Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поэтическо-художественное направление






Близким по духу и направленности идей к философско-религиозному течению выступает поэтическо-художественное космическое течение. Так, в романе русского писателя, журналиста и общественного деятеля В. Ф. Одоевского «Русские ночи» прорисовывается представление о человеке как активной, творческой силе универсума проводится мысль о взаимосвязи человека со всей природной и даже космической судьбой. Его же роман-утопия «4328 год. Петербургские письма» представляет глазам читателя преобразованную и окультуренную планету, где регулируются климат, атмосфера и начата регуляция душевно-психической деятельности. В. Ф. Одоевский одним из первых мыслителей связал идеи космического полета с возможностями разрешения проблем роста народонаселения на нашей планете. Вместе с тем утопия Одоевского наряду с картиной впечатляющих успехов в освоении Земли и ближнего космического пространства показывает значимость космического проявления нравственного и творческого признания человека в мире, поднимает вопрос о целях и принципах регуляции природных и психических процессов.

Классик драматургии А. В. Сухово-Кобылин предлагает своим читателям «Учение Всемира», развивающее концепцию активной эволюции, космического будущего человечества. В развитии человеческого общества писатель выделяет три этапа:

первый — «теллурическое или земное человечество— то, что обитает в «тесных границах» земного шара,

второй — «солярное человечество», охватывающее своей жизнедеятельностью Солнечную систему;

третий — «сидерическое, или всемирное человечество— все миры, обитаемые во всей бесконечности Вселенной» (Русский космизм, с. 52).

Автор намечает тем самым этапы значительной эволюции человека, начинаемой со звероподобного «антропофага» и заканчиваемой «экстремумом» — лучезарной духовной личностью, формированием бессмертного звездного человечества, воплощающего абсолютный дух. В эволюционном процессе человек совершит значительные преобразования в отношении своей собственной природы, осуществит «реформу телесного организма» и станет бессмертным духовным существом. Тем самым Сухово-Кобылин предваряет идеи П. Т. де Шардена, многих фантастов, мыслителей XX столетия о возможности существования постсоциальной формы разума. В XX столетии космические идеи активно развиваются музыкантами, художниками, поэтами. Российский композитор-новатор, пианист А. Н. Скрябин в письмах, поэтических строках и тем более в музыкальных произведениях проводит идею единства человека с природой, со всем мирозданием, органичной частью которого он предстает. Скрябин считает, что «ни одна наука не даст таких точных и простых ответов на многие вопросы, как сама природа, и человек не должен избегать общения с ней». В таких музыкальных шедеврах, как «Божественная поэма» (3-я симфония), «Поэма экстаза», «Прометей» («Поэма огня») композитор реализует органическое соединение человеческого и вселенского духа, гармоническое единство поэзии, красоты и музыки Природы. С начала XX столетия центральным делом жизни А. Н. Скрябина становится осуществление замысла «Мистерии» — коллективного действия, объединяющего музыку, поэзию, танец, игру света, исполнителей и слушателей. Прологом к «Мистерии» должно было стать «Предварительное действие» — синтетическое произведение космического и Даже фантастического характера, призывающее к жизни вселенские силы, заложенные в человеке. А. Н. Скрябин является автором стихотворных текстов, сопровождающих его музыкальные поэмы:

Мгновенья пыл рождает вечность,

Лучит пространства глубину

Мирами дышит бесконечность,

Объяли звоны тишину

Тема активной эволюции, сознательного этапа развития природного мира находит яркое воплощение в поэтическом творчестве Н. А. Заболоцкого. Единство микро- и макрокосмоса, восприятие природных факторов через призму добра и зла, наличие разумного начала в природном мире находят отражение в его поэзии-

Мир однолик, но двойственна природа,

И подражать прообразам спеша,

В противоречьях зреет год от года

Свободная и жадная душа.

Не странно ли, что в мировом просторе,

В живой семье созвездий и планет

Любовь уравновешивает зоре

И тьму превозмогает свет?

Недаром, совершенствуясь от века,

Разумная природа в свой черед

Сама себя руками человека

Из векового праха создает

В итоговой статье-завещании поэта «Почему я не пессимист» воплощается идея многообразной и многосложной связи духовной личности с окружающим миром, взаимоотражения мира природы и человеческой культуры. Себя самого Заболоцкий называет частью Вселенной, мыслью и разумом природы, способной к совершенствованию мира. Макрокосмос не спешит раскрывать человеку свои тайны, последний предстает лишь талантливым дитя, делающим свои первые открытия. Поэт задается целью оповестить мир о своих открытиях через художественное слово. Весь мир Заболоцкий уподобляет многострунной арфе; тронешь одну струну — отзовется любой уголок Вселенной.

Мыслитель и художник Н. К. Рерих несет в своем творчестве весть о единстве всех людей, всех существ на Земле, обладающих таинственным даром бытия — в художественных полотнах, поэтических и прозаических произведениях. Органическое сочетание разных, на первый взгляд бесконечно далеких друг от друга культур и цивилизаций создает, по убеждению Рериха, ключ к тайнам космического бытия человека. Человек в его представлении является сначала жителем Космоса, а уж потом — жителем Земли. Внутренний мир человека для Рериха-писателя есть объект космической значимости. Любое движение души, любое пробуждение способно вызвать существенный резонанс в окружающем мире. В своих произведениях Рерих последовательно развивает идеи непричинения зла живому — ни действием, ни мыслью. Призывая во всем окружающем мире увидеть красоту жизни, он нацеливает нас на преображение жизни подвигами Культуры. В значительном труде, вобравшем в себя несколько произведений, написанном Н. К. Рерихом и его женой Е. И. Рерих — «Агни Йога» («Живая Этика») — ставится задача трансформации человеческого сознания, поднятия его на космический уровень. Рерихи предвещают в будущем открытие многих источников энергии, последующих вслед за применением электричества Но прежде, считают они, людям следует «обратить внимание на свой микрокосм, на сердце, в котором дремлют все энергии мира» (Агни Йога. Сердце// Врата в будущее. М., 1990, с. 246). Немало замечательных высказываний о взаимосвязи макрокосмоса и микрокосмоса содержится в «Живой Этике». Она утверждает неотделимость области духа от физических законов. Люди планеты Земля обладают колоссальной мощью, космической силой, которая именуется Рерихами «психической энергией». Следует направить усилия на постижение микрокосмоса, громадных, но не выявленных возможностей и сил космического масштаба. Вместе с тем большинство людей не допускают мысли о своем космическом значении. В связи с этим Рерихи поставили свой диагноз современной цивилизации; «Человечество болеет сердцем. Нужно, прежде всего, оздоровить сердечную сферу, если люди желают избежать катастрофы» (там же, с. 360). Выявляя неразрывную связь духовного мира с «космическим пульсом», Рерихи считают необходимым возвысить осознание нравственных ориентиров на уровень космической ответственности человека за свои деяния, поступки и даже мысли.

Русская поэзия начала XX столетия пронизана экологическими интуициями и прозрениями. Поэтическое творчество И. Анненского, Б. Пастернака, М. Цветаевой, Других авторов возвращает мир человеческой культуры к истокам своего природного бытия, стремится к проникновению в глубинный смысл человеческой и космической природы. Их стихотворные строки как бы возвращают читателя к мифопоэтическому восприятию мира, надменному чувством благоговения, трепета перед природным окружением, нацеленному на органическое сочетание жизненного процесса человека с природной гармонией Человек как микрокосм, как часть Космического мироздания — центральная идея «экологической поэзии» уходящего века. Наиболее интенсивное развитие, как те. еретическое, так и практическое, получают космистские идеи в естественнонаучном направлении.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.