Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Имеет ли право застройщик-инвестор заключать договор на осуществление авторского надзора и внесение изменений в проектную документацию без согласования с проектировщиком?






Федеральным законом от 17.11.95 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 17) предусмотрено, что «...Автор архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта, если иное не предусмотрено договором».

Следовательно, если при разработке проектной документации в договоре не была предусмотрена разработка рабочей документации, то заказчик при заключении отдельного договора на ее подготовку вправе привлечь иного подрядчика.

Указанная норма согласуется с положением пункта 2 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации [1.1], где установлено: «Договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон, и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию».

Таким образом, законодательством предусмотрена возможность подготовки рабочей документации иным подрядчиком, отличным от разработчика проектной документации, порядок выполнения которой регулируется положениями статей 758 - 760 Гражданского кодекса Российской Федерации [1.1].

При этом следует иметь в виду, что частью 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации [1.2] установлена норма, по которой «застройщик или заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации», т.е. необходимость проведения авторского надзора определяется заказчиком.

Пунктом 4.3 СП 11-110-99 определено, что «Авторский надзор в случае его выполнения юридическим лицом осуществляется специалистами-разработчиками рабочей документации...».

Указанное положение следует из требований ГОСТ 21.101-97 «Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации». Так, согласно подпункту «г» пункта 4.2.9 ГОСТ 21.101-97 «в общих указаниях приводят... запись о том, что рабочие чертежи разработаны в соответствии с действующими нормами, правилами и стандартами». При этом «изменение рабочего документа, ранее выданного заказчику», выполняют на основании разрешения, утвержденного руководителем организации-разработчика (см. пункты 7.1, 7.4.1 ГОСТ 21.101-97).

Как видим, внесение изменений в рабочую документацию, которые, как правило, осуществляются в процессе авторского надзора, является функцией разработчика этой документации. При этом он несет ответственность за несоответствие этих изменений техническим регламентам в соответствии с положениями статьи 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации [1.2].

Из изложенного следует, что заказчик вправе привлекать к авторскому надзору только разработчика рабочей документации, к компетенции которого относится внесение изменений в указанную документацию.

Если изменения касаются проектной документации, то в этом случае следует руководствоваться положением пункта 1 статьи 20 Федерального закона «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»: «Изменения архитектурного проекта при разработке документации для строительства или при строительстве архитектурного объекта производятся исключительно с согласия автора архитектурного проекта...». Как видим, изменения, касающиеся архитектурных решений, всех разделов проектной документации, подлежат согласованию с проектировщиком.

Имеет ли право организация, осуществляющая контроль за строительством, совместно с заказчиком согласовывать изменения в проектной документации без участия организации, разработавшей проект?

Согласно пункту 4.1 СП 11-110-99 «Авторский надзор за строительством зданий и сооружений» авторский надзор, в случае его выполнения юридическим лицом, осуществляется специалистами-разработчиками рабочей документации.

В соответствии с ГОСТ 21.101-97 «Система проектной документации для строительства. Основные требование к проектной и рабочей документации» «изменение рабочего документа, ранее выданного заказчику», выполняют на основании разрешения, утвержденного руководителем организации-разработчика (пункт 7.1, подпункт 7.4.1), который несет ответственность за несоответствие этих изменений техническим регламентам в соответствии с положениями статьи 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации [1.2].

В случае возникновения форс-мажорных обстоятельств (ликвидации организации-разработчика, наложения на нее ареста при финансовой несостоятельности и невозможности в связи с этим выполнять свои функции и т.д.) проведение авторского надзора, а, следовательно, и внесение изменений в рабочую документацию, может быть поручено на договорных началах организации, имеющей право на выполнение указанных работ, которая по договору должна на себя взять все обязательства подрядчика-проектировщика, связанные с принятыми в проекте техническими решениями и установленные статьей 760 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При этом следует принять к сведению, что частью 3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации [1.2] установлено: «Государственная экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции, капитального ремонта не требуется получение разрешения на строительство, а также в случае проведения такой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы и применяемой повторно (далее - типовая проектная документация), или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства».

Следовательно, в случае, если вносимые в проектную документацию изменения не затрагивают конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объекта, то наличие решения организации, принявшей на себя обязанности организации-разработчика, оформленного в соответствии с требованиями ГОСТ 21.101-97, может служить основанием для осуществления строительства объекта.

В остальных случаях, т.е. если изменения касаются конструктивных и других характеристик надежности и безопасности, требуется проведение государственной экспертизы переработанной проектной документации и ее переутверждение в установленном порядке.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.