Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Если мы захотим мысленно нарисовать картину развития ребенка, то прежде всего должны представить себе






Если мы захотим мысленно нарисовать картину развития ребенка, то прежде всего должны представить себе, что доминирующей формой эмбрионального периода является космическая шаровидная форма. К ней присоединяется то, что можно назвать намеком на туловище и конечности. Рождаясь, ребенок покидает плодный пузырь, имеющий шаровидную форму; сразу после рождения младенец имеет большую шаровидную голову. Далее в ходе развития, если оно протекает нормально, космическая шаровидная форма головы более или менее сохраняется, а весь остальной организм - грудь, туловище, конечности - вытягивается и растет навстречу земле с действующими в ней силами. Развитие проходит определенные этапы, как это уже было описано выше.

Параллельно этому развитию - рост физического тела, вытягивание его в длину и уменьшение головы относительно всего тела - идет развитие сознания. Сознание постепенно пробуждается, выходя из состояния глубокого сна, оно очень медленно раскрывается на фоне пробуждающегося чувственного восприятия внешнего мира и наконец перестает быть далеким, отсутствующим, превращаясь в бодрствующее земное сознание.

Тут надо, однако же, обратить внимание на следующий момент. Если младенца перекармливать, это будет благоприятствовать сохранению им на длительное время шаровидной формы. Это значит, что обмен веществ может болезненным образом способствовать тому, что тело ребенка будет удерживать форму шара, подобающую при нормальном положении вещей только голове. Это замедлит и приостановит процесс врастания организма в сферу сил земли. При рахите хотя и не бывает, как правило, такого сохранения шаровидной формы всего тела (кроме разве что некоторых симптомов, указывающих именно на то, о чем мы говорили) и имеет место нечто совсем иное, здесь выражается та же тенденция возврата к прежнему состоянию. При этом не только разбухает череп (гидроцефал), но и кости черепа становятся мягкими - почти такими же, какими они были в эмбриональный период; то же касается и трубчатых костей.

Эти картины, взятые из внешней действительности, свидетельствуют не только о том, что человек испытывает на себе воздействие сил космоса (закругление, превращение в шар) и земли (выпрямление, вытягивание в длину), но также и о том, что эти полярные силы в организме действуют одна на другую, причем одна сила может преобладать над другой. Мы, конечно, отдаем себе отчет в том, что такой обобщенный динамический подход, являющийся подходом духовнонаучным, имеет мало общего с распространенными представлениями современного материалистического естествознания. Но при желании можно убедиться, сосредоточив свою мысль на только что изложенном, что нарушения в развитии ребенка, подобные тем, о которых велась речь, имеют своей причиной перевес одной из двух противостоящих друг другу сил. Такой перевес возникает при нецелесообразном и несвоевременном вмешательстве в органические процессы и влечет за собой нарушение гармоничного развития организма в целом.

Возможно - и в наше время часто встречается - такое нарушение: вследствие резкого вмешательства в процессы обмена веществ начинается анормальный безудержный рост тела, особенно конечностей, - то, что в современной науке называется словом «акселерация» и представляет неразрешимую проблему. В этих явлениях обнаруживается действие сил земли, их перевес в организме.

Между двумя полюсами, космическим и земным, живет, выравнивая их влияния, здоровый ритмический организм со своими органами – кровью, сердцем, легкими. Конечно, на него могут оказывать влияние тенденции анормального развития, обусловленного перевесом одной из полярных сил. Вспомним, например, маленькое капельное сердце долговязого астеника. Подобные нарушения являются следствием неправильного педагогического метода, неправильного обращения окружающих с ребенком.Итак, в первые семь лет жизни ребенок строит своп организм, упорядочивает и соразмеряет идущие в нем процессы. Эта деятельность основывается на том, что три сущностных звена духовного организма человека - жизненное тело, душевный организм и «Я» - входят непосредственно во все органические процессы, стимулируя их. Позже эти силы становятся основой деятельности сознания. Со сменой зубов они завершают свою работу над физическим телом, постепенно освобождаясь для деятельности душевно-духовной. Этот процесс длится вплоть до наступления половой зрелости и создает основной фон развития в период от 7 до 14 лет.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.