Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научная конференция: «Русский Север в военно-морском и






экономическом отношениях», 20.12.2012 г. (Санкт-Петербург)

 

О Русском Севере ученые, публицисты, политики писали и пишут с неиссякаемым воодушевлением, неизменно окрашенным, однако, недоуменным удивлением. Нет тех, кто забыл бы о его геополитической значимости, как и тех, кто не упомянул бы о его неисчерпаемых ресурсах, которые на многие десятилетия могут обеспечить стабильное и мощное развитие экономики России, подъём благосостояния её народа.

Удивление вызывает то, что осознание всего этого, озарявшее умы государственных деятелей и в позапрошлом веке, и в прошлом, побуждавшее, действительно, к разработке грандиозных планов, программ, проектов (в данном случае речь не идёт, конечно же, о таких уникальных по своей странности проектах, как, например, строительство железной дороги через Таймыр), выливалось в довольно скромные результаты. В процессе реализации замыслов как-то незаметно утрачивалась связующая их нить: частично достигнутые цели создавали новые проблемы, к решению которых порой не знали, как подступить. Объяснения найти в каждом конкретном случае было не трудно. Причины были объективными по своей природе. Менялись приоритеты, а имеющиеся в распоряжении средства не были неограниченными. Достаточно Петру Великому было прорубить окно в Европу, и освоение Севера оказалось отодвинутым на второй план, причем надолго.

В середине XIX века потребности динамично развивавшейся европейской экономики напомнили как о богатствах Русского Севера, так и об уязвимости внешней торговли империи, в основном сконцентрированной в балтийских и черноморских портах. Закупорка проливов в случае общеевропейского конфликта грозила цепочкой неприятных последствий. Всё более остро стали восприниматься разные аспекты проблемы обеспечения государственной безопасности. Строительство железной дороги на Мурман, а позже появление Комбината Мурманской железной дороги, просуществовавшего, правда, не долго, а потом строительство Беломоро-Балтийского канала стали в своё время яркими свидетельствами несовпадения желаний с возможностями. Последних всегда недоставало.

С наступлением XXI века вал проблем, и, вместе с тем, и искушений, по своим масштабам превзошли все предшествующие периоды российской истории. Неудивительно, поэтому, что интерес к Русскому Северу у представителей разных областей науки продолжает постоянно возрастать. Предлагаемый читателю сборник статей не претендует на всеохватность, но только на первый взгляд может показаться, что за пестротой тем и проблем нет объединяющего их беспокойства, если не сказать тревоги.

Проблемы, порождённые глобальным изменением климата, состоянием экологии огромного региона, необходимостью поиска новых технологических решений при разработке ресурсов и обеспечения функционирования систем жизнеобеспечения поселений различного типа, совершенно иной геополитической ситуацией, чем та, которая была всего два десятилетия тому назад, неизбежно выдвигают на первый план именно задачу обеспечения государственной безопасности, о каком бы её аспекте не шла речь – военном, социальном, экономическом.

20 декабря 2012 года в филиале Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге «Ледокол " Красин"» прошла научная конференция «Русский Север в военно-морском и экономическом отношениях», организованная командованием Западного военного округа, руководством Научно-исследовательского института (военной истории) ВАГШ ВС РФ, коллективами научных отделов музеев «Ледокол " Красин"» и Арктики и Антарктики (РГМАА).

В ходе работы конференции эксперты разной специализации (политологи, историки, экономисты, экологи, географы, геологи, метеорологи, ученые техничесих специальностей, военные аналитики) обсудили актуальные вопросы защиты национальных интересов России в Арктике. Доклады, сообщения и тезисы участников конференции и легли в основу данного научного издания.

Необходимо отметить, что настоящее и будущее российской Арктики характеризует высокий динамизм развития хозяйственной деятельности в приполярной зоне, модернизации транспортной системы, обеспечения экологической безопасности, решения социально-экономических проблем, организации и проведения научных исследований и полярных экспедиций, подготовки кадров. Намерения и планы закрепляются в президентских, правительственных, ведомственных документах законодательного характера, стратегиях, программах, распоряжениях и пр.

Так, за сравнительно короткий срок с 20 декабря 2012 г. по 20 мая 2013 г. произошли события, которые с полным основанием можно назвать «вехами» в обеспечении национальной безопасности России в Арктике.

20 декабря 2012 г. распоряжением № 2433-р Председателем Правительства Российской Федерации Д. Медведевым была утверждена государственная программа «Развитие науки и технологий»[1], которая, прямо или опосредованно, затрагивает проблемы изучения и освоения Арктики до 2020 г.

27 декабря 2012 г. Правительство РФ утвердило государственную программу Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012–2020 гг.[2] Реализуя программу, мы должны достичь показателей социально-экономического развития, заложенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. Выполнение всего перечня природоохранных мероприятий, задекларированных в программе, «позволит повысить уровень экологической безопасности граждан, сохранить и восстановить природные системы, в том числе численность популяций редких и исчезающих объектов животного и растительного мира»[3], все это в полной мере касается арктической зоны России.

В этот же день Д.А. Медведев подписал распоряжение № 2559-р об образовании охранной зоны государственного природного заповедника «Остров Врангеля»[4]. Главными целями документа задекларированы: сохранение условий естественного функционирования прибрежных морских и островных природных комплексов Арктики, защита мест обитания белого медведя и морских млекопитающих от неблагоприятных антропогенных воздействий, обеспечение условий для развития экологического туризма в российской Арктике.

30 декабря 2012 года Президент Российской Федерации В. Путин утвердил внесение изменений в Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации»[5].

17 января 2013 года Министерство транспорта РФ утвердило приказ № 7 «Об утверждении Правил плавания в акватории Северного морского пути»[6].

20 февраля 2013 года Президентом Российской Федерации В. Путиным утверждена «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020года»[7]. Целью Стратегии является реализация национальных интересов, а также достижение главных целей государственной политики Российской Федерации в Арктике путем решения основных задач с учетом стратегических приоритетов, обеспечивающих национальную безопасность и устойчивое социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации.

6 марта 2013 года информационное агенство «Арктика-Инфо» сообщило, что президиум Российской академии наук принял решение о создании Института комплексных исследований Арктики РАН. Научно-исследовательский центр откроется в Архангельске.

15 марта 2013 года распоряжением Правительства Российской Федерации № 359-р создано федеральное государственное казенное учреждение «Администрация Северного морского пути». 12 апреля 2013 года Министерство юстиции России зарегистрировало Правила плавания в акватории Северного морского пути, утвержденные приказом Минтранса России от 17.01.2013 г. № 7.

Ярким свидетельством роста интереса к Арктике на международной арене стала сессия Арктического совета в шведском городе Кируна 14–15 мая 2013 года. Арктический совет – международная организация, которая возникла в 1996 г. и объединила восемь приарктических государств (Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция), первоначально ставила перед собой задачи охраны уникальной арктической природы и координации исследовательской деятельности. Однако в последующие годы интерес к Арктическому совету заметно возрос, а спектр его деятельности расширился. В круг постоянных наблюдателей вошли Германия, Франция, Великобритания, Польша, Испания и Нидерланды, а также международные организации, среди которых: Экономическая комиссия ООН в Европе, Северный совет, Северный форум и др.

15 мая новыми наблюдателями стали КНР, Индия, Италия, Япония, Южная Корея и Сингапур. В позитивном плане была принята к рассмотрению также заявка Европейского Союза, хотя итоговое решение по ней отложили. Комментируя события, германская радиостанция «Deutsche Wellе» привела рассуждение представителя независимой организации EU-ARCTIC-Forum Ш. Вебера, который отметил, что ЕС безусловно может претендовать на статус наблюдателя, так как является «одним из самых активных участников освоения Арктики» и получает из арктического региона большое количество газа, полезных ископаемых, рыбы[8].

Между тем, по сообщениям СМИ, у многих политиков и экспертов стремительное расширение Арктического совета вызывает далеко не однозначно-оптимистическую реакцию. В частности, российское правительство справедливо опасается активного проникновения в Арктический совет неарктических стран, стремящихся утвердить здесь свои экономические интересы[9]. Намерение ЕС войти в Совет вызывает тревогу также у Канады, которая весьма тяготится введенными Брюсселем запретами на добычу морских живротных. Явно подогревает страсти «нефтяная составляющая» проблемы. Страны, не имеющие членства в Совете, со своей стороны, рассатривают, даже, вариант создания собственной, альтернативной, организации – «Арктический круг» (эти планы поддержал президент Исландии Олавур Рагнар Гримссон), хотя Арктический совет и так далеко не единственная международная организация, деятельность которой связана с Арктикой.

Э.Л. Коршунов

А.А. Михайлов

А.И. Рупасов


Ледокол «Красин»







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.