Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие о синонимах






Синонимы (от греч. synonymos — «одноименный») — это слова одной части речи, значения которых очень близки или пол­ностью совпадают; в определенных контекстах они способны за­менить друг друга: обычай, традиция, обыкновение, правило, при­вычка; издавна, исстари, издревле, искони; жаловаться, плакать­ся, роптать, хныкать.

Не все слова имеют синонимы. Нет синонимов у имен соб­ственных {Маша, Маня, Маруся, Муся, Манечка, Машенька, Ма-няша — это уменьшительные или ласкательные варианты пас­портного имени Мария; Санта Клаус не Дед Мороз); у названий жителей, национальностей (новгородец, француз, цыган, киевля­нин, турок); у имен числительных (сорок, пятый, триста семь, пятеро, третий); у большинства местоимений (кто, они, я); у на­именований конкретных предметов (кассета, пододеяльник, рас­чёска).

Выбор нужного синонима производится из группы слов, объ­единенных синонимическими отношениями, — из синоними­ческого ряда. Главное слово синонимического ряда, наиболее точно передающее общее значение, уместное в любом стиле речи, называется доминантой: опрятный — чистый, аккуратный; ряд — вереница, цепь, череда, шеренга. Состав синонимического ряда может исторически изменяться.

Синонимия характерна для большинства частей речи: просить, молить, умолять, взывать, ходатайствовать, клянчить — глаго­лы; поприще, путь, дорога, стезя — имена существительные; чу­жой, посторонний — имена прилагательные; вследствие, из-за — предлоги и др. Среди синонимов могут быть не только слова, но и фразеологизмы: часто, нередко, то и дело, сплошь и рядом; гу­лять, совершать прогулку, делать моцион.

Многозначные слова становятся членами нескольких синони­мических рядов: 1) краткий — «недолгий, протекающий в малый промежуток времени»; синонимы: короткий, кратковременный,


мимолетный, минутный, мгновенный, непродолжительный, скоро­течный, быстротечный, быстролетный; 2) краткий — о говоря­щем: «излагающий в немногих словах, сжато»; синонимы: сжа­тый, лаконичный, короткий.

86. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Назовите синонимы к
выделенным словам.

Сум..рки и тучи сгущались, пока ехали от станц..и по большо­му селу, то(же) весен..ему, грязному. Все тонуло в этих необык-новен..о мягких сум..рках, в глубочайш..й тишине земли, теплой ночи, сливш..йся с темнотой неопределен..ых, ни..ко нави..ших дождевых туч.., и опять Митя дивился и радовался: как спокойна, проста, убога д..ревня, эти пахучие курные избы, уже давно спя­щие, как хорошо в этом темном и теплом степном мире!

(По И. Бунину)

87. Запишите синонимы, объединяемые данными значениями.

Образец: «заведомая ложь»: клевета, навет, напраслина, ого­вор, поклеп.

1. Внешний вид человека. 2. Взыскание за совершенное преступ­ление. 3. Особенность, благодаря которой узнается тот или иной предмет, явление, человек. 4. Намеренно портить, ломать. 5. На­блюдать за сохранностью чего-нибудь. 6. Заключающий тайну, не­разгаданный. 7. Полезный для здоровья.

декларация

88. Повторите материал и установите, почему в лексической системе
языка у выделенных слов нет синони­
мов. Спишите, вставляя пропущенные
буквы; объясните правописание слов с
пропусками букв.

Толя повел Настю в большой мандариновый сад. Дощатый дом с тер..ас.кой, где жила Паша, стоял в глубине сада. Через сад надо было идти по у..кой доро..ке, усыпан..ой крупным гравием, и пониже наклонять голову: ветки мандаринов опускались до земли. «Заходите!» — крикнула Паша из зар.хлей, где тр..щал очаг, и от него пахло сла..коватым дымом. Паша т..пила его кипарисовы­ми щепками.

(По К. Паустовскому)

89. Определите, членами каких синонимических рядов могут быть мно­гозначные слова букет, край, область, свежий, черствый. Составьте и запишите словосочетания, иллюстрирующие ваш вывод. В случае за­труднения используйте словари синонимов русского языка.


 




§ 20. Типы синонимических рядов

С учетом особенностей значения и употребления слов, кото­рые образуют синонимический ряд, различают типы, или виды, рядов.

Первый тип — полные (абсолютные) синонимы — пред­ставлен словами, которые не принято разграничивать ни по зна­чению, ни по сфере употребления: бегемотгиппопотам («тол­стокожее млекопитающее, живущее в пресноводных бассейнах тропической Африки»).

Второй тип — смысловые синонимы (семантические). Это ряд, члены которого отличаются смысловыми оттенками: портгавань обозначают водное пространство у берега, удобное для при­чала судов. Порт — специально оборудованное, приспособленное пространство, гавань же может быть и природной, необорудован­ной. Смысловые синонимы не имеют стилистических отличий, но оттенки в их значениях помогают сделать речь более точной.

Третий тип — стилистические синонимы. Слова называ­ют один и тот же предмет, понятие, признак, действие, но упо­требляются в разных стилях речи и не всегда должны заменять друг друга в пределах общепринятого, обусловленного нормами использования лексики: принадлежность — атрибут, аксессуар (книжн.); ср.: великолепный, прекрасный, чудесный и жаргонные клёвый, обалденный, потрясный.

Четвертый тип — семантико-стилистические сино­нимы — объединение, в котором встречаются, с одной стороны, слова, отличающиеся от других значениями (компонентами смыс­ла), с другой стороны, слова, которые наделены стилистическими оттенками, имеют разные сферы употребления. Например: помо­гать, содействовать, способствовать, пособлять, подсоблять — об­щее значение «выручать», «стараться облегчить чью-нибудь рабо­ту, участь, развитие чего-либо», которое наиболее широко отра­жает доминанта помогать. Содействовать и способствовать предпо­лагают деятельность в одном направлении с кем-нибудь; значения других слов в большей степени указывают на самостоятельность действий, для успешного совершения которых нужна лишь по­мощь, поддержка. В этом ряду, кроме того, содействовать — книж­ное, а пособлять, подсоблять — просторечные слова.

Не только отечественные, но и зарубежные ученые и писатели отметили, что богатство и красота русского языка во многом объяс­няются наличием развитой системы синонимических средств, ко­торая продолжает пополняться. Культуру и выразительность речи невозможно предположить без умелого использования синони­мов. Ситуация общения, этические установки говорящего обус­ловливают выбор синонима: начальник задержался (не замешкался или застрял).


Синонимы помогают избежать повторов, однообразия, излиш­ней «сухости», особенно в художественной, поэтической речи. Это средство достижения точности при характеристике или описании, при передаче оценки: Гагин обратил мое внимание на некоторые счастливо освещенные места; в словах его слышался если не живопи­ сец, то уж наверное художник (Т.).

Обогащение русской лексики синонимами происходит при за­имствовании слов, ср.: русское одинаковый — старославянское тождественный — латинское адекватный (adaequatus). Синонимы появляются в процессе словообразования и/или развития много­значности, в том числе в произведениях мастеров художествен­ной литературы, в публицистике, ср.: исчезнуть, удалиться — сту­ шеваться; оробеть, прийти в замешательство, смутитьсясту­шеваться — в «Дневнике писателя» за 1877 г. Ф.М.Достоевский утверждает, что слово стушеваться впервые употребил он, при­чем использовал его как многозначное. Синонимические ряды рас­ширяются за счет обогащения фразеологическими оборотами: убе­гать — уносить ноги, давать тягу, задавать стрекача.

Не являются синонимичными слова, имеющие общий смыс­ловой элемент в лексических значениях, но не способные заме­нять друг друга в тексте, поскольку они выражают отношение общее/частное или род/вид: злакирожь, пшеница; человекмужчина, женщина.

Сведения об имеющихся в языке синонимах к тому или иному слову можно почерпнуть в соответствующих словарях: Александ­рова 3.Е. Словарь синонимов русского языка; Клюева В.Н. Краткий словарь синонимов русского языка; Словарь синонимов русского языка / Под ред. А. П. Евгеньевой.

90. Ознакомьтесь с характеристикой слов внутри синонимического ряда, определите тип (вид) синонимов: смысловые, стилистические, се-мантико-стилистические, полные.

горизонт

1. Ущелье («узкая глубокая впа­дина в горах») — теснина (то же значение, менее употребительное слово, характерное для поэтической речи). 2. Страдать («испытывать физическую или нравственную боль») — мучиться («сильно страдать») — терзаться («мучиться нравственно») — томиться («испытывать тягостное чувство тос­ки») — маяться (разг. «испытывать тоску, сомнение, боль»). 3. Языковедение («наука о языке») — языкознание (то же значе­ние). 4. Тишина («отсутствие звуков») — молчание («отсутствие звуков человеческого голоса») — затишье («тишина на какое-то определенное время, временное ослабление шума»). 5. Слабый


 


(«имеющий мало силы — физической или моральной») — бес­сильный («совсем лишенный силы») — слабосильный («имею­щий малую физическую силу»). 6. Хвалить («положительно выска­зываться о чем-нибудь или о ком-нибудь») — одобрять («считать что-нибудь правильным, хорошим») — превозносить (книжн. «очень сильно расхваливать»).

91. Составьте синонимические ряды из данных имен прилагательных
и существительных; запишите их. Определите тип синонимов.

Былое, даровитый, дебаты, дискуссия, диспут, изощренный, изысканный, инструмент, крутой, минувшее, обрывистый, ору­дие, отвесный, полемика, прошедшее, прошлое, рафинирован­ный, снаряд, способный, талантливый, тонкий, утонченный.

92. Составьте синонимические ряды из данных глаголов и наречий;
запишите их, вставляя пропущенные буквы. Определите тип синонимов.

Вс.рождать, во..крешать, вос.танавливать, впопыхах, второ­пях, д..трагиваться, к..саться, метить, нередко, прикасаться, сли­чать, сопоставлять, р.хтаврировать, сравнивать, то и дело, тро­гать, часто, ц..лить.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение синонимов.

2. Что объединяет слова в синонимический ряд?

3. Какое слово называют доминантой синонимического ряда?

4. Всегда ли только слова одной части речи входят в состав синоними­ческого ряда?

5. Перечислите типы синонимических рядов. Приведите их примеры.

6. Какова роль синонимов в речи?

Задания для самостоятельной работы

93. Выберите правильный ответ: а) синонимы представлены в первой
группе слов; б) синонимы представлены во второй группе слов;
в) синонимы представлены в третьей группе слов.

1. Царство, королевство, империя, государство, княжество. 2. Возглас, восклицание, выкрик. 3. Дворец, палаццо, замок, терем.

94. Определите тип синонимического ряда: а) семантические; б) сти­
листические; в) семантико-стилистические синонимы.

1. Скрытный, замкнутый. 2. Сторожить, караулить, охранять, блюсти. 3. Скульптор, ваятель.

95. Проверьте свое языковое чутье, выбирая нужное слово из данных
в скобках.


Наш преподаватель русского языка — (отличный, классный) педагог. Он никогда не (кричит, орет) во время занятия, у него прекрасные (повадки, манеры). Когда он (говорит, вещает), то стоит (тишина, затишье). Но никогда на уроках не бывает (скуки, меланхолии). Преподавателя (тревожит, достает) то, что некото­рые из нас (снискали, приобрели) (паршивую, дурную) при­вычку употреблять грубые слова в (общении, контакте). В кабине­те русского языка нам (возбраняется, запрещается) (использо­вать, применять) уличный (словарь, лексикон). «Словом можно (убить, укокошить)», — часто напоминает этот (неординарный, нестандартный) педагог.

96. Прочитайте. Определите, возможна ли замена какого-либо из вы­деленных слов синонимами. Что изменится в тексте вследствие такой замены? Напишите изложение, используя в случае необходимости си­нонимы.

Опять по-весеннему сумрачно темнело, в открытое окно пах­ло дождем и как будто грибами. Лес стоял еще совсем голый, но все же грохотанье поезда отдавалось в нем отчетливее, чем в поле, а вдали уже мелькали по-весеннему печальные огоньки станции. Вот и высокий зеленый огонь семафора, особенно прелестный в такие сумерки в березовом голом лесу, — и поезд со стуком переходит на другой путь. Боже, как по-деревенски жалок и мил работник, ждущий барчука на платформе!

Сумерки и тучи сгущались, пока ехали от станции по большому селу, тоже весеннему, грязному. Все тонуло в этих необыкновенно мягких сумерках, в глубочайшей тишине земли, теплой ночи, слив­шейся с темнотой неопределенных, низко нависших дождевых туч, и опять Митя дивился и радовался: как спокойна, проста, убога деревня, эти пахучие курные избы, уже давно спящие, как хорошо в этом темном и теплом степном мире\

главнаяулица, главный вход, главноенаправле­ние заглавнаябуква, роль (Ев­гений Онегин в «Евгении Онегине»)

Тарантас нырял по ухабам, по грязи, дубы за двором богатого му­жика высились еще совсем нагие, неприветливые, чернели грачиными гнездами. И пошел теплый, сладост­ный, душистый дождь.

В деревне жизнь началась днями мирными, очаровательными.

Усадьба была небольшая, дом старый и незатейливый, хозяй­ство несложное, не требующее большой дворни. Везде все стояло на своих привычных местах, как и много лет тому назад, и так же знакомо и приятно пахло; везде к его приезду все было прибрано, во всех комнатах были вымыты полы.

(По И. А. Бунину) 43


§21. Понятие об антонимах

Антонимы (от греч. and... — «противо...», опута — «имя») — это слова с противоположными, но сопоставимыми значениями: запротив, отрицать — утверждать, радостьпечаль, слепой — зрячий. Имена собственные: Сибирь, Енисей, Мурманск, названия кон­кретных предметов: картина, сандалия, телевизор, относительные имена прилагательные: алюминиевый, песчаный, шерстяной, числи­тельные: пять, пятеро, пятый — не имеют антонимов.

Противоположность значений обнаруживается у единиц лек­сики, которые указывают на время: ранопоздно; утромвече­ром; пространство: изнутриснаружи, центрокраина; количе­ство: многомало, избыток — недостаток; разнообразные каче­ства: острыйтупой, красотабезобразие, свой — чужой.

Круг слов, выражающих противоположные качества, может быть связан с миром человеческих эмоций: смехплач, надежда — отчаяние; с представлениями морально-этического характера: бла­городныйподлый, уважатьпрезирать, а также с тем, что вос­принимается органами чувств — осязанием, слухом, обонянием и др.: шероховатый — гладкий, сладкийкислый, громко — тихо.

Значения слов-антонимов характеризуют движение, перемеще­ние в разных направлениях: взлетатьпадать, приплытьуплыть.

В лексической системе антонимы принадлежат одной части речи, имеют сходные связи с другими словами, т.е. одинаковую сочетаемость: обвинениеоправдание (имена существительные) кого? (подсудимого) кем? (судьей).

По строению слов различаются антонимы разнокор-н е в ы е, т. е. собственно лексические, а также однокорневые, возникшие при словообразовании. Противоположность разнокор-невых антонимов выражается корнями: теплыйхолодный, уско­рять — замедлять. Однокорневые антонимы содержат противопо­ложные по смыслу приставки, суффиксы: зацветать — отцве­тать, победительпобежденный, ограниченныйбезграничный. Антонимы, образованные с помощью приставки не-, выражают противоположность менее резко. Ср.: красивый — некрасивый и кра­сивыйбезобразный.

Вследствие развития многозначности антонимами могут стать разные значения одного слова: обнести угощением — «предложить каждому» и «пройти мимо кого-то, пропустить специально», одол­жить — «дать в долг» и «взять в долг».

Различие значений антонимов обнаруживается как в призна­ках неизменяемых: лево — право; научныйантинаучный, так и убывающих или возрастающих: чистый — нечистый — грязный; грязный — негрязный — чистый. Значения некоторых антонимов могут дополнять друг друга: электрический ток бывает перемен­ным потому, что имеется также и постоянный.


Многозначное слово может иметь один антоним к различным значениям: расцветают — отцветают одуванчики; расцветаетотцветает чувство, а также несколько отдельных антонимов: про­тивниксоюзник (в войне); противник — сторонник (реформ).

Парам антонимов соответствуют в языке пары синонимов: правда — ложь, правданеправда, истиналожь, правдаобман, правдавраньё (разг.). К синонимическому ряду можно подобрать один антоним или целый ряд антонимов, в который входят слова, находящиеся между собой в синонимических от­ношениях: беда, бедствие, горе, злоключение, несчастье — анто­ним счастье; бедасчастье, бедствиесчастье, горесча­стье, несчастьесчастье; беда, бедствие, горе, злоключение, несчастье — благо, благополучие, благоденствие, блаженство, сча­стье.

Кроме общеязыковых существуют индивидуально-авторские ан­тонимы, которыми могут стать в речи, в художественном тексте слова, не противопоставленные по значениям в языке: Покор­ствуй! Дерзай! Не покинь! Отойди! Огонь или тьма — впереди? (Бл.); ср. общеязыковые свет — тьма.

Антонимы широко используются в пословицах и поговорках: Умный сынотцу замена, глупыйне помощь; в крылатых фра­зах: Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь (Гр.); в заголовках статей или названиях художественных произве­дений: «Толстый и тонкий» (Ч.).

С помощью антонимов в художественной литературе создают­ся прием контраста и стилистическая фигура антитезы (греч. antithesis — «противоположение»), основанные на резком проти­вопоставлении понятий, образов: Познай, где свет, — поймешь, где тьма (Бл.). На столкновении слов с противоположными по значению корнями основан оксюморон (от греч. oxymoron — «остроумно глупое»), заключающийся в соединении понятий, которые не сочетаются логически. Например: Большой, хрусталь­ный, сияющий поезд линии Норд-Зюйдподземной дороги — мчался с тихим грохотом по темным подземельям под Парижем (А. Т.), где грохот — «очень сильный (с раскатами) шум», тихий — «об­ладающий небольшой силой звучности, не сильно действующий на слух, не производящий шума».

Сведения об имеющихся в языке антонимах к тому или иному слову, а также об их гнездах можно получить в «Словаре антони­мов русского языка» М.Р.Львова, в его же «Школьном словаре антонимов русского языка».

97. Выпишите антонимы из русских пословиц. Определите общий ком­понент в значениях слов. В случае затруднения обращайтесь к словарю антонимов.


 



 



1. Молодости не воротить, а ста- имидж — целенаправлен- рости не избыть. 2. При сытости по-но сформированный образ мни ГОЛОД) а при богатстве _ убо-

1---------------------------------- ' жество. 3. Учись доброму, худое на

ум и не пойдет. 4. Добро на худо не меняют. 5. Недосол на столе, а пересол на спине.

98. Подберите к словам первой группы антонимы из второй группы.
Объясните свой выбор.

1. Больше, истина, оправдывать, полдень, вредный, прямой, рассвет, ругать, смело, тыл.

2. Закат, кривой, ложь, меньше, осуждать, полезный, пол­ночь, робко, фронт, хвалить.

99. Укажите, какой семантический признак служит основой проти­
вопоставления слов в парах: 1) качество, 2) количество, 3) время,
4) характер/направление действия, 5) место.

Бледный — румяный, появление — исчезновение, кверху — книзу, исток — устье, весна — осень, брать — отдавать, наказы­вать — поощрять, прискакать — ускакать, мало — немало, замед­лять — ускорять, законный — незаконный.

100. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подберите антонимы к
выделенным словам.

Я вск..чил с п..стели, совершенно здоровый и бодрый, как будто и не бывало вчерашней л..хорадки, вместо которой теперь ощ..щал я в себе неизъяснимую радость. Я вспомнил вчерашнее и почувствовал, что отдал бы целое счастье, если б мог в эту м..ну­ту обняться, как вчера, с моим новым другом, но еще было очень рано и все спали.

(По Ф.Достоевскому)

101. Назовите антонимы, учитывая общий компонент их значений.

Образец: «Течение времени» («не имеющее начала и конца»/ «короткий промежуток»): вечностьмгновение, вечностьмиг.

Отношения людей (связанные общностью и пониманием/свя­занные с неприязнью, враждой); перемещаться (на более высо­кий уровень/на более низкий уровень); движение морских, океа­нических вод (с подъемом уровня /с понижением уровня); каче­ство по отношению к труду (любящий труд/уклоняющийся от труда); родственники (родоначальник, представитель предшеству­ющего поколения/младший по отношению к тем, от кого ведет­ся род).


102. Найдите в предложениях антонимы, укажите среди них индиви­
дуально-авторские. Объясните знаки препинания в 5-м и 6-м предложе­
ниях.

1. Зимою ждешь весны, весною просишь лета. (Рыл.) 2. Ты лас­точек дарила мне в апреле, сквозь дождик солнцем улыбалась мне. (Вс. Рожд.) 3. Умирай же, богач, в стужу сильную! Бедняки пус­кай осенью мрут, потому что за яму могильную вдвое больше в морозы дерут. (Н.) 4. Не белый цвет и черный цвет зимы сухой и спелой... (Д. С.) 5. Да ведь я же говорю не о королеве, ваше вели­чество, а о простой школьнице! (Марш.) 6. Не передать того ни другу, ни врагу, что буйствует в груди прозрачною волною. (Ф.)

Вопросы и задания для самопроверки

1. Дайте определение антонимов. Приведите примеры.

2. Назовите группы слов, которые не могут иметь антонимов в систе­ме языка.

3. Перечислите основные семантические признаки, с учетом которых проявляются отношения противоположности значений антонимов.

4. Как влияет состав слова на характеристику типа антонимов?

5. Как многозначность влияет на проявление антонимических отноше­ний?

6. Как обнаруживается связь антонимов и синонимов?

Задания для самостоятельной работы

103. Назовите лишнюю пару слов. Мотивируйте свой ответ. Перепи­
шите, вставив пропущенные буквы.

1. Рас.вет — закат, конец — начало, друг — недруг.

2. Моральный — аморальный, тихий — шумный, естествен-..ый — неестествен..ый.

3. Радость — грусть, радость — печаль, грусть — печаль.

104. Прочитайте, подберите нужное слово — антоним. Мотивируйте
свой ответ. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Москва кому мать, кому.... 2. Правое ухо горит — хвалят или правду говорят;... — напраслину. 3. Смелому горох хлебать, а... и щей не видать. 4. Укрепится человек — крепче камня, а... — сла­бее воды. 5. Жить..., да и умереть не сладко. 6. Личиком..., а душой черненек. 7. Правый глаз чешется к смеху, левый — к.... 8. Наказуй детей в..., успокоят тя в старости. 9. Сын отца глупее — жалость, сын отца умнее —..., а брат брата умнее — зависть. 10. Корень учения горек, да плод его....

Для справок: беленький, горько, левый, мачеха, несмелый, ослабнуть, радость, сладкий, слёзы, юность.


 




105. Восстановите авторский текст, заменив выделенные слова анто­нимами. Спишите, продолжите текст (творческая работа).

Было уже довольно поздно, когда я уснул, но солнце заливало еще тусклым светом всю комнату. Медленно одевшись, поднялся я в сад, а оттуда в рощу. Я пробирался сюда, где реже зелень, где смо­листее запах деревьев и куда грустнее заглядывал лунный луч, печа­лясь, что удалось там и сям пронизать мглистую густоту листьев. Было ужасное утро.

Явно пробираясь все ближе и ближе, я вышел наконец на этот центр рощи, к Москве-реке. Она текла шагов двести позади, под горою.

(По Ф.Достоевскому)

жюри [ж'у]

Для справок: веселее, впере­ди, гуще, дальше, другой, ещё, край, наскоро, незаметно, прекрасный,

проснуться, радуясь, рано, сойти, солнечный, туда, уже, яркий.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.