние страны.

2. Функции PR.

1) консультирование с учетом поведенческих характеристик человека. (консультативная функция- рекомендации по созданию личного имиджа)

2) изучение ОМ, его отношений и ожиданий с целью выработки рекомендаций и мер по формированию мнения и удовлетворения определенных ожиданий. (аналитическая функция)

3) Предотвращение конфликтов, устранение недопонимания, содействие формированию атмосферы взаимного уважения и социальной ответственности. (профилактическая).

4) Изменение стереотипов (управленческая функция). Создание позитивных стереотипов по отношению к своим объектам и негативных в отношении конкурентов и противников. Управление предполагает также нейтрализацию негативных стереотипов и слухов.

Специалист по ПР выполняет функции как консультанта, так и исполнителя ПР программ в сфере внутрикорпаративных акций и управления персоналом.

В функции специалиста по ПР входит:

1) поддерживать репутацию организации, участвовать в создании команды, выявлять слухи, порочащие имидж организации и ликвидации последствий «Черного пиара».

2) предлагать и осуществлять мероприятия по укреплению имиджа лидера-руководителя.

3) разработка мероприятий, способствующих расширению сферы влияния предприятия с использованием ресурсов пропаганды, рекламы, выставок, видео и кинопоказов.

4) укреплять корпоративную культуру и связи персонала внутри организации;

5) оказывать помощь по выходу из кризисных ситуаций в отношениях между менеджментом и персоналом.

6) содействие укреплению взаимопонимания между организацией и теми, с кем она контактирует;

7) разработка аварийного ПР- плана на случай возникновения кризисных ситуаций;

8) разработка и осуществление мер по ликвидации последствий «черного пиара»;

Из функций следуют задачи ПР специалиста:

1) выявлять или создавать информационные поводы для выигрышных в отношении имиджа организации сообщений в СМИ;

2) разбираться в обстановке на рынке, в сфере деятельности своей организации, оценивать преимущества и недостатки конкурентов фирмы;

3) ориентироваться в рынке СМИ, знать влиятельных журналистов и главных редакторов, стремиться к тому, чтобы они знали ПР специалиста;

4) иметь представление о том, какие СМИ являются дружественными, нейтральными или враждебными к организации;

5) отвечать на запросы представителей СМИ;

6) следить за текущими событиями, посвященными рынку и сфере деятельности организации. Однако следить за сообщениями всей российской прессы сложно, поэтому пресс-центры прибегают к услугам специальных бюро, которые проводят подборки по интересующим темам;

7) принимать при необходимости меры к исправлению ошибок в заявлениях и выступать с соответствующими опровержениями;

8) организовывать опросы общественного мнения как в среде внешней по отношению к организации аудитории, так и внутренней;

Из выполняемых функций и задач следуют требования к специалисту по ПР. Лидер с набором следующих свойств:

1) высокая коммуникабельность

2) здравый смысл

3) отличные организаторские способности

4) харизма и лидерские качества

5) объективность и критическое мышление

6) невозмутимость на базе актерских способностей

7) предельное внимание к деталям

8) жизнерадостность и чувство юмора

9) умение хорошо писать и редактировать

10) ораторские способности, презентабельная внешность

11) широкий кругозор, высокий уровень образования, знание основ психологии, педагогики, делового общения и этикета, экономики, рекламы, пропаганды, маркетинга.

 

3. Принципы ПР деятельности.

С. Блэк предложил 8 правил эффективного общения:

1) всегда настаивать на правде и полной информации

2) формулировка сообщений должна быть простой и понятной

3) не преувеличивать

4) помнить, что половина вашей аудитории- женщины.

5) делать общение увлекательным, не допускать скуки.

6) следить за формой общения, она должна быть простой.

7) не жалеть времени на выяснение общественного мнения.

8) старайся быть убедительным и конструктивным на каждом этапе общения.

4. Принципы и подходы к классификации ПР. Классификация может быть осуществлена на основании нескольких подходов.

1) по интересам заказчика:

- для формирования собственного положительного имиджа и репутации;

- в борьбе с конкурентом для атаки на его репутацию («черный пиар»);

2) по целевым группам общественности:

- внутрикорпоративные ПР- акции, обращенные на свой персонал;

- ПР- акции, направленные на внешнюю по отношению к кампании среду;

3) по сферам приложения:

- экономика;

- политика;

- идеология;

- социальный пакет;

4) направление ПР услуг:

- отношения с правительственными органами;

- муниципальная жизнь;

- промышленные отношения;

- финансовые отношения;

- международные отношения;

- потребительские отношения;

- исследования и статистика;

- средства массовой информации;

Таким образом, ПР связан с широким кругом сфер общественной жизни и ставит своей главной задачей создание эффективного имиджа как отдельного человека, так и организации.

 

Тема 2. Целевая аудитория ПР деятельности

Не быть сильным, а казаться сильным (Наполеон)

ПР деятельность начинается с создания имиджа специалиста по ПР. Он требует заботы о своем социальном статусе, одежде, внешнем виде, успехе, карьере, знакомством с влиятельными людьми. Имидж формирует общественное мнение людей. Общественное мнение формируют конкретные группы со своей внутренней структурой, системой формальных и неформальных лидеров (референтные группы).

Позитивная эталонная группа- это та реальная или воображаемая группа, которая служит образцом для подражания, привлекательным эталоном. Поэтому при выводе на рынок новой компании, продукта или услуги важно заполучить в первые клиенты наиболее продвинутую часть потребителей-авангардистов. Важно выявить, на какую социальные, возрастную группу людей ориентирован товар. В позитивной эталонной группе важно выявить целевую аудиторию- совокупность конкретных лиц, имеющих интерес к предмету продвижения. В целевой аудитории важно выделить ключевую аудиторию- та группа людей, которые могут ускорить или замедлить выход кампании на рынок и ее дальнейшее развитие. (чиновники). Особой формой ключевой аудитории являются журналисты. Опытный журналист А. Мирошниченко пишет: «взаимодействие с журналистами держится на двух китах: знание и понимание журналистких технологий и благожелательное личное общение с журналистами».[2] У журналистов в цене информаторы и ньюсмейкеры. Для привлечения к себе внимание необходимо иметь интересную информацию. При этом важно скрыть источник информации, ПР заказ.

Негативная эталонная группа- реальная или мнимая группа, выступающая в качестве отталкивающего примера. Эта группа, с которой стремятся избегать контакта, ассоциации.

Информационная референтная группа- это та часть людей, чьей информации мы доверяем. Главная отличительная черта этой группы состоит в том, что мы доверяем исходящей от нее информации. Эта группа проявляется в двух основных формах:

А) носители опыта. Люди, попробывавшие на практике данный продукт.

Б) Эксперты, т.е. специалисты в данной области. Эта группа, которая рассматривается окружающими как наиболее сведующая в данной области.

При работе с целевыми группами особое внимание нужно уделять лидерам мнений - это физические и юридические лица, которые не только выражают ОМ, но и формируют его. Лидер мнений обладает авторитетом, известностью, признается большинством целевых групп. Лидерство создается за счет знаний и компетенции человека, а также особых личностных качеств- самоуверенности, напористости, саморекламы, коммуникабельности, ораторскому искусству, актерскому дарованию. Источником лидерства может стать также содействие влиятельных людей, СМИ.

Специалисту по ПР важно заручиться поддержкой информационной референтной группы, которая транслирует информацию о продукте и кампании, дает рекомендации по интерпретации сведений о товаре или услуге.

На основе мероприятий ПР деятельности формируются стереотипы общественного мнения как одна из важнейших задач ПР. Имидж продукта должен быть максимально контрастно обрисован и конкретизирован. На упаковке могут быть использованы ярлыки надежный, оригинальный, лидер рынка. При создании образа компании могут быть использованы образы детства (сказочные богатыри, волшебники). (Газпром).

2. Создание стереотипов, как задача ПР. Человеческой памяти свойственно воспринимать мир стереотипами. Это облегчает и ускоряет процесс мышления. Потому задача ПР - создавать такие стереотипы, которые определяет мышление людей, их восприятие человека или организации. Из этого следует, что образ популяризованного объекта должен быть максимально контрастно обрисован и конкретизирован.

Известно, что чрезвычайно устойчивы детские стереотипы. Из детства идет стремление людей к сказочным героям и чудесам. Поэтому во всем миру люди склонны к участию в лотереях и восприятию рекламных роликов со сказочными героями (шоколад «Аленка», лотереи сети магазинов «Копейка»).

В стереотипизации общественного мнения особую роль играют средства массовой информации. Механизм воздействия СМИ на общественное мнение описан в американской традиции изучения общественного мнения. Наиболее яркий представитель данной традиции Поль Феникс Лазарсфельд- американский социолог австрийского происхождения, приверженец позитивного направления, приверженец позитивного направления, один из ведущих специалистов в методологии социальных наук и применении математических методов в социальном познании. Лазарсфельд проделал большую работу в области исследования массовых коммуникаций и их роли в формировании общественного мнения. Изучая массовую коммуникацию, он рассматривал ее как способ обеспечения духовного контроля в обществе. По мнению Лазарсфельда, аудитория не воспринимает СМИ как некий недифиренцированный блок. Воздействие средств массовой информации происходит при посредничестве «лидеров мнений», играющих в этой процессе роль инициаторов и передатчиков. Лазарсфельд считал, что в распространении информации нужно видеть две последовательные волны. Первая доходит до лидеров мнений, распространяется в их аудитории. Лидеры мнений более информированы, чем их окружение, они внимательно относятся к информации, больше читают, слушают, смотрят телевизор. Поэтому информация приходит сначала к лидерам мнений, ими интерпретируется, а затем распространяется к активным секторам. Таким образом, Лазарсфельдом был сформулирован принцип двухступенчатого потока коммуникации.

В начале 30-х годов XX века с появлением метода репрезентативных опросов термин «общественное мнение» получил довольно широкую распространенность. Люди с легкостью говорили об опросах, исследованиях общественного мнения.

Стратегия развития теории общественного мнения заключалась в создании рабочего определения общественного мнения, основанного на инструментарии и материалах эмпирического исследования.

Традиция Лазарсфельда и символического интеракционизма была продолжена Гербертом Блумером. В своей статье «Общественное мнение и опросы общественного мнения», датированной 1948 годом, он подверг резкой критике малочисленность обобщений относительно общественного мнения, несмотря на огромное количество опросов общественного мнения. Г. Блумер затем обращается к исследованию содержания, формирования и функций общественного мнения в условиях демократии, умело выстраивая концепцию общественного мнения как рациональности с его явной нацеленностью на информирование политиков об установках функциональных групп, составляющих общественные организации.

Естественно, не все люди оказывают одинаковое влияние на процесс формирования мнения в обществе. Многие из них имеют высокий статус, престиж в обществе, их отличает высокий уровень компетенции, они очень заинтересованные и увлеченные люди, оказывают заметное влияние на других.

Весьма важно определить генеральную линию средств массовой информации в этом вопросе. Какую сторону поддерживают влиятельные СМИ? Они являются одним из двух источников формирования суждений о климате мнений. Кроме того, влиятельные средства массовой информации вооружают других журналистов и приверженцев поддерживающей их стороны необходимыми словами и аргументами и, таким образом, оказывают влияние на процесс общественного мнения, на готовность высказаться и тенденцию отмалчиваться.

Рациональная концепция общественного мнения опирается на представление о хорошо информированном гражданине, способном тонко аргументировать и четко формулировать свои суждения. Она делает акцент на политической жизни и политических противоречиях. Большинство авторов, разделяющих ее положения, признают, что только малая группа информированных и заинтересованных граждан действительно участвует в таких дискуссиях и формирует суждения.

Двойственность интегрирующей силы, принуждающей индивида и правительство уважать общественное согласие, ускользает от внимания, воздействие на индивида отныне называется «социальным контролем», воздействие на правительство расширяется и обозначается «общественным мнением» и в качестве интеллектуальной конструкции, о которой сейчас идет речь, принимает нормативный характер.

Американская социологическая традиция изучения общественного мнения показывает, что большую роль в механизме стереотипизации играют лидеры общественного мнения как юридические или физические лица, которые не только выражают общественное мнение, но и часто формируют его. Необходимыми качествами, которыми должны обладать лидеры мнения, является авторитет, признаваемый большинством целевых групп. Авторитет лидера может держаться на харизме или на роли эксперта, специалиста, знатока в данной сфере человеческой деятельности. Лидером мнения может стать и человек не за счет лидерских качеств или знаний, а за счет самоуверенности, саморекламы, содействия влиятельных СМИ.

 

Тема 3. Методы социологического исследования в PR

В зависимости от сферы исследования могут применяться разные социологические методы. Американская социологическая школа при изучении общественного мнения широко использует методы контент-анализа печати и почтовых, Интернет-опросов. Анализ печати в PR выполняет две функции: позиционирование объекта PR в СМИ, анализ наиболее влиятельных источников информации. Еще в конце второй мировой войны с целью исследования процессов, происходящих в нацистской Германии, была создана группа Д. Нейсбита, которая методом контент-анализа изучала периодические издания с целью выявления наиболее острых проблем, точек зрения, суждений. Данная группа существует по настоящее время. В результате наблюдения над мировой прессой была создана книга Д. Нейсбита «Мегатренды». В 30-е годы для изучения общественного мнения американцев был создан Институт Гэллапа, который специализируется на почтовых и интернет опросах постоянной группы американцев, проживающих в разных штатах. В СССР почтовые опросы читателей в 60-е годы использовала газета «Комсомольская правда». Метод почтовых опросов используется и в маркетинговых интересах. Крупные кампании осуществляют адресную рассылку информационных буклетов, в которых содержатся анкеты. Почтовая рассылка клиентам, потребляющим продукты кампании, позволяет выявить обратную реакцию целевой аудитории на рекламную политику кампании. Методы Интернет- опросов экспертов, потребляющих определенные категории продуктов, способствует сокращению расходов на PR мероприятия.

Социологические службы телевидения, органов местного самоуправления используют методы телефонных опросов. Телефонная база данных в условиях случайной выборки, наличия информационной базы телефонных номеров позволяет дать информацию об удовлетворенности работой органов местного самоуправления, составить рейтинги популярности телевизионных каналов, телепередач, печатных СМИ. Рейтинги популярности СМИ, в свою очередь, играют большую роль при медиапланировании при проведении рекламной кампании.

В маркетинговых исследованиях широко применяется метод фокус групп. При организации фокус группы по заказу кампании проводится изначально отбор информантов с целью выявления наиболее компетентной группы в том или ином секторе потребления. В дальнейшем с наиболее информированными потребителями проводится групповое интервью с дальнейшим анализом полученной информации. Фокус группа может проводиться и для оценки новой рекламной продукции, ее эффективности. Фокус-группа проводится по определенным правилам:

- число участников ограничено (от 7 до12 человек);

- участники фокус-группы подбираются в соответствии с целью исследования как представители определенной социальной группы- группы потребителей, избирателей, профессионалов определенной области деятельности, жители определенной административно-территориальной единицы. Основание отбора - наличие опыта, необходимого исследователю;

- дискуссия проводится на определенную тему, которая предварительно исследуется по другим источникам (статистические данные, профессиональные журналы, пресса, массовые опросы). Результатом такой проработки темы становится «путеводитель» (список направляющих вопросов и сценарий дискуссии) и «стимульный материал» (видеоматериалы, вырезки из прессы, образцы новой продукции).

- Фокус-группа проводится специально обученным модератом, который направляет дискуссию так, чтобы выявить больше мнений по обсуждаемой теме. Это достигается особыми умениями модератора контролировать и направлять дискуссию.

- Ход дискуссии записывается на аудио и видеопленку, а также в виде текстов.

Метод фокус-группы был разработан и применен Р. Мертоном, М. Фиске во времена Второй мировой войны. Были разработаны 4 критерия для оценки качества использования фокус-группы как метода: полнота охвата темы (в процессе обсуждения вопросов, указанных в путеводителе, выявляются новые темы, позволяющие расширить понимание проблемы), специфичность (способность модератора конкретизировать общие ответы респондентов о восприятии стимульного материала), глубина (респонденты не только описывают общие, поверхностные, «беспристрастные» оценки стимульной реакции, но и описывают страхи, опасения, чувства, знания и идеи, которые позволяют раскрыть эмоциональный и ценностный фон высказанных суждений), личностный контекст (статус и личный опыт участников задает контекст их реакции. Выявление этого контекста помогает точнее понять истинный смысл их высказываний).

А. Шютцем был сформулирован феноменологический подход к проведению фокус-групп, основанный на изучении обыденного сознания, языка, привычек, как «естественных установок» социальной группы, проявляемых в повседневности.

Эффективными методами анализа общественного мнения является анкетирование и интервью. Интервью в зависимости от наличия заранее составленного плана беседы и следования ему в процессе исследования делится на формальное и неформальное. Формальное предполагает, что беседа с каждым респондентом идет по одним и тем же вопросам, неформальное же интервью имеет свободный характер, зависит от коммуникативной ситуации и социальных характеристик собеседника. Интервью дает много информации об отношении потребителей к кампании, отдельному человеку или товару. Важным компонентом интервью является ситуация, включающая получение согласия на интервью, определение места и времени проведения беседы, ее продолжительности, психологической атмосферы, стиля беседы. Также, как и анкетирование, интервью может быть индивидуальным и групповым, по месту жительства и работы, в целевых аудиториях, на улице. По видам контактов с респондентом выделяют непосредственное и опосредованное интервью. Основным подходом к классификации является степень формализации. По этому основанию выделяются формализованные, неформализованные, полуформализованные интервью. Формализованное интервью предполагает поведение респондента в соответствии с определенной инструкцией. Также точно фиксируется последовательность выбранных респондентом ответов. Формализованное интервью используется при масштабных массовых опросах, где участвует большое количество интервьюеров и важнейшим условием профилактики системных ошибок является стандартизация получения информации. Среди полуформализованных различают интервью с закрытыми, полузакрытыми, открытыми вопросами. Закрытые вопросы используются при получении основного массива информации и соответствующим образом кодируются. В случае открытого вопроса респондент получает возможность формулировать свой ответ. Иногда эти ответы помогают обнаружить новые аспекты в изучаемой проблеме, которые значимы для респондентов, но неизвестны для исследователя. Интервью с открытыми вопросами требует от исследователя дословно фиксировать записи ответов с сохранением лексики, синтаксических особенностей. В зависимости от развития темы интервьюер контролирует два аспекта деятельности респондентов: обеспечение свободы и самостоятельности в раскрытии темы, соблюдение тематических границ, заданных путеводителем.

К неформализованным формам относятся повествовательные, биографические, клинические, глубинные интервью. После установления контакта с респондентом и получения согласия на интервью побудительным стимулом к его началу становится нарративный импульс. Глубинное интервью используется для исследования выявления мотивационной основы поведения, оценочных суждений, оценок. В группе полуформализованных и неформализованных интервью повышается ответственность интервьюера. Его задача сводится к установлению контакта, объяснения темы и цели исследования, специфики предстоящей беседы, обеспечение конфеденциальности данных о респонденте, формирование нарративного импульса.

Часто метод интервью используется и в рекламных роликах на телевидении и радио. В качестве источников информации могут быть привлечены как эксперты, так и типичные представители целевой аудитории. Единственным недостатком интервью как метода является сложность обработки его результатов с помощью современных компьютерных программ.

Более эффективным методом с точки зрения получения представительных результатов становится анкетирование. Если интервью- это восприятие устной речи в диалоге с интервьюером, то анкетирование- это восприятие письменного текста. Другой особенностью анкетирования является большая самостоятельность респондента. Существенно снижает качество получаемой информации невозможность контролировать процесс восприятия и заполнения анкеты, отношения к опросу и искренность ответов. Поэтому непременным условием анкетирования является тщательная экспериментальная проверка опросника в пробном исследовании. Популярность анкетирования обусловлена простотой его проведения, оперативностью, экономичностью, возможностью обработки с помощью современных компьютерных программ. В зависимости от численности опрашиваемых различают групповое и индивидуальное анкетирование, от места проведения- анкетирование по месту жительства и по месту работы, учебы, а также в целевых аудиториях (зрители кинотеатра, посетители магазина, выставки, пациенты больницы), от способа доставки- анкетирование раздаточное (анкета доставляется курьером и забирается в установленное время), почтовое (рассылка по почте), прессовое (публикация анкеты в средствах массовой информации, включая Интернет-опросы).

Групповое анкетирование состоит в одновременном заполнении анкеты группой людей, собранных в одном помещении. Наиболее популярной формой является групповое анкетирование по месту работы или учебы.

Индивидуальное анкетирование чаще всего проводится по месту жительства. Анкетер, объяснив респонденту правила заполнения, по мере надобности консультирует по технике заполнения. По форме такое анкетирование приближается к формальному интервью.

Прессовое анкетирование связано с изучением аудитории того или иного источника информации. Его достоинство- в организационной простоте, недостаток- неуправляемость процесса возврата анкет и невозможность получения полной информации. Публикация анкеты в газете или журнале- своего рода читательская конференция, состав которой зависит от того, кто принял приглашение участвовать в опросе. Совокупность лиц может не соответствовать интересам исследователя.

Таким образом, эффективными методами изучения общественного мнения становится контент-анализ прессы, статистических источников, Интернет-сайтов, форумов, различные виды анкетирования и интервью (почтовые, Интернет опросы, телефонные опросы, экспертные опросы).

 

Тема 4. Методы создания имиджа.

 

Имидж- совокупность представлений, понятий, взглядов и опыта людей в отношении к фирме, личности или товару. К понятию имиджа близко «деловая репутация». Имидж отличается от репутации тем, что он больше поддается искусственному построению, в его восприятии значительную роль играет эмоциональная составляющая мыслительного процесса, в то время как репутация формируется годами. По остроумному выражению американского писателя Э. Хау: «Репутация- это то, что говорят у вас за спиной»[3]. Подходящий имидж помогает:

1) привлекать тех, кто нужен в данный момент для успеха.

2) Удерживать в своем внимании группы, которые уже завоеваны.

3) Более эффективно управлять людьми через убеждение, влияние и манипулирование.

4) Получать чувство уверенности и душевного комфорта.

Имидж каждой кампании и человека включает в себя:

- отбор и формирование отличительных особенностей.

- идеализация, мифологизация отобранных характеристик.

-знаковое отображение образа компании.

На имидж организации и человека позитивно работают такие факторы, как:

- свидетельства и дипломы по результатам конкурсов и выставок.

- отзывы и благодарственные письма от клиентов и партнеров.

-известность и авторитетность лидеров фирмы.

-документально подтвержденный профессионализм и квалификация персонала (лицензии, сертификаты, победы на профессиональных конкурсах).

-общественная деятельность, проявляющаяся в благотворительной деятельности.

- своевременность оплаты поставок, укрепляющая репутацию фирмы.

- установление справедливых цен на товары и услуги.

- культура производства (высокий сервис, красивый вид здания, интерьера, доброжелательность и приветливость персонала).

- стиль руководства.

- знакомство с влиятельными людьми, привлечение их для проведения ПР акций.

- личность руководителя. На имидж руководителя влияет манера одеваться, личностные качества, имидж страны, места работы, должности. Имиджу личности способствует:

-интуиция, социальный интеллект (чутье на людей и обстоятельства, умение подстраиваться к окружающим).

- замотивированность на достижения.

- эго-компетентность (знание своих достоинств и недостатков).

- природное обаяние, харизма.

- справедливость.

- уверенность в себе.

- умственная одаренность, общительность, низкая тревожность, память, остроумие, уравновешенность.

Эффективными средствами внешнего ПР являются визитные карточки, общественная и политическая деятельность как информационный повод для публикаций и выступлений, публикация научных статей в отраслевой периодике, выступление в корпоративной газете или журнале, выступления на общегородских мероприятиях, демонстрация для всеобщего обозрения наград, благодарственных писем и дипломов в красивых рамках на видных местах.

Вредит имиджу неспособность к самораскрытию, зажатость, застенчивость, комплексы неполноценности, недостаток коммуникативных умений и навыков. Имидж руководителя корректируется в процессе личностных тренингов.

Имидж кампании создается следующими методами:

1. в условии кризиса и экономии бюджета создается за счет корпоративных сайтов. Сайт способствует доступности информации о кампании во всем мире, создает возможность контакта с аудиторией через интерактивные вопросы и анкетирование. Это может электронная страница или развернутый сайт с навигацией. При формировании сайта обязательно должны быть учтены отзывы клиентов. Не считая чисто маркетиногового назначения, Интернет-сайт выполняет ряд полезных функций:

1) служит дополнительным носителем фирменного стиля;

2) укрепляет имидж и престиж.

3) Содействует доступности информации о компании в любой точке мира круглые сутки;

4) Создает возможность прямого контакта с аудиторией с помощью интерактивного общения через опросы и анкетирование;

5) Служит средством внутрифирменной коммуникации.

2. При работе ПР службы со СМИ могут быть использованы такие методы, как пресс-релизы- сообщение для печати. Пресс-релиз представляет собой официальное сообщение, выпускаемое для публикации в печати или распространению по каналам СМИ.

К достоинствам пресс-релиза относятся:

- информативность, поскольку содержание пресс-релиза представляет собой изложение фактов без комментария;

- актуальность, обусловленная новизной содержащейся информации;

- достоверность, основанная на официальном характере источника;

- универсальность, означающая пригодность пресс-релиза для создания широкого спектра вторичных журналистких документов;

- технологичность, возможность обращения с электронной версией пресс-релиза.

3. интервью для печати. Может иметь следующие формы:

-очное- при личной встрече или по телефону;

- заочное- когда на заранее поданные в письменном виде вопросы респондент отвечает в письменной форме и передает журналисту;

- комбинированное- когда респондент ознакомлен с вопросами до встречи с журналистом;

- виртуальное- когда журналист получает факты на интересующую тему.

Главным преимуществом интервью является возможность предоставить выигрышные факты об объекте ПР.

4. Рекламные ролики и рекламные слоганы.

5. Статья- опровержение. Призвана ликвидировать последствия проблемных и кризисных ситуаций, а также недобросовестной конкурентной борьбы. Очень часто такие опровержения приходится выпускать по поводу «черного ПР», в котором используется искаженные факты, либо подборка негативной информации из личных биографий и истории корпорации, а также распускание слухов, вредящих имиджу руководителя и организации. В условиях необходимости борьбы с последствиями черного ПР очень важны публикации с комплиментами тем влиятельным чиновникам, которые могут изменить отношение к организации. В условиях кризиса ПР мененджер должен сформировать круг проблем, способных подорвать деловую репутацию, ранжировать проблему по степени их значимости, разработать альтернативные варианты действий, довести сущность антикризисной программы до целевых аудиторий. Ошибки Пр мененджеров в кризисных ситуациях:

- стремление избежать общения с общественностью (компании и ее руководителю есть что скрывать)

- использование неподходящего спикера.

- неумение выйти из невыгодной ситуации. Чаще всего- попадание в ситуацию, когда руководитель не готов дать ответ на поставленные вопросы или не имеет конструктивного решения;

- демонстрация показного спокойствия (воспринимается как равнодушие к обществу).

 

6. Медиа-кит (пресс-кит) –набор, комплект, пакет для СМИ. Содержит пресс-релиз, биографию, фото, видео или аудикоссету, факт-лист с таблицами, схемами, рисунками, графиками.

 

7. имиджевые корпоративные документы включают в себя все документы, которые могут использованы в деле создания и укрепления имиджа и престижа:

- сертификаты качества на товары и услуги;

- дипломы о повышении квалификации персонала;

- лицензии, авторские свидетельства на изобретения и патенты сотрудников;

- дипломы участия кампании в выставках и побед на конкурсах;

- кубки и призы за спортивные достижения сотрудников;

- благодарности, благодарственные письма от партнеров.

 

В целях повышения имиджа руководителя и кампании, помимо Интернет-сайтов, работы со СМИ, могут быть использованы специальные ПР мероприятия:

8. Пресс-конференция. Целью является личный контакт объекта ПР с представителями СМИ для демонстрации чего-либо или ответов на вопросы. Также практикуются дни открытых дверей.

 

 

Критерии отбора и оценка эффективности средств коммуникации для различных ПР мероприятий и программ.

Общий принцип отбора средств коммуникации - это способность служить целям ПР мероприятия. Основные критерии оценки этой способности являются:

- величина целевой аудитории;

- степень охвата целевых аудиторий коммуникацией;

- рейтинг издания или программы вещательного канала;

- сравнительный уровень стоимости использования коммуникации;

Однозначную оценку эффективности методов ПР коммуникации оценить сложно, поскольку ПР непрямую не стимулирует сбыт товара, или избрание политика, он формирует лишь имидж, благоприятное отношение. Кроме того, замеры эффективности того или иного метода усложняются тем, что в ПР кампании может быть задействована система методов и оценить эффективность каждого метода затруднительно. Эффективность той или иной ПР кампании возможно исследовать с помощью замеров популярности. До начала ПР кампании проводят опросы, чтобы установить исходный уровень известности какого-либо человека или кампании. В середине кампании эти показатели исследуются с помощью мониторинга, чтобы вовремя внести корректировку. Опросы по окончанию кампании покажут ее эффективность по окончательным результатам. Анализ результатов ПР кампании содержит следующие пункты:

- ежедневный мониторинг размещения на ТВ;

- дополнительный независимый мониторинг в других СМИ;

- ежеквартальный отчет эффективности ПР кампании с оценкой деятельности конкурентов;

- анализ динамики известности заказчика до начала кампании и после нее;

- коррекция тактических планов в зависимости от поведения конкурентов и ситуации на рынке.

Значимую роль для проведения ПР кампаний оказывает эффективная оценка популярности СМИ. Рейтинг- мера популярности и рекламоспособности конкретных медиасредств. Критерием оценки популярности ТВ каналов является территория покрытия, рейтинг конкретных программ и передач. Приведем возможности приема телеканалов в городах с населением более 400 тыс. человек в %[4]: ОРТ (99, 6), РТР (98, 8), НТВ (87, 9), СТС (54, 8), Культура (49, 6), ТВЦ (47, 4), ТНТ (41, 2). Потому, чем крупнее кампания или политик, тем в большей степени они заинтересованы в рекламе на центральных телевизионных каналах с большой зоной покрытия.

Рейтинг печатных СМИ оценивается по тиражу, рейтинг радиостанций по количеству слушателей. По замерам Gallup Media лидеры FM диапазона (тыс. чел.) «Русское радио» (1123, 4), Европа плюс- (758, 4), Радио Шансон- (757, 1), Радио -7 –(630, 6), Наше время на милицейской волне (566, 1), Радио Ретро- (512, 2), Наше радио- (511, 2).

Процедура оценки популярности СМИ составляет основу для медиапланирования. При определении конкретных медиа критериями их отбора являются:

- способность добиться заданной частоты сообщения потенциальным потребителям;

- наиболее дешевые для целевой аудитории носители;

- обеспечение точности попадания в целевую аудиторию;

- способность уложиться в выделенный бюджет.

На пути медиапланирования стоит проблема «зашумленности», наличия на единицу рекламного времени большого количества сообщений. Потому возникает необходимость использования системы медиа или привлечения внимания к рекламному сообщению.

 

 

Тема 5. Этика и профессиональные стандарты в связях с общественностью.

5.1. Кодекс профессионального поведения и этики ИПРА.

Признан Международной ассоциации паблик рилейшнз (ИПРА) в Венеции в мае 1961г.

- личная и профессиональная честность.

1. отношение с клиентами и служащими

1) основной долг- поддерживать честные отношения с клиентами и служащими;

2) не представлять интересы одной из конфликтующих сторон без согласия на то заинтересованных сторон;

3) хранить в тайне конфеденциальную информацию.

4) не использовать методы, уничтожающие достоинство и имидж клиентов.

5.2. Отношения с коллегами. Член Ипра не должен намеренно наносить ущерб профессиональной репутации или работе другого члена, не должен стремиться заменить другого члена при работе с клиентами.

В соответствии с Афинским кодексом ИПРА (май 1965) специалист по Пр должен воздерживаться от распространения информации, не основанной на проверенных и подтвержденных фактах (слухи), использования манипулятивных приемов, направленных на создание у человека подсознательных устремлений, которые он не может контролировать по собственному желанию.

Кодекс профессиональной этики российского журналиста включает в себя такие этические правила:

1. независимость. Признание юрисдикции только своих коллег, отвергая любые попытки давления и вмешательства со стороны правительства или кого бы то ни было.

2. журналист распространяет и комментирует только достоверную информацию.

3. Журналист сохраняет профессиональную тайну в отношении источника информации.

4. журналист полагает свой профессиональный статус несовместимым с занятием должностей в органах государственного управления, законодательной и судебной власти, а также в руководящих органах политических партий.

5. журналист считает недостойным использовать свою репутацию для распространения информации рекламного или коммерческого характера.

6. Журналист уважает и отстаивает профессиональные права и обязанности своих коллег, соблюдая законы честной конкуренции.

 

Тема 6. Планирование в ПР деятельности.

Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии оптимальных управленческих решений. Стратегические планы должны быть эластичными, чтобы в случае необходимости их можно было модифицировать, переориентировать.

Основные этапы процесса планирования:

- определение роли и миссии организации. Миссия определяет цели бизнеса, ключевые задачи, стоящие перед компанией.

- определение ключевых участков, требующих изменения.

- разработка системы индикаторов эффективности.

- подготовка планов действий.

Общая схема ПР кампании:

- формирование целей и задач ПР кампании.

- проведение исследований:

1) определение целевых аудиторий.

2) составление усредненного демографического портрета каждой группы.

3) какие СМИ предпочитают группы при потреблении информации.

4) ценности целевых групп, их исходные установки.

- позиционирование объекта ПР.

- определение ПР бюджета.

- принятие решения о выборе разработчиков и исполнителей ПР кампании.

- назначение сроков и отвественных исполнителей ПР кампании.

- разработка идеологического стержня ПР кампании.

- разработка слоганов, персонажей, образов, их тестирование среди целевых групп.

- медиапланирование- выбор каналов коммуникации.

- планирование акций, разработка информационных поводов, текстов для публикаций, планов интервью, тезисов выступлений, сценариев для теле и видеороликов, корпоративных мероприятий.

- окончательный выбор печатных изданий.

- проведение акций.

- текущий контроль ПР кампании и ее корретировка.

- анализ результатов кампании и оценка ее эффективности.

Для управления ПР процессом можно управлять СМИ и управлять информацией. Управление информацией происходит посредством новостей. Существуют две концепции новостного производства:

1. концепция повествовательного типа. Она признает право выбора за аудиторией.

2. концепция смыслового типа ориентирована на то, что смысл излагается ньюсмейкером внутри содержания новости в качестве отдельного элемента. И таким образом общественность подталкивается к заданным выводам. Комментарии информации имеют предвзятый характер:

- ссылка на вызвающий доверие источник.

- изложение версий и их сравнение.

- использование авторитетных экспертов.

- логическое следование.

- документальное подтверждение или свидетельство видеоряда.

В качестве приемов повышения эффективности сообщения могут быть использованы такие способы подачи, как эксклюзив, сенсация, интрига, провокация, информационная война.

 

Учебно-методическое сопровождение курса:

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, ДОКЛАДОВ,

КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

1. PR и реклама: общее и частное.

2. «Microsoft» как объект PR.

3. «Red Bull» как объект PR.

4. «Google» как объект PR.

5. «Coca-Cola» как объект PR.

6. «Макдоналдс» как объект PR.

7. «Гарри Поттер» как объект PR.

8. «Виагра» как объект PR.

9. Имиджмейкинг российских президентов.

10. «Черный» и «белый» пиар в выборных кампаниях.

11. Пиар-войны в выборных кампаниях.

12. Методы манипулирования массовым сознанием.

13. Способы защиты от негативного информационного воздействия.

14. Основы медиарилейшинз.

15. Репутация в карьере и бизнесе.

16. Имидж в карьере и бизнесе.

17. Методы формирования общественного мнения.

18. Спиндоктор в современной политике.

19. Лоббирование в PR.

20. PR: неформальная работа со СМИ.

21. PR: организация утечки информации в прессу.

22. PR: методы распускания слухов.

23. Лидеры общественного мнения и группы особых интересов.

24. Мифотворчество в PR.

25. Информационный повод и сенсация в практике PR.

26. Креативное мышление в PR.

27. Закон Рафаэля в PR.

28. PR в массовой и высокой моде.

29. PR силовых структур и служб.

30. PR и Зигмунд Фрейд.

 

Вопросы для повторения материалов курса.

 

1. Что такое Public Relations? Какие основные концепций PR вам известны?

2. В чем отличие PR от традиционной рекламы?

3. Определите значение PR в геополитике, внутренней политике, экономике, спорте, карьере.

4. Какова роль информационного общества в развитии теории и практики PR?

5. Какие основные направления услуг в сфере PR вам известны?

6. Дайте классификацию объектов PR с точки зрения различных подходов.

7. В чем специфика и отличие политического и партийного подходов к классификации объектов PR?

8. Что такое «типовой объект PR»? Является ли типовыми объектами священник, юбилей, животное? В каких случаях?

9. В чем состоят особенности формирования общественного мнения в отношении основных групп объектов PR?

10. В чем специфика современных социально-политических пиар-объектов?

11. Охарактеризуйте социально-политическую структуру современной России с точки зрения проведения пиар-кампаний различных типов и уровней.

12. В чем специфика современных социально-политических пиар-объектов?

13. Охарактеризуйте социально-политическую структуру современной России с точки зрения проведения пиар-кампаний различных типов и уровней.

14. Что такое «массовые коммуникации» и «массовидные явления»? В чем их отличие? Какие методы исследования массовых коммуникаций и массовидных явлений вам известны?

15. В чем специфика исследования «онлайновых» и «офлайновых» коммуникаций в современном информационном обществе?

16. Что такое «массовые коммуникации» и «массовидные явления»? В чем их отличие? Какие методы исследования массовых коммуникаций и массовидных явлений вам известны?

17. В чем функциональное отличие социума, малой группы и личности с точки зрения с точки зрения теории и практики PR?

18. Какова специфика восприятия и усвоения пиар-информации малыми группами?

19. Каковы особенности целенаправленного информационного воздействия на малые группы различных типов?

20. Какие методики составления социограммы и психограммы малой группы вам известны?

21. Проведите типологию личности с точки зрения теории PR. Каковы особенности восприятия и усвоения пиар-информации представителями различных типов (по К.Г.Юнгу, И.П.Павлову, Н.В.Хамитову)?

22. В чем особенности восприятия PR-информации асоциальной, социальной и гиперсоциальной личностью?

23. Назовите и опишите основные способы ухода индивида от целенаправленного информационного воздействия, а также методы их преодоления с использованием технологий PR.

24. Какова роль психоанализа, гуманистической психологии, экзистенциональной философии в теории и практике PR?

25. В чем суть позиционирования, возвышения имиджа, антирекламы, отстройки от конкурентов, контррекламы?

26. Какова специфика реализации классических целей в условиях современной войны брэндов и снижения маркетинговой роли рекламы?

27. Что такое целевая аудитория PR? Какова специфика пиар-работы с целевыми аудиториями различных типов при проведении выборных кампаний в современной России.

28. Дайте оценку возможности реализации пяти классических целей PR в отношении политических пиар-объектов в современной России.

29. Опишите, каким образом функционируют физиологическая доминанта, психологическая установка и социальный стереотип.

30. Какова роль средств массовой информации и коммуникации в формировании пиар-позитивных доминант, установок и стереотипов?

31. Почему внушение, заражение и манипулирование являются наиболее эффективными приемами формирования пиар-позитивных доминант, установок и стереотипов?

32. Приведите примеры эффективного использования основных приемов формирования пиар-позитивных доминант, установок и стереотипов.

33. Дайте определение, опишите структуру, перечислите функции и свойства пиар-негативных доминант, установок, стереотипов.

34. Опишите и проанализируйте с точки зрения эффективности PR такие способы коррекции пиар-негативных доминант, установок и стереотипов, как контрвнушение, торможение, «запрет».

35. Приведите примеры эффективного использования основных способов корректировки пиар-негативных доминант, установок и стереотипов при проведении выборных кампаний, формировании брендов корпораций, имиджей политиков.

36. В каких случаях требуется усиление отрицательных стереотипов? Опишите технологии «раздувания» скандалов в массмедиа.

37. Что такое пресс-служба и зачем она нужна в деятельности организации?

38. Что такое журналистский пул и каким образом он формируется?

39. Опишите основные механизмы создания информационных поводов и организации утечки информации.

40. Почему корпоративное издание является важнейшим направлением пиар-деятельности современной пресс-службы?

41. Как разработать Web-сайт, который станет интересен журналистам?

 

Тестовые задания для итогового повторения материалов курса

Вопрос 1. Какое из определений PR является ложным:

1. Искусство управления общественным мнением.

2. Разновидность маркетинга, заключающаяся в стимулировании спроса на товар или услугу путем формирования благоприятного общественного мнения об организации и ее продукции в целом.

3. Планируемые, продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и общественностью.

4. Деятельность, направленная на стимулирование покупки товара или услуги посредством рекламы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.