Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лексическое значение






Лексическое значение — это смысловое содержание сло­ва, одинаково понимаемое людьми, говорящими на данном языке. Лексическое значение устанавливает связь между словом и называ­емым им предметом, явлением, действием, качеством, числом,


 




отражает понятие: инфраструктура — «отрасли экономики, науч­но-технических знаний, обслуживания, которые непосредствен­но обеспечивают производственные процессы»; равноденствие — «время в году, когда продолжительность дня и ночи одинакова»; уличить — «изобличить, доказать виновность»; шерхебель — «уз­кий рубанок с полукруглым резцом для грубого строгания»; экст­равагантный — «расходящийся с общепринятыми обычаями, слишком своеобразный, вызывающий».

----------------------------- 1 В лексическом значении слов

инновация можно обнаружить смысловые со-

ставляющие (компоненты), по ко­торым устанавливаются свойства, общие для ряда предметов, действий, а также выявляются раз­личия, выделяющие данный предмет (действие и пр.): ирония — «тонкая, скрытая насмешка», где общее — «насмешка», а разли­чительное — «тонкая», «скрытая»; скутер — «одноместная спортив­ная лодка с подвесным двигателем», где общее — «лодка», а различительное — «одноместная», «спортивная», «с подвесным двигателем».

Узнать значение слова можно по одному из толковых сло­варей. Лексические значения объясняются в толковых словарях различными способами: а) описательно: славяне — «одна из круп­нейших в Европе групп родственных по языку и культуре наро­дов, составляющих три ветви: восточнославянскую (русские, ук­раинцы, белорусы), западнославянскую (поляки, чехи, словаки, лужичане) и южнославянскую (болгары, сербы, хорваты, сло­венцы, македонцы, черногорцы)»; б) через близкие по значе­нию слова — синонимы: работоспособный — «то же, что трудо­способный»; в) через противоположные по значению слова — антонимы: брутто — «о весе товара: вместе с упаковкой; проти-воп. нетто».

Не все слова имеют лексическое значение. Например, междоме­тия, предлоги, союзы, частицы — это несамостоятельные, слу­жебные единицы, у которых есть грамматическое значение особых частей речи и способность проявлять, устанавливать отношения между самостоятельными словами, с которыми они употребляют­ся в речи, или предложениями.

Не обладают понятийным содержанием и имена собственные. Слова-названия — это самостоятельные единицы языка, потому что у них есть как лексическое, так и грамматическое значение.

56. Ознакомьтесь со словарными статьями «Словаря русского язы­ка» С.И.Ожегова. Определите способ толкования лексического значе­ния слова.


1. Брезент — «грубая плотная льняная или хлопчатобумажная водозащитная ткань». 2. Ежегодник — «периодическое издание, выходящее один раз в год». 3. Желательный — «нужный, соответ­ствующий желаниям, интересам». 4. Истец — «человек или организация, предъявляющие иск; противоп. ответчик». 5. Пустын­ник — «то же, что отшельник».

57. Прочитайте. Как вы понимаете значения выделенных слов? Пред­
ложите собственное их толкование. В случае затруднений обращайтесь к
толковым словарям. Какие знаки препинания пропущены в первом пред­
ложении?

1. А теперь клоун готов сказал мастер и дал ему в руки медные тарелки. (С. Вор.) 2. Воспитанницы гуляли по получасу, и притом только по мосткам, как всегда по парам... (Вод.) 3. Щурился про­куратор не оттого, что солнце жгло ему глаза, нет! (Булг.)

58. Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные
буквы. Подчеркните служебные слова. Объясните, с какой целью они
используются.

Деревян..ый мост перекинутый чере.. у..кую речу..ку кр..хтит вздрагивает под к..лесами и шатает..ся точно дряхлый ст..рик. Но вот еще м..нута и вы уже за гор.дом. Тихо шепч..т..ся березы над могилами кла..бища да ветер в..лнует хлеба на нивах и звенит уны­лою бесконечною песней в провол..ках пр.дорожного т.леграфа.

(В.Г. Короленко)

59. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Предложите собственное
толкование лексического значения слов. Составьте предложения с
5 словами, запишите их.

Воспитатель, доброжелательность, кр..снеть, напильник, по­завчера, правовой, прыгнуть, сотрудничество, удл..нитель, экс­курсант.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.