Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Порядок разбора имени существительного






1. Часть речи.

2. Начальная форма (И.п. ед.ч.).

3. Постоянные признаки:

а) собственное или нарицательное;

б) одушевленное или неодушевленное;

в) конкретное, отвлеченное, собирательное, вещественное;



г) род;

д) склонение.

4. Непостоянные признаки:

а) падеж;

б) число.

5. Функция в предложении.

Образец разбора: На_ том материку твоя звезда горит. (Рожд.)

На материке

1. Имя существительное.

2. Начальная форма: материк.

3. Постоянные признаки:

а) нарицательное;

б) неодушевленное;

в) конкретное;

г) мужской род;

д) 2-е склонение.

4. Непостоянные признаки:

а) предложный падеж;

б) единственное число.

5. В предложении является обстоятельством места.

Звезда

1. Имя существительное.

2. Начальная форма: звезда.

3. Постоянные признаки:

а) нарицательное;

б) неодушевленное;

в) конкретное;

г) женский род;

д) 1-е склонение.

4. Непостоянные признаки:

а) именительный падеж;

б) единственное число.

5. В предложении является подлежащим.

293. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы. Сделайте пол­ный морфологический разбор всех существительных.

В столовой царил обычный утренний бе..порядок — на столе стоял холодный самовар, грязные стаканы, чашки, валялись на скатерт.. куски хлеба, стояло холодное блюдо жаркого с з..стыв­шим белым жиром.

Тема подошел к отдельному стол..ку, на котором лежала кипа газет, осторожно выдернул из середины несколько номеров, на


цыпочках подошел к стеклянной двер.. и тихо, чтобы не произве­сти шума, п..вернул ключ, нажал ручку и вышел на террасу.

Его обдало свежей сыростью ра(с, сс)вета. День только что начинался. По бледному голубому небу там и сям точно клочья­ми п..висли мохнатые, пушистые облака. Над садом легкой дым­кой стоял туман. На террас, было пусто, и только платок мате­ри, забытый на скамейк.., одиноко валялся, живо напомнив Тем., вчерашний вечер со всеми его перипетиями и с сладким прими­рительным концом.

(Н. Г. Гарин-Михайловский)

Вопросы и задания для самопроверки

1. Что изучает морфология?

2. Дайте определение части речи.

3. Назовите самостоятельные и служебные части речи.

4. Дайте определение имени существительного.

5. Назовите постоянные и непостоянные признаки имени существи­тельного.

6. Чем различаются одушевленные и неодушевленные существи­тельные?

7. Как определяется род имени существительного? Как установить род несклоняемых существительных?

8. Назовите разряды существительных по значению.

9. Что такое склонение? Перечислите типы склонения имен суще­ствительных.

10. Расскажите о способах словообразования имен существительных.

Задания для самостоятельной работы

294. Найдите «лишнее» существительное. Объясните свой выбор.
Уголь, мозоль, шампунь, рояль.

295. Выберите существительное, отвечающее следующей характерис­
тике: нарицательное, неодушевленное, конкретное, 3-го склонения, жен­
ского рода, в ед.ч., Т.п.

1) Гербарием; 2) дочерью; 3) очарованием; 4) вуалью.

296. Найдите существительное, не имеющее рода. Объясните свой вы­
бор.

Шимпанзе, грязнуля, моль, ножницы, метро.

297. Перепишите, вставляя гласные в суффиксах имен существитель­
ных. Объясните свой выбор.

1. Хорошо ивняком при дороге сторожить задремавшую Русь.; (Ее.) 2. По двору, там и сям, были разбросаны деревянные дом..ки,


занесенные снегом, забитые досками. (Тел.) 3. На реках появля­ются во льду первые промо..ны с черной водой, а на буграх -I протал..ны и проплеш..ны. (Пауст.) 4. Я знал несколько паромщ..-: ков и перевозч..ков. (Пауст.) 5. В один год высокая трава иван-чай проросла через бревн..шки, и от всей избушки остался на лесной поляне холм..к, покрытый красными цветами. (Пришв.)

298. Перепишите, вставляя окончания имен существительных. Опре­
делите их склонение и падеж.

1. В кают.. Гёза стоял портрет неизвестной девушк... (Грин)

2. Устав прислушиваться, я сел и погрузился в раздумь... (Грин)|

3. В кубрик., было двое матросов. (Грин) 4. Не жалея о сгибшей: надежд.., я сумею тебе подпевать. (Ее.) 5. Шагал я с багаж..м,; счастливый и свободный. Не отягчил я грабеж..м своей сумы по-1 ходной. (Марш.) 6. Пусть воды их в ее течень.. неразличимы, как одна. (Твард.) 7. Пчела за данью полевой летит из кель.. восковой. (П.) 8. К трибун., подходили делегаты. (И. и П.) 9. Старичок рас­спрашивал Владимира Сергеича об его имени.., о состояни.. его лесных и других дач, об усовершенствованиях, которые он уже ввел или только намеревался ввести в своем хозяйств... (Т.)

299. Вставьте пропущенные буквы в суффиксах и окончаниях имен
существительных.

сертификат— письмен­ное свидетельство, доку­мент, удостоверяющий ка-кой-л. факт

1. Одинцова была немного стар­ше Аркадия, ей пошел двадцать де-J вятый год, но в ее присутстви.. он j чувствовал себя школьн..ком, сту­дент..ком, точно разн..ца лет меж­ду ними была гораздо значитель-1 нее. 2. У дверей, над криво прибитою визитною карточкой, вид-нелась ручка колокольч..ка, и в передней встретила пришедших какая-то не то служанка, не то компаньонка в чепце — явные признаки прогрессивных стремлен..й хозяйк... 3. В сухом и чистом! воздух., пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час j до ноч.. вы не чувствуете сырост... 4. Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба. 5. Поставщики материала на бумаж- j ные фабрики поручают закупку тряпья особенного рода людям, которые в иных уездах называются «орлами». 6. Его здравый смысл охотно подтрунит над сухопарым немецким рассудком; но нем­цы, по словам Хоря, любопытный народ..ц, и поучиться у них он I готов. 7. Дожд..к сеялся все мельче и мельче, солнце заиграло на мгновение. 8. Казач..к доложил о приход., двух приятелей. 9. А годы шли да шли; быстро и неслышно, как подснежные воды, проте­кала молод..сть Елены, в бездействи.. внешнем, во внутренней] борьбе и тревог... 10. В самый разгар этой оглушительной потех.. К J


воротам подъехал загрязненный тарантас, и человек лет сорока пяти, в дорожном платы., вылез из него и остановился в изум­лены.. 11. Не успел рассказчик произнести это последнее слово, как вдруг обе собаки разом поднялись, с судорожным лаем рину­лись прочь от огня и исчезли во мрак...12. Рудин начал ходить взад и вперед по плотин.., покрытой цепким лопушн..ком и почерне­лой крапивой.

(Из произведений И. С. Тургенева)

ГЛАГОЛ

ч § 66. Понятие о глаголе

Глагол — это самостоятельная часть речи, которая обознача­ет действие: пилить, варить, двигать, состояние: спать, тоско­вать, радоваться — или отношение: быть, стать, казаться — как процесс, т.е. в движении, развитии. Глагол отвечает на вопро­сы что делать? — спешить и что сделать? — поспешить.

Общее грамматическое значение глагола — это зна­чение действия. Термин действие понимается в этом случае очень широко и включает все, что представлено в языке как процесс: а) физическое действие, осуществляемое человеком или живот­ным: копать, строить, грызть; б) умственное действие: считать, решать, думать; в) речевое действие: говорить, восклицать, вскрик­нуть; г) физическое, психическое, эмоциональное и другие виды состояний: болеть, нервничать, восхищаться, страдать; д) про­цесс передвижения: ходить, летать, вбежать; е) процессы, про­исходящие в природе: дождит, светает, моросит — и др. Важ­нейшим признаком любого действия является то, что оно из­меняется, протекает во времени, т.е. имеет начало — заиграть, продолжение — играть и конец — доиграть. Действие может со­вершаться реально — пришел или только предполагаться — при­шел бы, приди. Глагол — одна из самых богатых значениями и оттенками значений частей речи в русском языке. Это разнооб­разие объясняется большим количеством действий, состояний и отношений, которые производит, испытывает или в которые вступает человек.

Морфологическими признаками глагола являются: изменение по наклонениям (изъявительное, побудительное и ус­ловное), в изъявительном наклонении — по временам (настоя­щее, прошедшее и будущее) и числам (единственное и множе­ственное). По лицам (1, 2, 3-е) и родам (мужской, женский и средний) глаголы изменяются не во всех формах. Глагол как часть Речи имеет формы причастий и деепричастий: читающий, читав­ший, читаемый, читая; скрывший, скрытый, скрыв.


           
 
   
 
   
 

перпендикуляр

Словообразовательными признаками глагола являются: 1) наличие суффиксов неопреде­ленной формы -тъ, -ти: чита-ть, нес-ти; 2) наличие суффикса прошедшего времени -л-: рисова-д, вздрогну-л-а, зелене-л-о; 3) на­личие типичных глагольных суффиксов -и-, -е-, -а-, -ова-/-ева-, -ну- и др.: провер-и-ть, вис-е-ть, дел-а-ть, путешеств-ова-ть, гор-ева-ть, прыг-ну-ть.

Синтаксическим признаком глагола является его важ­нейшая функция в предложении — функция сказуемого: Свищет ветер, серебряный ветер, в шелковом шелесте снежного шума (Ее). Некоторые глагольные формы могут быть другими членами пред­ложения. Так, для полного причастия характерна роль согласо­ванного определения: Неизъяснимое бешенство закипело в груди моей (Л.); деепричастие обычно является обстоятельством со значением добавочного действия: Обратно шли медленно, молча (Пауст.).


Я стоял на рубк.. над кают-компанией и с бессмысленной при­стальностью сл.-дил за ним [за господином]. Потом так же тупо стал смотреть на туманивш..йся на горе город, на гавань. Темне­ло, орудийная, а за нею ружейная стр..льба смолкла, и в этой т..шине и уже спокойно надвигающ..хся сум..рках чувствовалось, что дело сделано, что город сдался...

(И. Бунин)

304. В каких формах глагол изменяется по лицам? Проспрягайте дан­ные глаголы в единственном и множественном числе.

Смотреть, укрывать, победить.

Частица не пишется с глаголами раздельно: не жди, не сказали, не пришла бы. Исключение составляют глаголы, которые без не не употребляются: недомогать, негодовать, неволить, невзлю­бить, ненавидеть; нездоровится, неймется и др.


 


300. Прочитайте. Докажите, что выделенные слова являются формами
глагола. Какие это формы? Определите значения глаголов.

1. Нина Порфирьевна поставила на чугунную плитку чайник. Он тотчас тихонько засипел, запел, потом начал булькать, бурлить, выплескивать кипяток, будто радовался, что так быстро и хорошо сделал свое маленькое, но доброе дело. (Пауст.) 2. И, признав свое поражение, она сказала почти жалеючи: «Ты еще поплатишься за это!» (Наг.) 3. Из освещенного места трудно разглядеть, что дела­ется в потемках, и потому вблизи все казалось задернутым почти черной завесой; но далее к небосклону длинными пятнами смут­но виднелись холмы и леса. (Т.)

301. От следующих глаголов образуйте формы наклонений: 1) изъя­
вительного; 2) повелительного; 3) условного.

Образец: петь — поет, пой, пел бы.

Спешить, бежать, сдавать, работать, плакать.

302. От следующих глаголов образуйте формы времени: 1) настояще­
го; 2) прошедшего; 3) будущего.

Образец: говорить — говорит, говорил, будет говорить.

Знать, входить, думать, слать, настаивать.

303. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите формы про­
шедшего времени, выделите в них окончания. Докажите, что глаголы в
форме прошедшего времени изменяются по родам.


305. Спишите предложения, раскрывая скобки. Объясните правопи­
сание глаголов. Укажите, в каком лице (если есть), роде (если есть) и
числе употреблен глагол.

1. Но перед идолами света (не) гну колени я мои; как ты, (не) знаю в нем предмета ни сильной злобы, ни любви. (Л.) 2. Но роза милая (не) чувствует, (не) внемлет, и под влюбленный гимн колеблется и дремлет. (П.) 3. Вечером этого дня Николай никуда (не) поехал в гости и остался дома, с тем чтобы покончить неко­торые счеты с продавцами лошадей. (Л. Т.) 4. Я — кинодублер. (Не) слыхал о профессии этой? Пока не воспетой. И правильно, что не воспетой! Понять (не) могу, почему мне еще (не) обрыдла профессия драться, профессия прыгать с обрыва. (Рожд.) 5. Над черной слякотью дороги (не) поднимается туман. (Бл.) 6. Не стыдно (не) знать — стыдно (не) учиться. (Поел.) 7. И я продолжаю ее [Антонину Ивановну] (не) навидеть. (Наг.)

306. Составьте и запишите словосочетания с глаголами, которые не
употребляются без не.

Невзлюбить, нездоровиться, негодовать, недомогать.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.