Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как выполнять передачи.






Нападающие обладают разной скоростью «выхода на мяч» и разной скоростью «съема» мяча. Более того, техника (следовательно, скорость и траектория движений) довольно сильно различаются. Поэтому выполнение передачи следует производить с учётом индивидуальных особенностей партнеров. Говоря проще, прежде всего надо «сыграться». Вроде бы прописная истина, но вопрос в том, как это сделать наиболее эффективно, с наименьшими затратами времени и сил. В реальной жизни обычно возникает следующая ситуация: нападающий «катит баллоны» на связку, а связка высказывает претензии, что нападающий «не идет навстречу». Круг замыкается, проблема если и получает решение, то частичное. На тренировках вроде бы что-то худо-бедно получается, но в напряженной игре рушится, как карточный домик.

Кстати, выросшая из массового спорта российская школа волейбола зиждется на огромном объеме тренировок и гигантском количестве игр. Т.е. совершенствование идет через максимизацию объема нагрузок. При этом качеству выполнения упражнений и концентрации психики уделяется, мягко говоря, второстепенное внимание. Поэтому уже в ДЮСШ получаем огромное количество травм: «летят» колени, спины, плечи. Про голеностопы и выбитые пальцы уже не говорю, это «насморк волейболиста». Однако согласитесь, гораздо лучше выполнить меньший объем, но с лучшим качеством! Благодаря чему не растратить физические возможности организма по пустякам, не износиться раньше времени, не уйти поспешно " на пенсию" из-за накопившихся травм. Самое печальное, у многих российских тренеров гипертрофированное самомнение: они говорят громко, но никто и не думает выслушать оппонента.

Передача сверху (как и передача снизу) выполняется преимущественно за счет ног! Руки лишь завершают последнюю фазу движений. Т.е. сначала работают ноги, потом руки. Постановка ног имеет важнейшее значение! На разминке связующие частенько «понтятся», выполняя передачи без помощи ног, одними кистями. Но это приемлемо только в качестве начала разминки. Передача в прыжке, естественно, выполняется одними руками, просто ноги завершают свою работу раньше обычного (правильный выход ногами «на мяч» при этом не теряет актуальности). В случае «ускоренной» доводки (когда траектория доводимого мяча специально занижается принимающими) связующий вынужден разворачиваться в сторону подлетающего мяча и лишь в последний момент «доворачивать» ноги и туловище вдоль сетки. На выходах не спеши выскочить к сетке как можно быстрее: сначала оцени направление подачии (атаки) и траекторию доводимого мяча. Иначе будешь петлять по площадке, как загнанный заяц, и не успевать точно выйти " под мяч". В конечной фазе выхода " под мяч" выдающиеся связующие часто-часто-быстро-быстро " танцуют" ногами, только в начальный момент выхода сделав длинные шаги. При " срезках" доводки иногда приходится пасовать фактически с пола, тогда широкий завершающий шаг (как правило, влево и с кувырком) допустим, но тут надо контролировать голеностоп от вывиха.

! Необходимо различать два типа выполнения нападающего удара и, соответственно, второй передачи. Итак: нападающий удар производится либо по восходящему (поднимающемуся) мячу, либо по опускающемуся. Третьего не дано. Секрет бразильцев образца 2007 года состоит в том, что даже при нападении по опускающемуся мячу они очень быстро производят «съем», т.е. когда мяч только-только преодолел верхнюю точку. Без повтора видео записи даже не успеваешь понять, когда бразильцы бьют по еще восходящему мячу, а когда по уже опускающемуся. Как известно, мяч, прежде всего направляемый пасующим, движется по параболе. В гравитационном поле тяжести сферическое упругое тело, ускоренное в определенном направлении, просто-напросто не может «лететь» иначе (ныряние мяча при планирующей подаче – отдельная тема). А если по параболе, значит, всяко будет верхняя точка полёта, пройдя которую, мяч начет опускаться. Если же снимать мяч до этой точки, то блокирующий физически не сможет определить точку нападающего удара по полёту мяча. Ведь восходящий мяч может пролететь одного нападающего и направиться к другому. Тут блок вынужден угадывать место по разбегу нападающих. А это уже веришь - не веришь. Или придется обходиться только с одиночным блоком. Чуть-чуть не успевает блокирующий определить точку нападения в случае, когда мяч только-только начал опускаться. Этой микро задержки бразильцам достаточно, чтобы сыграть на опережение.

Скоростную передачу для удара по опускающемуся мячу (так называемую «дужку», или «половинку») лучше чуть-чуть занизить, иначе нападающий может, проскочив по той или иной причине «темп», мяч попросту не достать. Однако для высокорослых игроков, как правило, не очень резвых от природы, а так же для тех, что способен «затягиваться» в прыжке, можно передачу даже чуток завышать (в случае чего, нападающий скинет). Некоторые нападающие первого темпа имеют свойство в азарте «пробегать» связующего, поэтому приходится пасовать вдогонку (!) даже при хорошей доводке. Всегда учитывай, как выходит «на мяч» нападающий в каждом конкретном случае: если задерживается, завышай передачу.

Следует пояснить, что подразумевается под сугубо волейбольным термином «в темп». Совместные действия, синхронизированные во времени? В общем, да. Но… Нападающий, подраскорячившись, может «снять» мяч на разной высоте, но наиболее удобно (и как следствие, наиболее эффективно) только на определённой. Тоже самое касается удаления от сетки. Конечно, при разбросе траектории передачи в разумных пределах. Так вот, передача выполнена «в темп» тогда, когда нападающий не прилагал дополнительных усилий по обработке мяча, причем, ни по высоте, ни по удалению от сетки. Образно говоря, когда нападающему максимально удобно заколотить мяч в пол, а в игре еще и минуя блок.

Чисто «прострельную» передачу (нападение производится по восходящему мячу!) выполняй строго «в темп», мяч должен прилететь прямо «в руку» нападающего (точнее говоря, пролететь через траекторию бьющей кисти нападающего). При плохой доводке «прострел» нацеливай так, что «не снятый» мяч угодит на сторону противника. Это нормально. В идеале связующий и нападающий должны подстраиваться друг под друга, чтобы попасть «в темп», но на практике связке чаще приходится отдуваться в одиночку. Либо приседать, чтобы дождаться замешкавшего нападающего, либо пасовать в прыжке, если нападающий «бежит впереди паровоза». На тренировках совершенствуй «ощущение партнера вслепую»: чувствуй, как выходят на удар и как снимают мяч нападающие даже без задействования периферического зрения.

«Взлёт» (удар также наносится по восходящему мячу, но рядом с пасующим) в отличие от «метровки» (которая бьется по опускающемуся) опасен тем, что относительно легко «чехлится» одиночным блоком. Нападающему, увы, некуда деваться, если блокирующий не опоздал с выпрыгиванием и чётко выбрал место. Поэтому связующий обязан предельно внимательно следить за центральным блокирующим! Не пасуй «взлёт», если наверняка не опережаешь блок. При «метровке» нападающий способен изменить направление удара (хотя блокирующий ждет, не прыгая, до последнего момента), а при взлёте - нет. Не раздумывая «разводи», если центральный блокирующий «приклеился».

«Крест». Прямой и обратный. Очень популярная в 80-е годы комбинация, основанная на скрёстном перемещении нападающих первого и второго темпа. По сути, комбинируется «взлет» и «дужка», реже (поскольку труднее) «взлет» и «прострел». Эффективность резко падает, если связующий не достаточно хорошо видит блокирующих.

«Впрыжка». Разновидность креста с той разницей, что комбинируются две дужки (или дужка с прострелом). Например, игрок 4-й зоны впрыгивает на место игрока 3-й зоны, при этом последний выходит на атаку между 3-й и 4-й зонами. Задача связующего: поднять центрального блокирующего. Что сделать непросто при блокировании непосредственно «по мячу». Насколько бы не был хорош связующий, впрыгивающему нападающему крайне рискованно «бить в ход».

«Зона», она же «волна». Нападающий производит удар из чужой зоны, например, когда тройка смещается к двойке, то из 3-й зоны, практически сразу же за первым темпом. Так же возможен удар из точки между двумя зонами, например, между 4-й и 3-й. Задача связки выдать передачу через руку первого темпа, т.е. у блокирующих должно возникнуть ощущение, что именно первый темп «смахнет» мяч. При этом высота передачи варьируется: для второго темпа несколько выше (иначе первый поневоле зацепит мяч). Первый темп может играть как взлёт, так и прострел, а второй фактически дужку, выдать ему прострел очень сложно, хотя при отточенном взаимодействии подобное возможно.

Комбинация «пайп» – передача относится к «дужке», но на расстояние полтора-два метра от сетки сразу же вслед за первым темпом. Удар производится по опускающемуся (!) мячу игроком задней линии, запрыгивающему далеко вперед. От связующего требуется отменное периферическое зрение. Если нападающий по какой-либо причине не успевает выйти на ударную позицию, связующий обязан адресовать мяч другому игроку. Завышать «пайп» не имеет смысла: блокирующие успеют прыгнуть второй раз. Преимущество «пайпа» по сравнению с «крестом» в том, что блокирующие видят вырожденную проекцию траектории пасуемого мяча на плоскость сетки (плохо оценивают глубину передачи), поэтому им сложно выбрать место «по мячу». «Пайп» можно играть спереди и сзади (за головой). Первое проще, второе неожиданнее.

" Морита" - нападающий имитирует " взлёт", но играет " метровку" (первое напрыгивание обманное). В современном волейболе (при блокировании " по мячу") эта комбинация не используется.

Выверенная, неожиданная для соперника передача за голову - наиболее сложный элемент. Пасующий должен мысленно спроецировать плоскость, проходящую через центр своей грудной клетки перпендикулярно туловищу. Передача за голову выполняется именно в данной плоскости. Чувство «привязки» к этой виртуальной плоскости – очень важно. Тогда мяч будет лететь строго в нужном направлении, причем более точно по дальности и высоте. В современном волейболе скоростная передача за голову в прыжке выполняется кистями практически без прогиба туловища. При длинной передаче, например, из 4-й зоны во вторую, избежать сильного прогиба туловища невозможно (по крайней мере, в обозримом будущем). Вопрос в том, как правильно поступить с туловищем, дабы не раскрыть свой замысел. Замаскировать требуется максимально! Иначе передача за голову теряет смысл. Вообще, преждевременный, до выполнения передачи как таковой, прогиб туловища назад (да еще и с раскоряченными ногами) квалифицируют связку как «сырую». Хочешь узнать, что представляет из себя новый связующий, внимательно посмотри, как он выполняет передачу за голову. Чтобы пасовать взлёты и прострелы, надо сначала сыграться, а передача за голову сразу покажет «кто есть кто». У многих связок в особо ответственных играх в критический момент «сбивается прицел»: передача (прежде всего за голову) начинает «гулять». Но это уже чисто психологическая проблема.

 

В. Хамутцких, А. Остапенко. Фото www.fivb.org





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.