Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Л. Леви-брюль первобытное мышление






Обратимся к тем действиям, посредством которых обществен­ная группа добывает себе пищу, или, говоря более четко, рас­смотрим охоту и рыбную ловлю. Успех зависит от известного ко­личества объективных условий: наличия дичи или рыбы в опреде­ленном месте, предосторожностей, которые дают возможность не вспугнуть их при приближении, силков и западней, расставленных для поимки, метательных снарядов и т.д. Для мышления низших обществ эти условия, будучи необходимыми, не являются, однако, достаточными. Требуется наличие других условий. Если послед­ние не будут соблюдены, то пущенные в ход средства и приемы не достигнут цели, какова бы ни была ловкость охотника или рыбо­лова. Эти средства и приемы должны, на взгляд первобытного чело­века, обладать магической силой, быть облечены, так сказать, в результате особых операций мистической мощью, совершенно так же, как в восприятии первобытного человека объективные эле­менты включены в мистический комплекс. Без совершения маги­ческих операций самый опытный охотник и рыболов не встретит ни дичи, ни рыбы, они ускользнут из его сетей, с его крючков, его лук или ружье дадут осечку, добыча, даже настигнутая метатель­ным снарядом, останется невредимой, наконец, уже будучи ране­ной, она затеряется так, что охотник ее не найдет. Мистические операции отнюдь не простая прелюдия к охоте или рыбной ловле, подобно, например, мессе св. Губерта (покровителя охотников у католиков), так как в последнем случае существенной считается все же сама охота. Напротив, для пралогического мышления этот момент не является наиболее важным. Существенны для него мистические операции, которые одни в состоянии обеспечить нали­чие и поимку добычи. Без этих операций не стоит даже и прини­маться за дело...

...В отношении охоты первое условие - выполнение над дичью магического действия, которое обеспечивает наличие дичи неза­висимо от ее воли и вынуждает ее появиться в данном месте, если она находится далеко. В большинстве низших обществ эта опера­ция считается совершенно необходимой. Она заключается пре­имущественно в плясках, заклинаниях и постах.

...Для обеспечения появления животного считается необходи­мым добиться его расположения.

...Но даже и тогда, когда дичь убита и подобрана, не все еще кончено. Необходимы новые магические операции для заверше­ния круга, начатого операциями, совершенными в начале охоты:

здесь так же, как и в жертвоприношении... обрядам «вступления» соответствуют обряды «выхождения». Операции эти - двух родов, но иногда их трудно различать. Одни призваны предотвратить месть со стороны животного, а вместе с тем и со стороны духа, который олицетворяет и представляет всех животных своего вида. Для пралогического мышления, управляемого законом партиципации, не существует четкого разделения между особью и видовой сущностью.

Другие операции призваны умилостивить жертву (или духа). Смерть животных, как и смерть людей, не приводит к полному исчезновению этих существ. Они, напротив, продолжают жить, т.е. быть сопричастными существованию своей группы, хо­тя и в несколько отличных условиях; как и людям, им предназна­чено возродиться. Вот почему в высшей степени важно сохранить с ними хорошие отношения.

...Мы не можем не отделять мистических операций и действий от условий, реально способствующих достижению желаемого резуль­тата. Пралогическое мышление характеризуется тем, что (а это и делает столь затруднительным его воспроизведение для нас) для него совершенно не существует подобного различения: операции того и другого рода образуют единый, не поддающийся разложе­нию образ действия. С одной стороны, все действия, даже наибо­лее положительные, имеют мистический характер. Лук, ружье, сеть, конь охотника и воина - все это сопричастно таинственным силам, приводимым в действие церемониями. С другой стороны, эти церемонии отнюдь не являются лишь предварительными, под­готовительными действиями, необходимыми для охоты или для войны: они уже сама охота или война. Короче говоря, и в этих проявлениях пралогическое мышление, как и в восприятии ори­ентировано иначе, чем наше, и здесь оно носит мистический по существу характер, и здесь оно в своих коллективных представле­ниях управляется законом сопричастности.

Леви-Брюль Л. Сверхъестественное | в первобытном мышлении. -М., 1994.-С. 177-223.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.