Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Существует тесная связь между работой, стрессом и старением.






Старение – это итог всех стрессов, каким организм подвергался в течение жизни. Старение соответствует фазе истощения общего адаптационного синдрома, кото­рый в известном смысле представляет свернутую модель естественного старения. Главное отличие старения и общего адаптационного синдрома в том, что последний обладает более или менее обратимыми возможностями после отдыха. Но нужно помнить, что пока человек жив, он всегда испытывает некоторую степень стресса, и хотя стресс и старение связаны, они нетождественны. И мла­денец и старик испытывают стресс, но новорожденный от стресса во время крика не стареет, а даже у спящего старого человека есть все признаки старости.

Уже говорилось о том, что любой стресс, особенно стресс фрустрации, оставляет необратимые биохими­ческие последствия – накапливаются признаки старе­ния тканей. Многие авторы говорят об износе организ­ма. Уровень износа организма – результат стресса, а накопление необратимых изменений – это старение, которое связано с появлением необратимых пигментов старения, или, как еще говорят, шлаков.

Успешная деятельность человека не приводит к появлению шлаков и рубцов на тканях организма, на­оборот, она дает чувство молодости и силы. Работа из­матывает человека удручающими неудачами. Многие выдающиеся труженики во всех областях жизни прожи­ли долго, неизбежные неудачи они преодолевали, перевес всегда был на стороне удачи. Достаточно вспомнить

Бернарда Шоу, Альберта Швейцера, Микеланджело и других. Они добивались успеха и были счастливы, тру­дясь и после 70, и после 90, так как они не выполняли постылую работу ради куска хлеба.

Конечно, не многим такое удается, не многие при­надлежат к творческой элите. Из их жизни для кодек­са поведения, основанного на ВКЗ, можно любому чело­веку взять основную идею – успешно справляться с выбранной работой на своем поприще.

Философия труда, завоевания доброжелательного отношения применима к любой профессии. Умение трудиться, мастерство – это основания для гордости человека, важнейшего его переживания. Только неудачи и отсутствие цели портят удовольствие от работы, трения и вечно меняющиеся указания по ее выполнению способ­ствуют накоплению в организме шлаков, его износу.

Трудность состоит в том, чтобы найти такую работу, которая приносит удовлетворение и ценится людьми. Человек нуждается в признании, он не может вынести бесконечных порицаний, это делает его труд изнури­тельным и тяжелым.

И психологам и врачам часто приходится сталки­ваться с таким понятием, как долг, когда речь идет о способах создания реализации жизненного напряже­ния. Что такое долг и какое место он занимает в ВКЗ?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, надо опреде­лить долг как добровольно принятый человеком кодекс поведения. Главная цель этого кодекса в том, чтобы установить постоянные отношения с помощью правил, которые уважает сам человек и уважают другие люди, особенно ближние. Тут и возникает вопрос о том, кого же считать ближними, по отношению к кому человек возлагает на себя долг и обязанность? Естественно, что невозможно завоевать сразу всеобщую любовь, интересы людей не только отличаются, но и бывают противоречи­выми. Не может быть общепризнано и установлено, что такое личный долг человека и его личные обязанности. В вопросах долга и обязанностей проявляется право человека на личную свободу, на возможность сосредоточиваться или распылять свои усилия по собственно­му усмотрению. Оно здесь остается абсолютной нор­мой, то есть как бы абсолютной ценностью, поэтому от­вет на вопрос, что такое долг, по отношению к кому он принимается, – это, по сути продолжение разговора о том, в чем состоят цели жизни человека, с помощью каких средств эти цели достигаются.

Естественно, что представления о целях жизни и средствах их достижения входят во ВКЗ как те конк­ретные психологические переменные, которые человек выделяет для концентрации сил по преобразованию своей жизни и жизни других людей.

Допустим, можно среди целей жизни человека выде­лить ближайшие цели, которые связаны с немедленным удовлетворением. Они даже могут не иметь отношения к будущему. Цели такого типа не сохраняются долго, они связаны с получением сиюминутного удовольствия, на­пример вкуса пищи, вина, от прогулки, от удовлетворения чувственных желаний, решения трудной интеллектуаль­ной задачи. Они не требуют специальной подготовки для выражения себя, как это имеет место в творческой дея­тельности и в играх. Сама деятельность и переживание от нее в достижении этих целей совпадают.

Отдаленные цели связаны с необходимостью само­анализа человека, и каждому надо честно сказать, чего он хочет от жизни. В этих целях человек всегда выст­раивает какую-то иерархию. Одна из целей главная, а другие ей подчинены. Часто независимо от конкретной формулировки цели за ней стоит завоевание любви ближних. Чтобы придать смысл жизни и определенную направленность, человеку нужна возвышенная цель. Если ее нет, то жизнь начинает протекать как ситуатив­но обусловленное поведение – в нем нет целостности, нет переживания единства собственного Я и собствен­ных усилий, которое характерно для здорового человека. Эта возвышенная определенная цель, если существует. У человека, обладает двумя важнейшими чертами: она требует упорного труда, и плоды этого труда не являются мимолетными, они накапливаются в течение жизни.

Во все времена истории человечества, существую­щие философские, религиозные, политические идеалы служили ориентиром в поисках отдаленной цели, ко­торой человек мог бы посвятить всю свою жизнь. Цель недолговечная, как бы страстно человек к ней ни стре­мился, обеспечивает мотивацию лишь на короткое вре­мя, а отдаленная цель может мотивировать всю жизнь человека и при этом устранять сомнения при выборе поступков – те сомнения, которые ведут к дистрессу.

Инстинкты и эмоции человека определяют ход жизни, а разум и логика – единственный способ удос­товериться, что человек правильно выбрал путь и идет по нему, не сбиваясь. Логику используют для того, что­бы достичь эмоционально избранной цели. Идеи цели могут возникать без логики, они могут прийти к челове­ку часто даже в неожиданный для него самого момент.

Кроме отдаленных целей у человека есть и сознатель­ные цели. Они отличаются тем, что человек сам их фор­мулирует, то есть осознает. Эти цели могут быть истин­ными и мнимыми. Истинные отвечают сущности человека, особенностям его индивидуального Я, а мнимые, ложные противоречат качествам его Я. Сознательные цели влия­ют на протекание стресса. Г. Селье описывает такие цели, которые влияют на течение стресса: преклонение перед сильными, которое связано с осуществлением кодексов поведения (например, семейных, политических и т.п.); цель быть сильным, добиваться безопасности через приобрете­ние силы и власти, в глубине ее часто лежит комплекс неполноценности; цель дарить и радовать – бескорыст­ная филантропия как проявление научного и художе­ственного творчества; стремление помогать, исцелять, за­ботиться о других и о самом себе; цель получения радости.

Все эти цели как виды мотивации взаимно пере­крываются и взаимно дополняются. Но остается еще человек, которому чужды все эти цели, настоящий ге­донист, человек, ищущий наслаждения, который живет только сегодняшним днем и делает только то, что при­носит удовлетворение в сию минуту. Ему в принципе все равно, от чего он получает радость.

Осознанные цели опираются не только на законы природы, но и на шкалу ценностей, существующую в об­ществе, поэтому они могут быть и долговременными, оп­ределяющими всю жизнь человека.

Кроме высокой сознательной цели есть еще конечная цель. Разговор о ней очень сложен. В принципе можно говорить о том, что цель жизни человека – это сама жизнь.

Найти оптимальный для себя уровень стресса для осу­ществления своей конечной жизненной цели и расходо­вать существующую адаптационную энергию так, чтобы это соответствовало врожденным особенностям и пред­почтениям человека, достаточно сложно. Человеку надо сначала пройти путь выбора. При этом унаследованные внутренние факторы играют важную роль, они не только определяют оптимальный уровень стресса, но и слабость тех или иных органов, которые наиболее уязвимы при интенсивном стрессе.

У каждого человека неповторимые тело и у.м, поэтому биолог не может принять за очевидную истину заявление о том, что все люди созданы равными.

Так в нейропсихологии индивидуальных различий' установлено, что существует связь типов межполушарной организации мозга с субъективной оценкой здоро­вья: лица с левосторонними признаками асимметрии об­наруживают менее адекватную субъективную оценку состояния адаптационных процессов. Это не социальная, а биологическая позиция.

К каким бы целям человек не стремился, связь между стрессом и достижением цели очевидна и несомненна. Об этом не стоит долго говорить: умственное напряжение и перенапряжение, неудачи, неуверенность, бесцельное существование – это самые вредоносные стрессоры, они служат причиной заболеваний: мигрени, язвенной болез­ни, сердечных приступов, повышенного давления, психи­ческих расстройств или просто несчастливой жизни.

Никакие цели не являются подлинной конечной це­лью человека, которая могла бы быть определяющей в понимании смысла и поступков человека.

У каждого человека есть свой предел – потолок адап­тационных возможностей. У одних он близок к макси­мальному, присущему человеческой природе, для других – к минимуму человеческих возможностей.

Но и в рамках своих природных данных человек дол­жен стремиться к высшему для себя мастерству, не к со­вершенству, а к высшему для себя мастерству. Стремить­ся к совершенству – значит заранее обречь себя на дистресс и неудачу, так как совершенство в принципе не­достижимо.

Достижение высокого уровня мастерства – это то, что доступно каждому человеку как индивидуальности, это одна из целей, которая может принести расположение ближних. Возможным ориентиром могло бы быть пред­ставление человека о высшей для него цели, в свете кото­рой могли бы быть оценены все происходящие события.

Понятие о ВКЗ непосредственно связано у человека с представлением о цели и ценности собственной жизни, о возможности следования этой цели, поэтому при обуче­нии здоровому образу жизни, при постановке самой этой проблемы возникает вопрос о том, почему человек не вос­принимает свое здоровье во ВКЗ как аксиоматически за­данную его существованием, в том числе биологическим, реальность. Ответ на этот вопрос связан, думается, с тем, что в ВКЗ создаются те сознательные цели жизни, кото­рые человек реализует.

На сегодняшний день существует несколько моделей обучения здоровому образу жизни1, каждая из которых ориентирована на особые виды воздействия, на понимание роли и места здоровья в переживаниях человека. Остано­вимся кратко на этих моделях, существенно влияющих на формирование ВКЗ у человека. Первая модель – меди­цинская. Она построена на информировании людей. Часто ее еще называют когнитивной, иногда моделью ЗОП – знания, отношения, поведения. Она предполагает в каче­стве исходного принципа, что если человек знает о каче­ствах поведения, отрицательно влияющих на здоровье, то он начинает воздерживаться от такого поведения. И про­тивоположное утверждение, если он знает о чем-то полез­ном для здоровья, то знание об этом автоматически при­ведет к соответствующему поведению. На практике такой взгляд не работает, так как он слишком упрощен.

Суть образовательной модели обучения здоровому образу жизни в том, чтобы оказать влияние на поведе­ние человека в отношении своего здоровья. В основу ее легли представления о стадиях принятия решения о своем здоровье как ценности. Обычно их описывают таким образом:

1) всесторонний анализ возможного альтернативного поведения;

2) выделение всех целей, которые могут быть дос­тигнуты, и оценка ценностей, которые связаны с совер­шаемым выбором;

3) тщательный анализ всех последствий, которые связаны с выполнением каждого действия;

4) поиск информации, важной для оценки возмож­ных альтернатив;

5) оценка поступающей информации и полученных мнений экспертов, даже если они идут вразрез с тем образом действий, к которому изначально был готов принимающий решение человек;

6) повторная оценка последствий всех известных альтернатив, даже тех, которые вначале рассматрива­лись как неподходящие, осуществляется до того, как будут приняты окончательные решения;

7) составление детального плана для осуществле­ния поведения, учет возможного его применения в слу­чае появления нежелательных последствий.

На основании этих шагов были осуществлены в США антиникотиновые программы и программа " мое тело". Смысл этих программ состоял в том, чтобы дети и юноши, работавшие по программам, создали у себя представление о своем здоровье, чтобы у них сформировалась более стабильная ВКЗ и оказались новые воз­можности ее осуществления.

Работа по программам показала, что расплывчатое обещание сохранить здоровье в старости малозначимо для молодых людей, так как многие их действия, кото­рые направлены против своего здоровья в этот момент, когда они обучаются по программе, для них имеют боль­шее социальное значение. Например, курение выступа­ет символом самостоятельности.

Эта модель не затрагивает глубинных представлений о здоровье в юном возрасте, так как для молодых лю­дей здоровье выглядит как нечто само собой разумею­щееся и не связанное с собственными усилиями, как данность, которая есть у человека. Изменения, связанные с процессом принятия решений, наиболее важные для молодых людей, если речь идет о формировании ВКЗ, дают возможность говорить о том, что они начинают при­нимать правильные решения там и тогда, когда осущест­вляется связь их переживаний собственного здоровья с социальными и личностными аспектами осуществления какого-то действия, направленного на реализацию ВКЗ. Это наиболее важно для них, чем связь действия или фактора (курения, наркотика, алкоголя) для их будущей болезни. Нормативные представления и идеалы, сущест­вующие в личностной жизни человека, в большей степе­ни способствуют тому, чтобы люди принимали правиль­ные решения по осуществлению ВКЗ, чем основания, связанные с потенциальным заболеванием человека.

Третья модель формирования здорового образа жиз­ни – это радикально политическая модель. Она делает шаг дальше по сравнению с образовательной и включает содействие становлению ВКЗ, здоровому образу жизни. Она основана на том, что часто нужно изменить внешние обстоятельства, чтобы содействовать правильному приня­тию решения о здоровье. К таким обстоятельствам мо­гут относиться законодательные акты, субсидии, которые могут создать среду обитания, способствующую здорово­му образу жизни. С этой же моделью связана теория рас­пространения инноваций (Э. Роджерса, Р. Шумейхера) и теория социального научения (А. Бандура).

Осуществление радикально политической модели в первую очередь связано с тем, что люди, которые выд­винули инициативу, сами же ее осуществляют на прак­тике. Это обычно образованные и предприимчивые люди, у которых достаточно средств, чтобы осуществлять ини­циируемое новшество. За ними идут те, кто принимает новшество первым. Это, как правило, люди, идентифи­цирующие себя с инициаторами, но менее инициатив­ные. Затем новшество принимается большинством, а после всех – отстающими. Это обычно наименее обес­печенные люди. Таким образом можно воздействовать на принятие молодыми людьми решений об осуществ­лении того или иного образа жизни, об осуществлении того или иного действия, способствующего или препят­ствующего формированию ВКЗ.

Исследования показывают, что применение методов воздействия, основанных на этой модели, связано с ме­ханизмом идентификации молодых людей с носителя­ми тех или иных идеалов социального поведения, кото­рые для них являются доступными.

Следующая модель обучения здоровому образу жиз­ни – это модель самоусиления. Ее суть в том, что если объединить достоверную медицинскую информацию, да­ваемую профилактической медицинской моделью, требу­емые для принятия решений навыки, вырабатываемое образовательной моделью, и дающее психологическую поддержку окружение, поддерживающее здоровый образ жизни, обеспеченный радикально-политической моделью, то возникает модель самоусиления. Для успеха в обуче­нии здоровому образу жизни должны быть выполнены все эти условия. Развитие во всем мире школ, способ­ствующих пропаганде здорового образа жизни, в настоя­щее время способствует созданию таких условий. Однако правительства многих стран, в том числе и нашей, дела­ют далеко не все для того, чтобы можно было говорить о создании такой среды, которая поддерживала бы у челове­ка ВКЗ. К примеру, продолжается реклама табачных из­делий, алкоголя. Это отрицательно сказывается на приня­тии решений об осуществлении здорового образа жизни.

Анализ современных моделей обучения здоровому образу жизни показывает, что это не простой процесс, что, казалось бы, аксиоматическое представление о здо­ровье как непреходящей ценности для каждого чело­века не является таковым.

ВКЗ является не только результатом индивидуаль­ного бытия человека, она отражает в себе в виде симво­лических образований те разрешающие моменты дей­ствия или запрещения на действия, которые направлены на разрушение или сохранение здоровья. Само пред­ставление о здоровом образе жизни является культур­но-историческим феноменом, которое требует изучения и понимания как в работе с конкретным человеком, так и в работе с определенными возрастными и соци­альными группами людей.

 

Ивлева Е.И., Щербатых Ю.В., Макарова А.Г., Гамапчук П.В. Половые особенности структуры личностных страхов Психология и практика. Ежегодник Российского Психологического Общества.: Изд.«ДИА-пресс».- Ярославль. - 1995, С. 283-285






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.