Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие ассоциативной психологии в XIX веке






В начале 19 века ассоциативная психология оставалась единственной психологической школой, предмет которой – сознание – был признан всеми без исключения учеными. Сознание рассматривалось как комплекс ощущений и представлений, соединенных по законам ассоциации. Методом психологии был метод интроспекции. Но метод самонаблюдения не мог оставаться основным методом, т.к. он субъективен и не может быть проверен математикой. К тому же он не может быть использован для исследования бессознательных процессов и при исследовании психики маленьких детей и животных. Поэтому психология должна была разработать новый объективный метод изучения душевной жизни.

Еще важным фактором, оказавшим влияние на развитие психологии в этот период, было появление в 1859 г. эволюционной теории Дарвина, которая решительным образом повернула психологию к естествознанию. Теория эволюции позволила пересмотреть постулаты устаревшего механистического детерминизма. Идея о том, что целью психического развития является адаптация к среде, выводила психологию из поля сознания позволила пересмотреть предмет психологии. Психология из науки о сознании трансформировалась в науку о познавательных процессах

Одним из крупнейших представителей ассоциативного направления в этот период был Томас Браун (1778-1820). Его исследования были направлены на усовершенствование ассоциативной психологии, не подвергая сомнению ее постулаты. В частности, он пришел к выводу о том, что существуют законы ассоциаций двух степеней сложности.

Ассоциации по смежности, по сходству и по контрасту он относил к разряду первичных законов работы человеческого ума. Они изначально присущи сознанию. Эти первичные законы необходимы, но не достаточны, чтобы объяснить, почему заданным образом в сознании появляется именно такой, а не другой образ. Ведь перед умственным взором проходит бесчисленное множество образов, но лишь между немногими образуются стойкие ассоциации.

К первичным законам нужно присоединить вторичные. Браун разработал девять вторичных законов – частоты, новизны, длительности первоначального ощущения, необычности и т.д. Чем чаще осознаются какие-либо образы, чем более сильные эмоции они вызывают, чем свежее впечатление о них, чем они необычнее и т.п., тем больше шансов на установление связи между ними.

Важной идеей Брауна было положение, согласно которому отдельные ощущения могут сливаться в комплексы, в которых отдельные ощущения уже неразличимы. С этим было связано положение о наличии спонтанной ассоциации, при которой порядок идей может несколько отклоняться от порядка ощущений. В дальнейшем эти мысли Брауна были развернуты в законы творческой ассоциации, при которой у человека рождаются принципиально новые понятия.

Джеймс Миль (1773-1836) является автором одной завершенных систем ассоциативной психологии. Он называет ее «ментальной механикой» или «ментальной физикой», в которой все психические процессы могут быть сведены к механическим по своей сути явлениям. Милль считал, что законы ассоциаций столь же непреложны, как и законы физики.

Отказавшись от идеи Брауна о спонтанных ассоциациях, Милль сформулировал закон: «Порядок и связь идей таковы, каковы порядок и связь ощущений». Таков подход классического ассоцианизма к содержанию сознания.

Элементами сознания являются ощущения и их бледные копии – идеи; в нечто более сложное они складываются благодаря последовательным и одновременным ассоциациям. Восприятие предмета строится на основе одновременных ассоциаций, т.е. целостное восприятие предмета возникает как результат связывания всех входящих в это целое ощущений разных модальностей (зрительных, вкусовых и т.п.)

А вот пример последовательной ассоциации: (лимон) – в прошлом опыте образовалась связь между ощущением кислого и гримасой. Когда появился «второй член» (гримаса), по ассоциации возник предшествующий ему «первый член» - ощущение кислого вкуса.

Таким образом, такой сложный процесс, как память, также сводился к определенному течению ассоциаций.

Процесс мышления также был объяснен механическим «сцеплением» соответствующих элементов, главным образом в виде последовательных ассоциаций.

Что такое решение задачи? «Удачное» попадание на нужную идею, ассоциативно связанную с каким-либо условием задачи. Вот и ставилась перед педагогами цель натаскать учеников на решение, например, математических задач так, чтобы «попадание» осуществлялось без помех сразу же после прочитывания условий задачи. Подобное понимание механизма мышления надолго осталось в педагогике. Сам Джеймс Милль воспитывал своего сына Джона Миля пользуясь своей ассоциативной концепцией «ментальной механики».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.