Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научно-популярный стиль изложения






Научно-популярный стиль изложения (или подстиль, т. е. разновидность научного стиля речи) чрезвычайно важен для живой передачи знаний, для того, чтобы не прерывалась культурная традиция. Выдающимися мастерами популярного изложения были В. О. Ключевский, И. Л. Андроников, Д. С. Лихачев, М. Мамардашвили.

Широко известен следующий эксперимент: были отобраны две равные по уровню знаний группы студентов. В течение месяца первая группа воспринимала в видеозаписи лекции выдающихся ученых, в другой же вел занятия обычный преподаватель. Результаты обучения во второй группе оказались значительно более высокими по сравнению с первой, что объясняется, во-первых, непосредственным общением преподавателя с аудиторией, предназначенностью его речи конкретному адресату, ее вариативностью в зависимости от изменения условий общения, а во-вторых, использованием не сугубо научного, а научно-популярного стиля изложения. Специфика академического красноречия заключается не в механической передаче знаний, а в их порождении, в умении лектора публично мыслить и заражать аудиторию своей увлеченностью в поисках истины, что невозможно без овладения научно-популярным стилем изложения.

Использование этого стиля не упрощает, а делает содержание речи понятным и интересным слушателю, необходимым, своим. Он предполагает варьирование стратегии и тактики речи в аудиториях разных типов, преодоление барьеров восприятия, включение средств речевого контакта и привлечения внимания. Слушающему должна быть ясна логика изложения, понятны переходы от одной части к другой. Разумеется, популярное изложение предполагает иной, более медленный темп речи.

В книге В. В. Одинцова «Речевые формы популяризации» (М., 1982) названы следующие принципы популярного изложения:

- «перевод» с абстрактного (секвестрсокращение бюджетных расходов);

- конкретизация речи при помощи имен собственных, дат и т. п.;

- художественность, предполагающая проблемность изложения, варьирование типов речи (описания, повествования, рассуждения) и точек зрения, использование различных приемов воздействия, тропов и фигур, средств диалогизации и установления контакта с аудиторией.

Своеобразие популярного изложения обусловлено парадоксальной природой объяснения. Это не то же самое, что определение, в основе которого лежит формальная логика доказательства. Вспомним определение любого понятия или явления из школьного или вузовского учебника. Оно всегда требует расшифровки, конкретизации. Например: инфляцияобесценение бумажных денег вследствие выпуска их в обращение в размерах, превышающих потребности товарооборота.

Определение, в отличие от объяснения, не может базироваться на отрицании, на аналогии, на повторе, на описании или повествовании. Для определения используются лаконичные предложения типа Островэто часть суши, со всех сторон окруженная водой. Для объяснения же используется другая структура речи: развернутая, ступенчатая, с многочисленными повторами, возможно, вопросно-ответная.

Существует множество способов объяснения понятий, назовем только некоторые из них:

- демонстрация предмета или явления — простейший и очевидный способ объяснения;

- указание на объем понятия (авуарыэто не деньги вообще, а только те, которые находятся в иностранных банках);

- сравнение, аналогия;

- перечисление признаков (ежмаленький, колючий, любит яблоки, сворачивается в клубок и т. д.);

- словарное толкование (конгениальныйне сверхгениальный, а близкий по духу);

- указание на этимологию (происхождение) слова (инфляция от лат. inflatioвздутие).

Владение научно-популярным стилем речи пригодится любому человеку, который хочет добиться взаимопонимания в ситуациях делового, бытового и семейного речевого общения.

Вверх

стр. 435-445

Для официально-деловой сферы характерны специфические отношения между партнерами по общению: в контакт вступают не только физические лица («живые люди»), а так называемые юридические лица, т. е. учреждения, предприятия, фирмы, и другие коллективы, обладающие самостоятельным юридическим статусом, в том числе коллектив самого высокого ранга — государство. Должностное лицо, подписывающее деловую бумагу, выступает лишь как посредник. Например, декан, ставящий визу на заявлении студента, является посредником, выполняющим волю коллективного субъекта — университета или государства в целом, поскольку его действия диктуются не его симпатией или антипатией к студенту, а правилами (конституцией страны, трудовым законодательством, уставом университета и т. д.), которым и подчиняется его воля.

Для обслуживания сферы деловых отношений используется особый стиль — официально-деловой.

Приведем в качестве примера эпизод обсуждения и вынесения приговора Катюше Масловой в романе Л. Н. Толстого «Воскресение».

Петр Герасимович, довольный своей победой, согласился.

Но заслуживает снисхождения,прибавил купец.

Все согласились. Только артельщик настаивал на том, чтобы сказать: «нет, не виновна».

Да ведь оно так и выходит,разъяснил старшина,без умысла ограбления, и имущества не похищала. Стало быть, и не виновна.

Валяй так, и заслуживает снисхождения: значит, что останется, последнее счистить,весело проговорил купец.

Все так устали, так запутались в спорах, что никто не догадался прибавить к тексту: да, но без намерения лишить жизни.

Нехлюдов был так взволнован, что и он не заметил этого. В этой форме ответы и были записаны и внесены в залу суда. <...>

Председатель прочел и, видимо, удивленный развел руками и обратился к товарищам, совещаясь. Председатель был удивлен тем, что присяжные, оговорив первое условие: «без умысла ограбления», не оговорили второго: «без намерения лишить жизни». Выходило, по решению присяжных, что Маслова не воровала, не грабила, а вместе с тем отравила человека без всякой видимой цели.

Посмотрите, какую они нелепость вынесли,сказал он члену налево.Ведь это каторжные работы, а она не виновата. <...>

А ведь мы, батюшка, постыдно наврали,сказал Петр Герасимович, подойдя к Нехлюдову, которому старшина рассказывал что-то.Ведь мы ее на каторгу закатали.

Что вы говорите?вскрикнул Нехлюдов, на этот раз вовсе не замечая неприятной фамильярности учителя. <...>

<...> Мне сейчас секретарь говорил,прокурор подводит ее под пятнадцать лет каторги. <...>

Я в это время выходил из комнаты,сказал Петр Герасимович.А вы-то как прозевали?

Я никак не думал,сказал Нехлюдов.

Вот и не думали.

Да это можно поправить,сказал Нехлюдов.

Ну, нет, теперь кончено.

Присяжные заседатели, случайно сделав ошибку в тексте, в дальнейшем не могут повлиять на приговор: за них говорит «бумага» — документ, составленный ими и существующий отныне самостоятельно, подчиняющий себе действия как заседателей, так и расположенных к обвиняемой судей. В реальности нередки ситуации, когда личное мнение должностного лица находится в противоречии с необходимостью следовать «букве закона». Для того чтобы свести к минимуму субъективность при принятии особо важных решений, мнение коллектива представляет не одно лицо, а несколько, о чем свидетельствуют подписи на документе.

Таким образом, в сфере деловых отношений общение ведется не только по модели человекчеловек, но и по моделям человекколлектив, коллективколлектив.

Реальный, живой человек здесь тоже выступает в особой роли — он рассматривается партнером по коммуникации в отвлечении от его индивидуальных особенностей, склонностей, черт, т. е. абстрактно. Учитываются только данные, которые являются значимыми для понимания ситуации. Такой подход необходим для того, чтобы при рассмотрении бесчисленного множества конкретных ситуаций не утонуть в мелочах и подробностях, не имеющих отношения к существу дела и в конечном счете все равно не оказывающих влияния на принятие решения. Почему делового человека не удовлетворит, например, такой текст доверенности, в шутку составленной К. Чуковским?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.