Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. Рабочая программа по предмету «Психофизиологические основы деятельности водителя» раскрывает последовательность изучения разделов и тем






Рабочая программа по предмету «Психофизиологические основы деятельности водителя» раскрывает последовательность изучения разделов и тем, содержание тем, а также распределение учебных часов по разделам и темам.

 

Целью данной программы является:

· изучение основы эффективного общения;

· научить саморегуляции и профилактики конфликтов.

 

Порядок реализации программы:

 

Теоритические и практические занятия проводятся в оборудованном учебном кабинете, в соответствии с тематическим планом, с помощью соответствующего учебного оборудования, список которого представлен в Приложении 1, педагогическим работником, удовлетворяющим квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках по соответствующим должностям и (или) профессиональных стандартов. Продолжительность учебного часа теоретических и практических занятий составляет 1 академический час (45 минут). Промежуточная аттестация по предмету проводится в виде зачета.

 

Планируемые результаты освоения программы

 

В результате освоения Рабочей программы обучающиеся должны знать:

· Познавательные функции, системы восприятия и психомоторные навыки;

· Основы эффективного общения;

· Этические основы деятельности водителя.

 

В результате освоения Рабочей программы обучающиеся должны уметь:

  • управлять своим эмоциональным состоянием;
  • конструктивно разрешать противоречия и конфликты, возникающие в дорожном движении

 

Тематический план предмета «Психофизиологические основы деятельности водителя»

 

№№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов
Всего Теоретические занятия Практические занятия
  Познавательные функции, системы восприятия и психомоторные навыки     -
  Этические основы деятельности водителя     -
  Основы эффективного общения     -
  Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов     -
  Саморегуляция и профилактика конфликтов (Психологический практикум)   -  
  Зачет      
  Всего      

 

 


 

 

Содержание разделов и тем предмета «Психофизиологические основы деятельности водителя»

 

Тема 1. Познавательные функции, системы восприятия и психомоторные навыки

Понятие о познавательных функциях (внимание, восприятие, память, мышление).

Внимание и его свойства (устойчивость, концентрация, распределение, переключение, объем). Причины отвлечения внимания во время управления транспортным средством. Способность сохранять внимание при наличии отвлекающих факторов. Монотония. Влияние усталости и сонливости на свойства внимания. Способы профилактики усталости.

Виды информации. Выбор необходимой информации в процессе управления транспортным средством. Информационная перегрузка.

Системы восприятия и их значение в деятельности водителя. Опасности, связанные с неправильным восприятием дорожной обстановки.

Зрительная система. Поле зрения, острота зрения и зона видимости. Периферическое и центральное зрение. Факторы, влияющие на уменьшение поля зрения водителя.

Другие системы восприятия (слуховая система, вестибулярная система, суставно-мышечное чувство, интероцепция) и их значение в деятельности водителя.

Влияние скорости движения транспортного средства, алкоголя, медикаментов и эмоциональных состояний водителя на восприятие дорожной обстановки.

Память. Виды памяти и их значение для накопления профессионального опыта.

Мышление. Анализ и синтез как основные процессы мышления. Оперативное мышление и прогнозирование. Навыки распознавания опасных ситуаций. Принятие решения в различных дорожных ситуациях. Важность принятия правильного решения на дороге.

Формирование психомоторных навыков управления автомобилем. Влияние возрастных и гендерных различий на формирование психомоторных навыков. Простая и сложная сенсомоторные реакции, реакция в опасной зоне. Факторы, влияющие на быстроту реакции.

 

Тема 2. Этические основы деятельности водителя

Цели обучения управлению транспортным средством. Мотивация в жизни и на дороге. Мотивация достижения успеха и избегания неудач. Склонность к рискованному поведению на дороге. Формирование привычек. Ценности человека, группы и водителя.

Свойства личности и темперамент. Влияние темперамента на стиль вождения.

Негативное социальное научение. Понятие социального давления. Влияние рекламы, прессы и киноиндустрии на поведение водителя. Ложное чувство безопасности. Влияние социальной роли и социального окружения на стиль вождения. Способы нейтрализации социального давления в процессе управления транспортным средством.

Понятие об этике и этических нормах. Этические нормы водителя. Ответственность водителя за безопасность на дороге. Взаимоотношения водителя с другими участниками дорожного движения. Уязвимые участники дорожного движения, требующие особого внимания (пешеходы, велосипедисты, дети, пожилые люди, инвалиды). Причины предоставления преимущества на дороге общественному транспорту, скорой медицинской помощи, МЧС, полиции. Особенности поведения водителей и пешеходов в жилых зонах и в местах парковки.

 

Тема 3. Основы эффективного общения

Конфликтные ситуации и конфликты на дороге. Причины агрессии и враждебности у водителей и других участников дорожного движения. Тип мышления, приводящий к агрессивному поведению.

Изменение поведения водителя после употребления алкоголя и медикаментов. Влияние плохого самочувствия на поведение водителя.

Профилактика конфликтов. Правила взаимодействия с агрессивным водителем.

 

Тема 4. Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов

Эмоции и поведение водителя. Эмоциональные состояния (гнев, тревога, страх, эйфория, стресс, фрустрация). Изменение восприятия дорожной ситуации и поведения в различных эмоциональных состояниях.

 

Тема 5. Саморегуляция и профилактика конфликтов

Приобретение практического опыта оценки собственного психического состояния и поведения, опыта саморегуляции, а также первичных навыков профилактики конфликтов (отработка навыка в группах, дидактические игры, метод «Case study», метод «Аквариум» и др.). Управление поведением на дороге. Экстренные меры реагирования. Способы саморегуляции эмоциональных состояний.

 

Зачет

Решение ситуационных задач в режиме реального времени по оценке психического состояния, поведения и профилактике конфликтов. Контроль знаний и умений.

 

 

   
  УТВЕРЖДАЮ Директор ООО «Светофор» ___________________________Кукин К.Ю. (подпись)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.