Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Группы слов






В лексике можно выделить разнообразные объединения, группы слов. Эти группы складываются на основании представления людей о том, что эти слова называют. Так, к одной группе можно отнести слова: а) называющие определенные предметы или явления окру­жающей действительности: диван, кресло, тахта, шкаф — «мебель»; б) передающие сходные представления о каких-либо качествах: добрый, искренний, уважительный; доброта, искренность, уваже­ние — «положительные качества и представления о них»; в) на основании возникающих у человека впечатлений: холодно, груст­но, ветер, дождь, грипп, уроки, учиться — «впечатления об осе­ни»; г) с учетом возможности использовать одно слово вместо другого в словосочетании: смелый или храбрый, отважный воин.

Тематические группы лексики складываются на основе общего смысла, содержащегося в лексических значениях: капуста, морковь, свекла — «овощные культуры»; равнина, возвышенность, холм — «формы земной поверхности, ландшафт»; идти, лететь, плыть — «перемещаться в пространстве». При раскрытии опреде­ленного содержания текста такие слова образуют текстовую тематическую группу. Например, поэтом Н.Рубцовым ис-


 




пользованы слова конь, лошадь, называющие животных, их масть — гнедой, рыжий, названия действий человека, необходимые при обращении с лошадью, — запрягать, позапрягать, действий жи­вотных — бить, залягать, лягать. Они образуют текстовую тема­тическую группу и потребовались автору в раскрытии темы и идеи стихотворения: Я забыл, как лошадь запрягают. И хочу ее позапря­ гать, хоть они неопытных лягают и до смерти могут залягать. Не однажды мне уже досталось от коней, и рыжих, и гнедых, — знать не знали, что такое жалость, били в зубы прямо и под дых.

Если в составе тематической группы только слова одной части речи, которые дополнительно связываются общими грамматиче-

______________________ скими свойствами, то ее называют

конституционный лекси ко-семантической

группой: пилить, строгать, шли­фовать — глаголы, изменяющиеся по лицам и числам, имеющие грамматические категории време­ни, наклонения и др., которые объединяются значением «обра­батывать материал с помощью инструмента».

Несколько тематических групп составляют семантическое поле. Например, в семантическое поле музыка входят слова, на­зывающие виды музыкальных произведений: романс, соната, фуга; музыкантов: органист, певец, скрипач; музыкальные инструмен­ты: арфа, виолончель, гусли; действия исполнителей: аккомпаниро­вать, бисировать, петь; слова, именующие способы воспроизве­дения музыки: легато, модерато, стаккато и др.

67. Укажите общее в лексическом значении слов каждой из темати­
ческих групп и дополните их примерами.

1. Араб, болгарин, венгр... 2. Дискета, монитор, файл... 3. Адво­кат, прокурор, судья... 4. Аудитория, конспектировать, лекция...

68. Прочитайте. Определите, какой темой объединены пословицы.
Сформируйте и запишите группы слов, объединенных этой темой.

1. Наследство — ни дар, ни купля. 2. Меньшому сыну отцов­ский двор — старшему новоселье. 3. Чем дарят, тем не корят. 4. Подарки любят отдарки. 5. Дар дара ждет. 6. Не дорог подарок, дорога любовь.

69. Прочитайте стихотворение Н. Рубцова «Медведь». Выделите слова,
образующие текстовую тематическую группу. Вставьте пропущенные бук­
вы. Какое правило русской орфографии необходимо вспомнить?

В м..дведя выстрелил л..сник. Застряла дробь в л..хматом теле. М..гучий зверь к сосне приник. Глаза м..дведя слез полны:


За что убить его х..тели? Домой отправился м..дведь,

М..дведь не чувствовал в..ны! Чтоб горько дома пор..веть...

Вопросы и задания для самопроверки

1. Какой уровень языковой системы представляет слово?

2. Дайте определение слова.

3. Назовите важнейшие функции слова.

4. Что отражает лексическое значение слова?

5. Какие слова называются однозначными?

6. Какие слова называются многозначными?

7. Какая стилистическая фигура предполагает смежность предметов, явлений, называемых с помощью одного слова, — метафора или мето­нимия?

8. Дайте определение понятия «лексическая сочетаемость». Проил­люстрируйте его своими примерами.

9. Какие группы (объединения) слов выделяются в лексике?

10. Приведите примеры различных объединений слов, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Задания для самостоятельной работы

70. Назовите лишнее в группе слов. Мотивируйте свой ответ.

1. Кабинет закрыт, дом построили, театр аплодировал. 2. Класс рассмеялся, коридор окрашен, стадион свистел. 3. Выпил молоко, молоко тумана, выстрел в молоко.

71. Найдите лишнее в группе слов. Мотивируйте свой ответ.

1. Глобус, карта, атл..с, страус, комп.х. 2. Терьер, бульдог, спа­ниель, св..ристель, сеттер. 3. Козодой, ш..фер, учитель, хирург, ст..ляр.

72. Спишите, выбирая нужный вариант. Выпишите слова в прямых
значениях, предложите свое толкование этих значений. Выделите слова в
переносных значениях, укажите их типы. Выделите фразеологизм.

1. Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук хв(о, а)тает на л(и, е)-ту и закр(и, е)пляет вдруг и темный бред души, и трав неясный зап(о, а)х. (Ф.) 2. Сквозь м(о, а)розные р(и, е)сницы утро смотрит на с(и, е)ницу. На с(и, е)ницу, на б(и, е)резу, драгоценную с м(о, а)-роза. (Утк.) 3. По з(и, е)ркальной воде, по кудрям л(о, а)зняка от з(о, а)ри алый свет разл(и, е)вается. (Ник.) 4. Не о закате, не о зыби, что сер(и, е)брится вд(о, а)леке, — народ б(и, е)седует о рыбе, о сплаве леса на р(и, е)ке. (Марш.) 5. На горных в(и, е)ршинах вет(и, е)р в узорах в(и, е)твей тр(и, е)п(и, е)тал. (Бальм.)


 




73. Прочитайте текст. Укажите слова в переносных значениях, тропы.
Составьте и запишите рассказ о встрече с каким-либо произведением
искусства или изложите данный текст.

Настя вошла в комнату, оглядела ее и вздохнула.

Как хорошо! Она смотрела на картину на стене и не расслышала последних слов Толи. Ей казалось, что она уже давно видела то, что было изображено на картине, но никак не могла вспомнить где.

Голубоватые сумерки простирались над морем, над равниной тусклой и тихой воды, а вдали, на берегу какой-то неизвестной

______________________ страны, горели желтые портовые

завидно фонари. Их свет отражался в воде

длинными столбами. И одна-един-ственная, страшно отдаленная звез­да блестела в небе, похожем на туман, — печальная звезда, спут­ница кораблей. «Что там, на берегу?» — думала Настя.

Она долго смотрела на картину с сумеречным морем и огня­ми, потом заметила около этой картины старую морскую карту. Какие-то синие реки впадали на ней в зеленый океан, маяки были очерчены тонкими кружками. В углу карты Настя увидела нарисо­ванную тушью звезду и над нею надпись «Роза ветров».

(По К. Паустовскому)

74. Из текста предшествующего упражнения выпишите слова, кото­
рые можно отнести к одной текстовой тематической группе, лексико-
семантической группе. Назовите группы, дополните их состав своими
примерами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.