Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комментарий к опорному конспекту






1. Коммуниканты (отправитель — получатель информации).

По количеству участников: один: один, один: несколько, один: много (личный, групповой, массовый). Возможные роли в общении:

а) симметричные — асимметричные роли — равные или не равные по социальному положению и возрасту (или по одному из критериев):

симметричные асимметричные

ученик — ученик ученик — учитель

сослуживцы подчиненный — начальник

б) социальные роли: постоянные (пол, родственные связи, профессия, уровень культуры, возраст) — переменные (социальная роль в момент общения: пациент — врач, пассажир — кондуктор и т. п.). Анализ характеристик коммуниканта показывает, что существуют три типа позиции, способствующие повышению эффективности его общения.

в) кроме того, участники общения различаются по

— доминирующему каналу связи: аудиалы (слуховой), визуалы (зрительный); логики (речевой); кинестетики (эмоционально-чувственный).

— степени активности: общительный (экстраверт), необщительный (интраверт);

— объему говорения (ведущий дискуссии, ее участник, наблюдатель).

2. Типы получателей информации (адресатов) также связаны с количеством тех, кому она адресована, и с их социальным статусом. Если это тип «один—один», тогда тип общения принимает форму непосредственного живого разговора. Но если этот один находится в официальных отношениях с адресантом, то возникает официальный разговор. Если собеседник представлен группой, то общение приобретает групповое общение (семейный разговор, научная дискуссия, классное собрание и др.). Если получателей множество, то используются средства массовой информации (радио, телевидение).

3. Чтобы общение состоялось, собеседникам нужен канал связи. При разговоре таким каналом являются органы речи и слуха, в таком случае говорят о слуховом канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуальному) каналу. Рукопожатие — способ передачи дружеского приветствия по кинесико-тактилъному (двигательно-осязательному) каналу. Если же мы по костюму определяем, что перед нами человек другой национальности, то сообщение к нам пришло по визуальному контакту, но не визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально) нам никто ничего не сообщал.

Собеседники не только эмоционально должны приспосабливаться друг к другу, но и находить общий язык. Вспомним книгу «Путешествие на берег Маклая», написанную самим ученым, и особенно один фрагмент из нее. Корвет «Витязь», высадив ученого на берег незнакомой ему земли, скрылся за горизонтом. Внезапно Н. Н. Миклухо-Маклай увидел, что папуас, назвавший себя Туем, хочет о чем-то сказать. Что именно? И как его понять человеку, не владеющему языком папуасов? Читаем:

Туй своей выразительной мимикой старался объяснить, что когда корвет уйдет (при этом он указал на корвет и дальний горизонт) и мы останемся втроем (он показал на меня, Ульсона и Боя и на землю), придут из соседних деревень туземцы (указывая на лес и называя деревни), разрушат хижину (тут он подошел к сваям, делая вид, что рубит их) и убьют нас копьями (тут он выпрямился, отставил одну ногу назад и закинул правую руку над головой, имея вид человека, бросающего копье); затем подошел ко мне, толкнул несколько раз в грудь пальцем и, наконец, полузакрыв глаза, открыв несколько рот и высунув кончик языка, принял положение человека, падающего на землю...

Такую ситуацию специалисты по общению называют «ситуацией языкового дефицита», т. е. отсутствия какого-нибудь общего национального языка. И тем не менее Миклухо-Маклай и Туй поняли друг друга, воспользовавшись языком жестов, пантомимы и мимики, которые могут быть достаточно эффективны, если люди находятся в общей для них, понятной ситуации и когда у них есть потребность понять друг друга.

4. Действия коммуникантов, из которых состоит речевое общение (говорить — слушать, жестикулировать, позволять «считывать» со своих лиц определенное выражение и т. п.). Для большей ясности построим таблицу, во избежание длинных названий внесем в нее схемы общения, лежащие в основе видов речевой деятельности (РД). Рассмотрим отношения видов РД к участникам общения:

Позиция Я-говорящегоТы-слушающего обусловливает выделение таких видов взаимодействия людей в процессе общения, как диалог, полилог, монолог.

5. Сообщение и побуждение (убеждение и внушение) собеседника к выполнению какого-либо ответного действия — две основные формы коммуникации, используемые партнерами для решения общей коммуникативной задачи. Разграничение, конечно, условно: они взаимосвязаны и в той или иной мере присутствуют в процессе передачи мысли. При этом сообщение является как бы наиболее общей, эмоционально нейтральной, эпической формой воздействия. Две другие — внушение и убеждение — представляют собой целенаправленное эмоциональное воздействие говорящего на слушающего.

Убеждение формирует определенную систему правил, внутренних установок, предполагая активную мыслительную (критическую) деятельность слушателей.

Внушение основывается на полном доверии слушателей к говорящему и его авторитету, на некритическом восприятии информации. Оно обращено в основном к эмоциональной сфере слушателей, к их чувствам и переживаниям.

Сообщение имеет какое-то содержание и смысл, определенным образом оформлено. Так, например, о погоде можно сказать по-разному: в разговоре между друзьями это сообщение будет выражать сожаление о невозможности пойти гулять, в сообщении диспетчера аэропорта — смысл в задержке рейса и т. п. В первом случае — это разговорный стиль речи, во/втором — деловой.

Краткое или подробное сообщение о каком-то одном предмете — это текст.

Текст — это такая целостная смысловая единица речи, которая содержит в себе самостоятельное законченное сообщение. Стихотворение, повесть, научная статья, заметка в газете, письмо другу, школьное сочинение, ответ на уроке и обсуждение планов с приятелями — все это разные виды письменных и устных текстов. Но текст — это не обязательно множество связанных друг с другом высказываний. Загадка, пословица, поговорка — тоже тексты, каждый из которых может состоять из одного высказывания.

Общий для всех высказываний предмет (тема) придает им характер самостоятельного сообщения. Если у высказываний, даже каким-то образом связанных между собой, такого общего предмета нет, они не являются самостоятельным текстом. В художественных и научных произведениях предмет, о котором сообщается в тексте (его тема), нередко выделяется в виде заголовка.

Обычно в тексте содержится несколько разных, хотя и связанных между собой сообщений о предмете. Писатель может рассказывать о разных событиях из жизни своего героя, ученый — описывать различные свойства изученного им металла, ученик — делиться впечатлениями о вчерашнем походе. Из всех перечисленных сообщений какое-то представляется автору наиболее важным, а остальные дополняют, уточняют его. Содержание главного сообщения (основной мысли) также может быть выделено в качестве заголовка текста.

Развернутое сообщение о каком-то одном событии, эпизоде, об отдельном свойстве предмета и т. п. составляет часть текста. Ее содержание также можно представить в виде заголовка. Если последовательно записать заголовки частей текста, получится его план.

Так как части текста либо раскрывают содержание главной мысли, либо дополняют, уточняют его, они оказываются связанными друг с другом по смыслу. Эта смысловая связь между частями текста может быть выражена разными способами: с помощью специальных связочных слов, путем особого построения предложений, их порядка и т. п. Точно так же связаны между собой высказывания внутри каждой части. Тем самым текст приобретает характер целостного сообщения.

Не всякий текст состоит из нескольких частей. Но в любом тексте должна быть раскрыта основная мысль автора. Именно в этом случае сообщение оказывается законченным. Если остается непонятным, что именно хотел сказать автор, то сообщение остается незавершенным, т. е. не является самостоятельным текстом.

Завершая краткое рассмотрение структуры речевого акта, перечислим его основные компоненты: адресант, адресат, предмет речи (тема беседы), языковой код, контакт между собеседниками, само сообщение.

Понятие «речевая ситуация» или речевой акт содержит:

а) контекст общения;

б) собственно ситуация.

Установление соответствия между контекстом и сообщением приводит к созданию высказываний определенных типов: описания, повествования, рассуждения, оценки.

Учет собственно ситуации общения и характеристик собеседников, их взаимоотношений приводит к выбору стиля речи, ее формы и вида, а также формул речевого этикета.

Эффективность сообщения обусловливается коммуникативными свойствами текста, получаемого в результате общения: связностью, смысловой целостностью, стилевым единством и др.

О специфике побуждения пишет Б. Ф. Поршнев: «Все в речевом общении сводится к а) повелению и б) подчинению или возражению. Речевое обращение Петра к Павлу, если и не является простым приказом, а сообщает информацию, все же является повелением... ответить и т. д. Едва начав говорить, Петр императивно побуждает Павла. Мы в этом убеждаемся, рассмотрев альтернативу, стоящую перед Павлом. Он либо поддается побуждению (выполняет указанное действие, некритически принимает информацию, дает правильный ответ и т. д.), либо находит средства отказа. А именно Павел внешне или внутренне «возражает». Разговор — это по большей части цепь взаимных возражений».

6. Внешние обстоятельства (условия) общения.

В таблице запечатлено пространственное и временное положение коммуникантов в процессе общения. Наиболее распространенный вид — устное общение. Если речь идет о временной дистанции (письмо), то адресант-отправитель должен ориентироваться на возможную реакцию адресата, предвидеть ее. Пространственная дистанция между собеседниками (разговор по телефону) требует строгого отбора речевых средств, более выразительного интонирования: собеседник воспринимает всю информацию — и логическую и эмоциональную — только через один канал — слуховой.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.