Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Борейко В.Е. 2 страница






 

Согласно индусской традиции существует три базовых категории леса. 1)Шриван, лес - приносящий благосостояние. 2)Танован - лес, где мудрецы пребывают в поиске истины, священный лес. 3)Махаван - большой природный лес, где все существа находят укрытие.

 

Лес " Танован" оберегается в качестве мест, где практикуются религиозные обряды. Здесь живут святые отшельники. Именно в таких лесах возникали новые ведические учения индуизма. Присутствие мудрецов гарантировало защиту леса. Ни одно животное или дерево не могло пострадать вблизи них. За нарушение этих религиозных запретов несли наказание даже цари.

 

Поклонники индуизма и сейчас имеют в Индии много священных рощ Кришны.

 

Индуисты, также как буддисты, джайнисты и язычники, чтут различные священные природные объекты. Так, священными горами являются Гималаи, ведь они связаны с богом Шивой. Одна из самых священных гор у поклонников индуизма - Кайлас. Индусы сравнивают ее с храмом, где обитает бог Шива с женой Парвати. Этой горе поклоняются во всем мире много верующих.

 

Святые тексты требовали поддержания чистоты везде. Вода считалась индусами мощным средством очищения и источником жизни. Индусы верили, что духовная чистота достигается обрызгиванием святой водой при религиозных церемониях. И сейчас многие реки, например Ганг, считаются у индусов святыми. В святых текстах писалось: " Нельзя вблизи святых вод реки Ганг осуществлять следующие 14 действий: испражняться, чиститься и полоскать горло, удалять серу из тела, сбрасывать волосы, сушить гирлянды, играть в воде, принимать пожертвования, заниматься сексом, выражать одобрение другим святым местам, полоскать одежду, бросать грязную одежду, хлопать по воде или плавать" (Environmental, 1994).

 

В другом священном писании сказано: " Человек, убивающий живые существа, загрязняющий колодцы и пруды и губящий сады, наверняка пойдет в ад" (Environmental, 1994).

 

Ислам

 

Эта мировая религия (около 900 миллионов верующих), благодаря пророку Мухаммеду, имеет очень много правил, притч и поучений в защиту живой природы.

 

Коран учит, что охрана природы должна осуществляться альтруистически, а не только для того, чтобы люди могли максимально пользоваться ее ресурсами. Даже накануне Судного дня люди должны вести себя достойно, ибо Мухаммед сказал: " Если придет Судный день и у тебя в ладони будет росток пальмы, ты должен посадить его. Даже если будет потеряна всякая надежда, посадка должна продолжаться, так как посадка дерева - это хорошее дело само по себе". Посадка пальмового ростка продолжает процесс развития и способствует продолжению жизни, даже если не предвидится никакой от нее выгоды.

 

Мухаммед говорил, что " некоторые деревья благословенны как мусульмане, в особенности пальма".

 

Ислам учит ухаживать за растениями: " Тот, кто сажает дерево и следит за ним с заботой до тех пор, пока оно не становится плодоносящим, будет затем награжден". " Если кто-то посадит дерево или засеет поле, и люди, звери и птицы будут на нем питаться, это будет считаться благодеянием с его стороны" (Islam..., 1992). " Согласно заповеди Аллаха тот милосерден, кто пожелав вкусить плодов земных, сажает и терпеливо взращивает дерево" (Максуд, 2000).

 

Когда Мухаммед стал правителем Мекки и Медины, он объявил, что деревья в этих городах и вокруг них находятся под защитой таких декретов: " Я объявляю Медину, и все, что находится между ее двумя горными тропами, святым, и срывать листья здесь можно лишь для прокорма лошадей"; " Дичь Мекки нельзя тревожить, а ее свежие травы - срезать". Эти законы подкреплялись указом о том, что инструмент человека, срубившего деревья, будет конфискован и передан в собственность того, кто поймал виновника. После смерти пророка, его приемник дал указание своим воинам не рубить деревья и не убивать животных на чужой территории, если это не нужно для их пропитания (Islam..., 1992).

 

Мусульмане имеют свои священные объекты в природе, чем поддерживают заповедное дело. Это могут быть святые источники, священные горы. Так, гора Мутаг Ата, находящаяся в Китайском Памире, является священной у мусульман (Борейко, 1999-а).

 

Пророк Мухаммед призывает любить и заботиться не только о животных и растениях, но и о горах, как божьих созданиях. Когда гору Ухуд потрясло землетрясение, он сказал ей: " Будь спокойна, Ухуд! " (Islam..., 1992).

 

Так как все содеянное Аллахом повторяет его желания, весь мир очень гармоничен. В силу этого все созданное свято. Недаром пророк Мухаммед сказал: " Вся эта земля - мечеть" (Islam..., 1992).

 

И еще " Разве не видишь ты, что Аллах обожает все вещи, находящиеся на небесах и на земле - солнце, луну, звезды, горы, деревья, животных..." (Коран, 22: 18)

 

Ислам учит также, что большой грех проклинать природу (из-за стихийных бедствий). Мухаммед говорил: " Не ругайте природу, потому что она подчиняется Аллаху" (Экология..., 1994).

 

Ислам дает еще и такие мотивации для развития заповедного дела. Так, концепция " химы" (защиты определенных зон) существует давно. Под " химой" подразумевается охрана особых, " ничейных" территорий. Никто не имеет права строить на этой территории, заниматься разработкой месторождений. Согласно исламу, мусульмане нуждаются в подобных " ничейных" территориях. Охране подлежат лишь те объекты, которые нужны широкой общественности, а не отдельным лицам. Это во-первых. Во-вторых, площадь охраняемых областей должна быть ограничена. В-третьих, на охраняемых территориях нельзя строить или обрабатывать землю. Концепции " химы" до сих пор придерживаются многие мусульманские страны, такие как Саудовская Аравия, где она практикуется правительством для охраны дикой жизни. Менее формальным образом ее применяют бедуины, в качестве обычая или традиции, унаследованной от предков.

 

" Харим" - другой древний экологический мусульманский обычай, восходящий ко временам Мухаммеда. Это - ненарушенная зона, которую нельзя исследовать, исключением может стать только особое правительственное разрешение." Харим" часто ассоциируется с колодцами, источниками, подземными водами, реками или деревьями, посаженными на бесплодной земле. Этими зонами следует управлять с особой осторожностью, как было завещано Мухаммедом и его соратниками (Environmental..., 1994).

 

Масштабы зоны " харим" различны. Например, " харим" вокруг города не должен превышать расстояния в один день пути.

 

Концепции " харима", и в особенности " химы", имеют огромный природоохранный потенциал. Эти территории ценны по следующим причинам:

 

позволяют восстанавливать земли, пришедшие в упадок;

сохраняют биоразнообразие;

защищают водоразделы и бассейны рек;

притягательны для туристов.

 

Концепция " химы" интересна тем, что она применялась в арабском мире еще до ислама и была принята мусульманами по причине явных преимуществ. В 1965 году в одной лишь Саудовской Аравии существовало около 3000 " хим".

 

Большое внимание ислам уделяет сохранению воды.

 

О Боже! Ты творец всего сущего!

Ты сказал, что вода есть источник жизни!

Когда мы нуждаемся, ты подаешь потребное.

Когда мы болеем, ты даешь нам здоровье.

Когда у нас нет пищи, ты даруешь нам ее, - говорится в одной мусульманской молитве (Экотеология, 1997).

 

Через своего пророка Мухаммеда Аллах призвал: " Не производите расстройств на земле после устроения ее" (Коран, сура 7, 54). А сам пророк, обращаясь к потомкам, завещал: " Не загрязняйте стоячих вод и водоемов". Мусульмане чтут воду, охраняют источники, ибо влагу дает Аллах. Другое изречение Корана можно также считать экологическим: " Если ты любишь Аллаха, то не можешь не любить его творения".

 

Кстати, Коран содержит пророчество по поводу экологического кризиса: " Над землей и водой появилось растление, вызванное делами рук человеческих" (Коран, 30: 41).

 

И дальше: " Взгляды некоторых людей на жизнь могут вам показаться убедительными; на деле же они наиболее пагубные из существующих. Как только они приходят к власти, оставив вас, они спешат распространить растление и уничтожают флору и фауну. Бог не одобряет растление, и когда им говорят, что им следует бояться бога, их тщеславие забирает лучших из них. Такие люди кончают свою жизнь в аду - что за жалкий конец! " (Коран, 2: 204-206).

 

Один из фундаментальных принципов ислама - " мизан" - (принцип среднего пути) означает, что все в природе, в том числе и человек, должны подчиняться определенным божественным (экологическим) законам. Поэтому мы активно должны признавать порядок, который существует вокруг нас, для самих себя, и для остального творения. Другой принцип ислама - " халифа" - означает, что люди больше, чем друзья земли, они ее стражи. И их священный долг отвечать за землю.

 

Мухаммед говорил: " Мир зеленого цвета, он прекрасен и Бог назначил вас в качестве его управляющих. Он смотрит, как вы проявите себя" (Islam..., 1992)

 

Коран призывает: " Не превышай меру; но соблюдай меру строго, без ошибки". Такую цитату можно считать экологическим предупреждением всех действий человека в отношении к природе.

 

Коран учит: " Ешьте и пейте, но не тратьте, погрязая в излишествах, конечно, бог не одобряет неумеренности" (Коран, 7: 31).

 

Согласно исламу в мире (природе) есть нечто скрытое богом от людей и запретное. С этим миром нельзя соперничать, он сам по себе, как сам по себе бог, самостоятелен по отношению к человеку.

 

Один из главных принципов ислама - это делать другим добро и противодействовать злу. Это относится не только к людям, но и другим существам. Это действие - " хисба" (осуществление добра и препятствие злу) должно исходить как от добровольца, так и от чиновника.

 

Мухаммед сказал: " Настоящий верующий тот, кто не вредит другим своими мыслями, словами и делами". " Пользоваться вещью надо так, чтобы она приносила пользу, но не нанося ей при этом вреда" (Islam..., 1992).

 

В Коране говорится, что бог " породил все виды существ в надлежащем равновесии".

 

Этические принципы ислама в защиту природы можно суммировать следующим образом: во-первых, окружающая среда - это божье творение и защитить ее - значит сохранить ее ценности как проявления божьего духа. Во-вторых, все части природы существуют для восхваления своего создателя. В-третьих, все законы природы сотворены богом и основываются на концепции абсолютной продолжительности жизни. Попытки нарушить законы бога должны пресекаться. В-четвертых, мы должны знать, что человечество не единственное сообщество живых существ на земле, и поэтому обязано относиться к другим существам с уважением и осторожностью.Пророк Мухаммед считал все живые создания достойными защиты и мягкого обращения. Однажды его спросили, будет ли за милосердие, проявленное к зверям, награда от бога. Он ответил коротко: " За милосердие, проявленное к каждому созданию с влажным сердцем, будет награда". Влажность же сердца - это указание на жизнь. Таким образом, милосердие можно проявлять ко всем живым существам. В-пятых, ислам призывает человека строить свои отношения со всеми на основе справедливости и равенства. Пророк говорил, что Аллах предписал равенство всех. В-шестых, должен соблюдаться баланс Вселенной, созданной богом, так как " Все им вымерено". В-седьмых, природа создана не только для нынешнего поколения. Это дар Бога на все времена.

 

Мухаммед сказал: " Кто добр к существам божьим, тот добр к себе (Islam..., 1992).

 

Согласно исламу, следует проявлять милосердие и сострадание к любому живому существу: " Все творения являются детьми Аллаха, и наиболее любезен Аллаху тот, кто относится к Его детям бережно и ласково" (Максуд, 2000). Известно и такое изречение: " Если кому-то случится ради забавы убить даже воробья, этот воробей подаст свой голос в Судный день: " О Господи! Этот человек убил меня ни за что! Он убил меня без всякой пользы! " (Максуд, 2000).

 

Всякая забава, связанная с травлей животных, абсолютно запрещена в исламе. Это относится и к собачьим, и к петушинным боям. Всякая охота на животных ради развлечений также запрещена.

 

В число запретных попадают и такие любимые на Западе развлечения, как охота на лис, травля собаками медведей и барсуков, и, конечно же, бои быков (Максуд, 2000).

 

Всяческое истребление животных ради простого удовлетворения тщеславия богатых дам абсолютно неприемлемо в исламе. Мусульманин не может примириться с варварским убийством, например, детёныша тюленя или же истреблением красивейших животных ради их меха, рога или клыков. Как бы то ни было, пророк не терпел расточительности.

 

Исламом запрещаются также неестественные или жестокие методы ведения сельского хозяйства, лишающие животных всех отпущенных им радостей жизни. Совершенно неприемлемо, например, содержание животных в тёмных и тесных помещениях, откармливание живности гормональными препаратами, понуждая её, вопреки всем природным законам, к быстрому росту и набиранию веса (Максуд, 2000).

 

В исламе запрещены любые опыты над животными, связанные с производством предметов роскоши и ублажением непомерного человеческого тщеславия.

 

Забой животных всегда должен осуществляться дозволенным способом - " халал", для чего требуется очень острый нож и спокойная обстановка, благотворно влияющая на животных.

 

Мусульманам запрещено проявлять жестокость или даже пренебрежение к животным, обитающим рядом с нами.

 

Ислам напоминает, что животные такие же существа, как мы с вами; что их любит бог не меньше, чем нас с вами; что они были созданы так же, как и мы с вами; что они являются таким же символом творческой силы бога, как и люди. Именно об этом сказано в Коране: " Нет животного на земле или птицы в небе, есть такие же существа как вы сами и все они вернутся к Аллаху" (Коран, 6: 38). Все существа подобны семье бога.

 

Мухаммед как-то рассказал историю, что однажды его укусил муравей и поэтому он приказал сжечь муравейную кучу. Узнав об этом, бог отчитал его. Ислам учит: " Добро, сделанное животному, так же хорошо, как и добро, сделанное человеку; жестокий поступок по отношению к животному так же плох, что и жестокий поступок в отношении человека" (Islam, 1992). Товарищи Мухаммеда как-то забрали птенцов из гнезда одной птицы. Когда пророк увидел птицу-мать, кружащую в отчаянии, он спросил: " Кто оскорбил чувства этой птицы, забрав ее птенцов? " и приказал вернуть их обратно в гнездо.

 

Мухаммед сказал: " Аллах наказал одну женщину за то, что она держала взаперти кошку до тех пор, пока та не умерла от голода" (Islam, 1992). Согласно исламу, никто не должен чрезмерно нагружать животное, ибо Аллах запрещает человеку причинять животному сильную боль. Каждое животное охраняется Аллахом, и человек, нарушающий этот закон, нарушает закон Аллаха. Нельзя даже доить животное, если молоко предназначено молодому животному. Более того, перед тем как доить корову, мусульманин должен остричь свои ногти, дабы не причинить ей боль. Защита животных исламом не ограничивается лишь физической защитой, запрещается даже оскорблять животных. Как-то Мухаммед услышал, как одна женщина ругала верблюдицу. Он пожурил ее, сказав: " Оставь ее в покое" (Islam, 1992).

 

Огромная эколого-этическая мудрость сосредоточена в следующем высказывании Мухаммеда: " Все существа зависят от бога, и больше всех бог любит тех, кто делает добро другим существам божьим" (Islam, 1992).

 

Мухаммед однажды сказал: " Один человек шел по дороге и почувствовал сильную жажду. Тут он увидел колодец, спустился в него и напился из него. Когда он выбрался наружу, то заметил тяжело дышащую собаку, жующую от жажды землю, и сказал себе: - эта собака так же хочет пить, как и я хотел.Поэтому он опять спустился в колодец, набрал воды в туфлю, и держа ее во рту, вылез, и дал собаке напиться. Аллах поблагодарил его за этот поступок".

 

Те, кто его слушал, спросили: " О, посланник Аллаха, есть ли для нас награда в животных? " Он ответил: " Награда будет в каждом добром поступке к животному" (Islam, 1992). Следует так же отметить, что пророк запрещал связывать животных и использовать их в качестве мишени.

 

Сподвижник Мухаммеда Ибн Омар остановил как-то группу молодых людей, которые тренировались, стреляя из лука по живой птице в качестве мишени. Он проклял тех, кто стрелял.

 

Рассказывают, Мухаммед оставил на земле свою верхнюю одежду, чтобы не потревожить спавшую на ней кошку. Вообще он нежно любил свою кошку, очень хорошо обращался со своим петухом и лошадью.

 

Коран, в отличие от христианства, учит, что животные имеют свою душу, правда, более низкого порядка, чем человеческая.

 

Согласно мусульманским воззрениям, некоторые духи превращаются в собак, лошадей, кошек, голубей, змей. Этих животных нельзя убивать. Сурок-байбак традиционно охраняется мусульманским населением, так как он напоминает мусульманам своим поведением исполнение исламского обряда - утреннего намаза. В Татарии все колонии сурка сохранились только возле татарских деревень.

 

Законы ислама запрещают причинять животным боль, убивать их, кроме как в случае получения пищи. При этом, как и в иудаизме, религиозный закон поучает убивать животных быстро и с наименьшими страданиями. Запрещено убивать животных ради развлечения или получения предметов роскоши.

 

Коран разрешает охоту на животных с целью употребления их в пищу. Однако запрещается охотиться на животное, если его предполагается посадить в клетку, сделать предметом постоянного дохода, или просто оставить его в качестве домашнего животного. Запрещено убивать найденных в домах змей ради забавы, так же нельзя убивать для забавы все виды насекомых, червей и других мелких животных.

 

По правилам ислама нельзя охотиться на детенышей диких зверей и птиц. Мясо слона, медведя, обезьяны, мыши, крысы, змеи и ящерицы запретно к употреблению. Запрещены негуманные виды охоты - капканы, силки, облавы.

 

И земля!

Он даровал ее (всем)живущим существам, -

говорится в Коране.

 

Арабский мыслитель 13 века Изз ад Дин ибн Абу ас-Салам, исследовав высказывания Мухаммеда, написал трактат о правах животных. Согласно этому труду под защиту попадали не только полезные для человека животные, но также старые и больные(Islam, 1992).

 

Иудаизм

 

Поклонников этой религии в мире около 15 миллионов человек.

 

Одно из иудейских благословений гласит:

 

При виде красот природы

Благословен вечный наш бог. Правитель вселенной,

Мир которого наполнен красотой.

При виде рек, морей, гор и других природных чудес.

Благословен вечный наш бог. Правитель вселенной,

Который создает чудеса творения,

При виде падающих звезд, молний и землетрясений.

Благословен вечный наш бог. Правитель вселенной,

чья сила и мощь пронизывает мир.

При виде деревьев в цвету,

Благословен вечный наш бог. Правитель вселенной,

в чьем мире нет ничего недостающего, и который

хорошо придумал существа и милые деревья, которые

очаровывают сердце.

При виде океана

Благословен вечный наш бог. Правитель вселенной,

Создатель этого великого моря.

При виде радуги

Благословен вечный наш бог. Правитель вселенной,

Который помнит договор с Ноем и честно выполняет

Свое обещание перед всем творением (Judaism, 1992).

 

Одна из главных заповедей иудаизма - " не разрушай".

 

Она имеет и большое экологическое звучание. Согласно концепции " не разрушай", бессмысленное разрушение чего-либо вообще у правоверных евреев считается запрещенным, и этот запрет становится самым всеобъемлющим предупреждением людям, чтобы они не злоупотребляли своим положением. Человек, вырубающий молодые деревья в своем собственном саду, должен быть подвергнут наказанию, потому что плод дерева в действительности не принадлежит ему, чтобы он мог его губить. Расточительство представляет собой утрату не только для владельцев, но также и для его собратьев. Принцип " не разрушай" состоит в том, что человек считается " подотчетным богу за ответственное управление своими владениями", - учат раввины (Judaism, 1992).

 

В Талмуде имеется несколько экологических мудростей: об ограничении права на выпас; о поддержании зеленых поясов вокруг городов; о захоронении отходов; и доктрина " не разрушай" - например, предписание солдатам в битве не губить деревьев, особенно фруктовых.

 

Согласно иудаизму земля должна не обрабатываться каждый седьмой год - отдыхать, набираться сил. Один из иудейских праздников посвящен посадке деревьев.

 

В иудаизме, также как и в христианстве, рассказывается экологическая история о Ное, первом защитнике биоразнообразия, который спас все виды вне зависимости от их полезности для человека. Адам помещается в Эдемский сад, чтобы " возделывать его и сохранять его". Любое творение хорошо, ибо отражает славу своего творца.

 

Иудаизм призывает покормить скот свой перед тем, как преломить хлеб самому. Адам и Ева были вегетарианцами, и евреи считают, что когда придет Мессия, все человечество вновь вернется к вегетарианству.

 

Помимо экологической зависимости человека от природных ресурсов, традиционный религиозный еврейский взгляд утверждает, что новый мир представляет собой единую сущность, и что жизнь является ценностью, которая должна сохраняться в животных также, как и в человеке: " Потому, что то, что происходит с детьми человеческими, происходит и со зверями; даже одно и то же происходит с ними; как умирает один, так умирает и другой; да они все имеют одно дыхание; поэтому человек не имеет преимущества перед скотом" (Экклезиаст, 3: 19).

 

Десять заповедей иудаизма в Ветхом Завете гарантируют право скота на еженедельный день отдыха в субботу, - первое право животного в истории. В " Левите" запрещается убивать животное вместе с его потомством.

 

Правоверный еврей должен избегать приобретения импортируемых экзотических птиц и рептилий. Раввинская притча рассказывает, что Ной и его семья были спасены только из-за их сострадания к животным, за которых они отвечали. Часто, гласит притча, они отказывали себе во сне по ночам из-за того, чтобы покормить своих подопечных.

 

Еврейские пророки учили: " домашние животные человека - это сама его жизнь". По их мнению, " ни один человек не должен промышлять зверя или птицу, если это не обеспечивает его пищей". " Никто не должен есть перед тем, как кормить своих животных", " Для человека хороший знак, когда его животные едят и удовлетворены".

 

Каждое существо имеет право на существование: " Раввин Иегуда сказал: все, что бог создал в своем мире, имеет цель, даже существа, которые человек считает излишними, такие как мухи, блохи и комары являются частью творения". Мир существует благодаря живым существам и ради них: " Не благодаря тебе идет дождь или сияет солнце, но благодаря животным". По традиции сам творец служит примером заботы и внимания ко всем созданным существам; - " Точно также как господь испытывает жалость к человеку, он испытывает жалость к животным"; " Самый праведный понимает душу животных даже тогда, когда он в ярости" (Judaism, 1992).

 

В одной иудейской легенде рассказывается такое. Теленка должны были забить. Он прибежал к раввину и спрятал свою голову в его одежде и заплакал. Раввин сказал ему: " Иди! Для этого ты создан! " Поскольку он не проявил к теленку милосердия, небеса наказали раввина страданиями (Judaism, 1992).

 

Облегчить скотине боль, отвадить от нее опасность - все это библейский закон, перевешивающий собою любое иное предписание, в том числе предписание о соблюдении субботы.

 

В памятнике древнееврейской литературы " Священном Писании" говорится: " И каждому зверю на земле, и каждой птице в воздухе, и всему, что ползает на земле, я дал живую душу..."

 

Талмуд требует, чтобы животные были освобождены от страданий и боли любой ценой, поэтому для правоверного еврея продукты интенсивного животноводческого хозяйства должны считаться неподходящими для потребления. Так, еврейский потребитель должен приобретать яйца, отложенные свободно содержащимися курами, а не инкубаторские яйца.

 

Иудаизм как и ислам запрещает человеку есть кровь. Что это означает? Это очень важная мысль: убийство животных таит в себе угрозу развязать стремление к убийству вообще. Запрет на вкушение крови вместе с запретом на убийство человека ограничивает стремление к жестокости и убийству. Более того, этот запрет показывает, что нельзя отдельно рассматривать отношения между людьми, и отношения между людьми и животными (Экотеология, 1997).

 

Иудейские писания запрещают забирать птицу-мать из гнезда. В книге Исайи, который проповедовал в 730 году до н.э., имеются возражения против жертвоприношения животных, когда бог говорит: " Для меня нет радости в крови волов, или ягнят, или козлов...". В Библии прямо указывается, что человек должен приходить на помощь животному (Исход, 23: 5) - " если кто-нибудь увидит осла, упавшего под грузом, то должен ему помочь".

 

В Экклезиасте утверждалось: " Человек не возвышается над зверем, это все тщеславная гордыня".

 

Еврейские священные источники учат проявлять сострадание и жалость ко всем живым существам, люди не должны убивать их ради спорта (Павлова, 1998).

 

Иудаизм запрещает евреям охотиться, потому что они не могут убивать животных, кроме как при самозащите или добыче пропитания. Им также запрещено заставлять животных страдать, а охота вызывает бессмысленное страдание.

 

Прoфессор Наум Раковер, заместитель Генерального Прокурора Израиля, подытожил религиозные иудейские воззрения против любительской охоты восемью пунктами:

 

1. Она является разрушительной и расточительной;

2. Она причиняет животным страдания;

3. Она активно производит некошерные туши;

4. Она ведет к торговле некошерными товарами;

5. Охотник без необходимости подвергает себя опасности;

6. Это пустая трата времени (поскольку время надо посвящать учебе и хорошим делам);

7. Охотник - это " мишень для насмешек" (Псалм 1: 1);

8. " Ты не должен приспосабливаться к их обычаям (Левит, 18: 3).

 

Из этого мы видим, что хотя еврейская религиозная традиция презирает охоту ради спорта, это происходит скорее из-за этических и ритуальных аргументов, чем из интереса к охране природы (Judaism, 1992).

 

Иудаизм заставляет трепетно относиться не только к животным, но и к растениям.

 

Посадка леса считается очень ответственным делом. Раввины учат: " Если у тебя в разгаре посадка деревьев, и до тебя доходит слух о том, что прибыл Мессия, не прерывай своей работы; вначале закончи свою посадку, и только потом отправляйся приветствовать Мессию" (Judaism, 1992).

 

И еще: " И когда ты приходишь на землю, ты должен садить посадки" (Левит, 19: 23).

 

В святых еврейских текстах говорилось: " Когда плодоносное дерево срубается, то его голос доносится с одного конца мира на другой, но он не слышен (для человеческого уха)". Люди, которые причинили дереву вред, будут наказаны: " Тот, кто срубит полезное дерево...никогда не будет благословен в своей работе" (Judaism, 1992).

 

И еще: " Светила мира страдают... из-за разрушителей полезных деревьев". Праведного человека иудаизм сравнивает с деревом, чтобы проиллюстрировать тяжесть поступка - рубки дерева: " Точно также как нельзя заменить выкорчеванную финиковую пальму, так нельзя заменить праведного человека (Judaism, 1992).

 

Еврейские пророки сказали: " Когда ты будешь длительное время осаждать город, воюя против него, ты не должен разрушать его деревьев, поднимая на них топор, потому что ты можешь есть с них, но ты не должен вырубать их; потому что разве дерево - это воин, чтобы быть осажденным тобой? " (Judaism, 1992).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.